16+

Петербурженка — o том, как ей удалось увернуться от «бешеного трамвая» на Лесном проспекте

12/11/2012

Петербурженка — o том, как ей удалось увернуться от «бешеного трамвая» на Лесном проспекте

Вечером в среду на Лесном проспекте трамвай сошел с рельсов и врезался в опору железнодорожного моста. Перед этим вагон проехал два квартала без водителя на почти предельной скорости. В аварии никто не пострадал, хотя в вагоне в это время находились полдесятка пассажиров. Пострадал сам трамвай – получил повреждения по всему кузову. И еще несколько машин, которые он зацепил. Кто во всем этом виноват?


            Трамвай номер 20 встал на перекрестке Кантемировской и Лесного проспекта из-за мешавших проезду машин, а сдвинуться дальше он уже не смог, так как стоял на обесточенном участке (всего по городу трамвайные пути обслуживаются 108 подстанциями, но есть места, где ток не подведен к проводам, так как действие одной станции кончилось, другой – не началось. В месте, где трамвайные пути пересекаются с троллейбусными, один из проводов тоже обесточивается). Трамвай простоял час, и все это время вагоновожатые из подъехавших сзади составов помогали водителю первого трамвая сдвинуть его до токоприемного места.

Чем это закончилось, рассказывает Оксана Мартыненко – владелец «Рено Логан», которая пыталась повернуть с Кантемировской на Лесной и оказалась прямо перед кабиной трамвая, в которой никого не было, а три человека копошатся возле рельсов с ломиками. «И в момент, когда я нахожусь ровно перпендикулярно и по центру трамвая, усилия трех человек оказались не напрасными: трамвай соскочил с участка обесточивания и помчался без водителя, – рассказала водитель «Рено». – Поняла, что надо сколько возможно протянуть вперед, но впереди машина. Я протянула порядка 40 сантиметров. Это меня и спасло, так как бешеный трамвай не тащил меня боком, не влупил в стоящий на встречных путях второй трамвай, не затянул между ними, не сложил машину в гармошку, и я не пострадала. Он всего-навсего ударил в левый бок машины, развернул ее на 90 градусов параллельно себе и протащил по путям встречного направления. Я успела поставить машину на ручной тормоз – и это меня спасло, т.к. ему было меня тяжело тащить, он порвал железо, отцепился и помчался дальше. А я остановилась в 5 см от встречного трамвая...»

В это время водитель поехавшего трамвая бежал по Лесному проспекту, пытаясь его догнать и запрыгнуть на ходу. Не получилось, трамвай разогнался до 60 км в час, пересек улицу Капитана Воронина, потом врезался в опору железнодорожного моста. Трамвай смяло в глубину примерно на треть корпуса.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что в аварии виноват вагоновожатый, который не опустил токоприемники, когда пытался вручную вытолкнуть трамвай с обесточенного места. Стоимость трамвая – от 30 до 50 миллионов рублей. В справке о ДТП про него написали «полная деформация кузова». Оксана Мартыненко, хозяйка пострадавшего «Рено», опасается, что вред, причиненный трамваю, повесят на нее. Формально у трамвая было преимущество, и водители должны были уступать ему дорогу. «И все равно я сочувствую водителю трамвая, – пишет она. – Натерпелся он страха куда больше, чем люди в трамвае, он же пешком бежал эти 500 метров. И он видел, что трамвай уже в опоре моста, но не видел, что с людьми в вагоне! И что пронеслось у него в голове, пока он бежал к нему? Это ведь даже представить страшно!!! И ведь ему никто в этот момент не сочувствует!»

Online812 обратился за комментарием к известному петербургскому вагоновожатому Михаилу Дружининскому – кто виноват в этой истории и насколько вероятно повторение этой истории.

«Да, подталкивать трамвай ломом запрещено, хотя я сам это проделывал, – говорит Дружининский. – Но что делать, если пробка, неужели ждать аварийку? Жаль, что задний трамвай не смог подтолкнуть передний – тоже, наверно, на обесточенный участок боялся попасть. Я считаю, самая большая ошибка вагоновожатого – не в том, что он не опустил токоприемники, так многие делают, а в том, что не сумел заскочить в вагон. Колупался в рельсах слишком далеко от двери. Я-то всегда рассчитывал, чтобы заскочить сразу, если что. Или кондуктора опытного в салоне оставлял, который сможет затормозить, если что.

Логично еще, если уж не хочешь опускать токоприемники, поставить башмаки на рельсы. Метрах в полутора от колес. Тогда даже если ток появился неожиданно, трамвай проехал бы немного и встал на башмаке. На большой скорости башмак может слететь, но тут-то небольшая…

В городе много мест, где можно вот так вот встать – и не сдвинешься. У Финляндского вокзала, например, или на Тучковой дамбе. Трамваи-самоходы – явление редкое, но бывает. На Васильевском, мне рассказывали, трамвай как-то сам выехал из депо, покатил по Среднему проспекту и встал уже возле Тучкова моста. Но это давно было, в начале 80-х.

Жаль, что трамваи до сих пор не снабжаются аккумулятором, как троллейбусы: на новых-то моделях он есть, но что-то их никак не дождаться, модели эти».

Был случай

11 ноября 2002 года ремонтировавшаяся в депо электричка неожиданно тронулась с места и врезалась в платформу Балтийского вокзала. Под колесами двух первых вагонов, выскочивших на платформу вокзала, погибли четверо и пострадали еще 9 человек. Суд признал виновными в нарушении правил эксплуатации двух слесарей по ремонту подвижного состава. Один получил 3 года колонии-поселения, другой – два.                  

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform