16+

Чего людям не хватает в центре Петербурга?

27/11/2012

Чего людям не хватает в центре Петербурга?

Каким должен быть исторический центр Петербурга? Чего там не хватает, а что лишнее. Об этом размышляет известный дизайнер и издатель, художник в третьем поколении Дмитрий ХАРШАК.


           – Чего не хватает историческому центру Петербурга?
- Ему катастрофически не хватает человечности. Изначально имперский, парадный, гордый центр не считается с простыми радостями человека. Город забыл о том, что в первую очередь он предназначен для комфортной жизни людей. Я живу в самом центре – на углу Невского и Садовой. Как и во всем центре, утром вы не найдете пекарню со свежими булочками, или овощную лавку с лотками на улице, или квартального мясника. Пушкинские слова: «И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас» -  безнадежно устарели. Связано ли это с негуманными ценниками на аренду  или с тем, что такой образ города петербуржцами не востребован, – не знаю.

Вода – главное средовое богатство города. Но где человек может спокойно присесть на набережной?  На канале Грибоедова – от Банковского мостика до Никольского собора вечерами у каждой второй тумбы стоят люди, пьют пиво (или водку). Такой наш ответ Петербургу Достоевского.

По статистике, мы живем в «городе одноразового посещения». В Париж, Рим, Венецию весь мир ездит бесконечно и вновь стремится туда. А в Петербурге турист, как и мы, сталкивается с проблемой отсутствия инфраструктуры и дружелюбной городской среды. Полюбуется архитектурными красотами, сходит в музеи, и все, возвращаться незачем.

- А архитектура новая вас не заботит?
- Меня тревожит появление большого количества архитектурных фальшивок, похожих на штампованную «пластмасску».

- Например?
- Многократно обсужденное здание универмага «Стокманн» на углу Невского и Восстания. Чрезвычайно режущее  глаз здание на углу Литейного и Чайковского. Ему прибавили два этажа, и напрочь поломали пропорции и пластику фасада. Рядовая застройка XIX – начала ХХ века мила мне тем, что эта архитектура красиво стареет. Это великое качество, по которому можно безошибочно отделить подлинное и вневременное от фальшивого. С годами дома, построенные сотню-полторы лет назад только набирают харизмы и настоящести. Постройки сегодняшнего дня, в подавляющем большинстве своем, ориентированы на перспективу от силы одного-двух десятилетий. Конечно, может, и простоят они дольше, но благородства красивого старения в них не закладывается ab initio.

- За старением, пусть даже красивым, следует умирание.
- Кирпичного здания хватит на 400 лет. В Европе рядовые дома XVI – XVIII веков продолжают стоять, как ни в чем не бывало, и используются по изначальной функции – там живут люди. Другое дело, что жить в историческом доме – это большая ответственность. На мой взгляд, в Петербурге люди этого, как правило, не ощущают. Отсюда и перепланировки квартир, и разномастные пластиковые окна по фасадам. Если человек является собственником квартиры в историческом центре города, он должен осознавать свою ответственность за сохранение исторического облика и поддержание исправного состояния дома.

- Жители должны вложиться?
- Но и государство не должно оставаться в стороне. Например, в  старых городках Германии оно субсидирует капитальные ремонты. Если это честный фахверк XVI века, то и реставрируется он при помощи исторических стройматериалов, а не их имитации. В Таллине создано специальное агентство, которое помогает людям с ремонтами в исторических домах. Консультирует по технологиям, предлагает строительные материалы. Там не поставишь гипрочную стенку со стекловатой в качестве утеплителя. Необходимо использовать деревянный каркас и соломенные маты.

- Но чем-то можно пожертвовать в центре?
- На мой взгляд, такого вопроса просто нет. Очень много лакун, которые необходимо возвращать из небытия. Что сейчас в  квартале за Конюшенным двором? Какие-то невнятные гаражи, автомойка...  Необходимо наполнение этой территории новым смыслом и функциями. Если сложить воедино три направления развития – реставрация и реконструкция исторических кварталов, приведение в порядок дворов и джентрификация производственных территорий, то работы на наш век точно хватит. И не надо ничем жертвовать!

- Вы продвигается идею музея дизайна в Петербурге. Для него требуется авангардное здание  и в центре?
- Вовсе нет. Для такого музея вопрос стен – не догма. Интересные вещи можно разместить их в любом пространстве.

- В последние годы много разговоров о том, что Петербургу не хватает уличного дизайна, а там где он появляется его качество низкое.
– В отличие от архитектуры, дизайн городской среды непостоянен. Срок жизни фонарного столба или скамейки, вывески или таблички в десятки (а то и сотни) раз меньше, чем у дома, на фасаде которого они помещаются. Печалит тот факт, что профессиональные дизайнеры и архитекторы отдалены от процесса принятия решений. В итоге получаем подделки «под старину».

- Городские власти занялись придумыванием креативного пространства. Что это может быть?
- Держались бы городские власти подальше от этого. Предоставили бы больше свободы и преференций частным инвесторам, работающим в сфере джентрификации петербургских пространств. Потенциал промышленного пояса Петербурга в этом направлении огромен. Уже сейчас оживает набережная Обводного канала. Креативное пространство «Ткачи» – редкий пока пример грамотной реставрации замечательной фабричной архитектуры XIX века.. Неподалеку от «Ткачей» ожили Газгольдеры – две башни заняли мотоклуб и мастерская по реставрации классических автомобилей. Тоже замечательный пример наполнения старой фабричной архитектуры новым смыслом и жизнью. Синергия краснокирпичных зданий и эстетики классических автомобилей и мотоциклов завораживает. Позорище в том, что в самом большом из Газгольдеров до сих пор базируется гараж инкассаторских машин.                   

Вадим ШУВАЛОВ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Собрались заменить старые деревянные окна на пластиковые? Предлагаем вашему вниманию пластиковые окна в Санкт-Петербурге на выгодных для вас условиях по очень разумным ценам. Предложение на сайте okna.imgrand.ru.





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform