В этом году я с огромным интересом следила за предвыборной кампанией в США – несмотря на то, что выборы, в сущности, ничего не меняют. В Америке, где отцы-основатели специально придумали систему сдержек и противовесов, а разные ветви власти многообразно контролируют друг друга, личность президента мало что значит.
- Если бы президентом США на минувшей неделе был избран Митт Ромни, аборты бы не запретили, а латиноамериканское население не заставили бы «самодепортироваться», как предлагали республиканцы в ходе кампании. Потому что есть еще Конгресс, Сенат, власти штатов, местное самоуправление и суды. Какая разница, кто будет сидеть в Белом доме в ближайшие четыре года? Разница меж тем есть – причем такая, что россиянам особенно легко ее почувствовать.
- Общественная дискуссия в США находится в состоянии, довольно близком к нашему. У нас есть дорогие телезрители и есть читатели интернета плюс аудитория телеканала «Дождь». Телезрители живут в придуманной реальности грузинских шпионов и крутой президентской риторики, а «креативный класс» наивно полагает, что дорогие ему идеалы либерализма представляют такую же ценность для всех и каждого. Налицо окукливание и тех, и других. Телезрители ничего не знают о деле Магнитского и слышать не хотят про Pussy Riot, тогда как у нетелезрителей рассказы о деньгах Госдепа и руках Ходорковского вызывают нервический хохот.
- Но в Америке тоже каждый слушает свое радио, читает свою газету и смотрит свой телевизор. Аудитория прореспубликанского телеканала Fox News искренне убеждена в необходимости отстаивать христианские и семейные ценности и защищать Америку от коммуниста Обамы, тогда как слушатели либерального National Public Radio уверены в необходимости немедленно легализовать марихуану, разрешить однополые браки, закрыть Гуантанамо и ввести всеобщее обязательное медицинское страхование, которое покрывало бы расходы женщин на контрацепцию и аборты.
- Республиканцы в глазах демократов – козлоногий рогач, влекущий страну в ад. Демократы в глазах республиканцев – защитники государственной тирании, которая убьет свободу предпринимательства и развратит народ до такой степени, что тот перестанет воспроизводиться. У каждого своя логика, своя риторика, своя статистика и даже своя математика.
- На протяжении всей кампании республиканцы ссылались на опросы, по которым Ромни неизбежно должен был победить, а демократы приводили цифры, предсказывающие его серьезное поражение. За считанные часы до объявления результатов Ромни заявил журналистам, что речь проигравшего даже не готовил, а сидевший в студии Fox News республиканский стратег Карл Роув час не мог сосчитать голоса выборщиков, чтобы признать, наконец, что
- Обама побеждает вне зависимости от того, кому достанется Флорида.
- Важность последних выборов в Америке состояла не в том, чтобы определить имя президента, а в том, чтобы доказать Карлу Роуву, что дважды два – четыре, а его коллегам – что разговоры о полном запрете абортов являются в современной реальности безумием. Речь шла не о будущем страны, а о проверке реальности – вернее, о выявлении тех, кто потерял с ней контакт.
- Сходным образом, нормальные выборы в России были бы благом не столько потому, что мы получили бы шанс избрать дееспособное правительство (это могло бы и не получиться), сколько потому, что у нас появилась бы возможность узнать, какой конкретно процент населения считает нормальным суд над Мадонной и фобии петербургских казаков. И еще не факт, что этот процент оказался бы незначительным. Без выборов же мы обречены на то, что каждая из двух Россий будет считать другую жалкой горсткой лунатиков и предъявлять ей собственную версию таблицы умножения.
-
ранее:
- Почему власть боится левых и преследует их
- С кем спят атеисты
- «К трансгуманистам я до сих пор относилась иронически. Теперь смеяться не буду»
- «Губернатор Полтавченко просто хочет быть для нас отцом родным»
«Любому понятно, что Москва – никакой не Рим»
«Сейчас есть бодрящая возможность пройти маршем по улице и стать политзаключенным»
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни