18+

Что написано в новом моральном кодексе российских судей

13/12/2012

В декабре у российских судей может появиться новый этический кодекс, который ограничит поведение людей в мантиях. Документ может быть принят на восьмом съезде судей РФ уже в декабре. Вопрос только в том, поможет ли это? Ведь предыдущий соответствующий акт был принят аж в 2004 году, но он никак не мешал судьям выкладывать в социальные сети фотографии в обнимку с бутылкой водки.

                  Комментарии по этому поводу щедро раздает заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ Татьяна Андреева. Она уже выступила в утренней передаче канала «Россия» и дала интервью «Российской газете». По ее мнению, предыдущая редакция кодекса была слишком формальной, поэтому часто «судья затруднялся в выборе правильного поведения».

Из новинок в кодексе — то, что в связи с большим количеством резонансных дел судье разрешат в устной или письменной форме комментировать свои решения по гражданским делам. Это уже делают председатели Конституционного и Арбитражного судов. Неужели мы услышим новые откровения судьи Сыровой или ехидные комментарии судьи Барковского, оправдавшего Мадонну?

При этом отвечая на вопрос, что ждет судью, ведущего себя неподобающим образом, Татьяна Андреева заявила, что его ждет моральное наказание или дисциплинарное взыскание, которое может закончится увольнением.

Проект нового Кодекса уже был опубликован на сайте «Российской газеты», поэтому предлагаем ознакомиться с некоторыми выдержками. Несмотря на убеждения Андреевой в том, что новый кодекс более подробный, в нем также хватает размытых формулировок.

«Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо», – гласит пункт 4.3. Соответственно, каждый судья должен не только знать на зубок этот кодекс, но и буквально чувствовать каждое его слово.

В пятом пункте подробно рассказывается о том, что на протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и приводить к конфликту интересов. При этом он вполне может себе позволить заниматься «другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой». Здесь возникает вопрос — а если судья занимается акционизмом или живописью, и уж тем более пишет стихи? А вдруг почтенный человек сочиняет матерные частушки? Не может ли он ненароком обидеть кого-нибудь, оскорбить чувства?

Пункт 6.1. гласит, что «судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью». При этом он обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи. Логично предположить, что исходя из кодекса судья должен мило улыбаться даже тогда, когда ему отдавили ногу в общественном транспорте, а заводя новые знакомства подробно изучать биографии приятелей.

Дальше следует еще одна интересная мысль – «судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, а также для своих родственников, друзей, знакомых». Человек в мантии не может требовать беспроцентный кредит, бесплатный массаж, путевку под Туапсе, и халявный проезд в автобусе. Также «судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам». Это значит, что приходя в муниципалитет он не может кричать: «Озелените мне двор, я же судья». Замечание разумное, поскольку в России мало кто пренебрегает возможностью козырнуть своим положением на приеме у бюрократов.

Пункт 6.4. – просто убийственный. Его даже полностью можно процитировать: «судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, а также принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи». Если честно, сложно представить себе судью, который не знает, откуда у него пять гаражей и китайская ваза. Но, если такой пункт был включен, значит у некоторых все-таки случаются провалы в памяти.

Пункт 10.5. появился, вероятнее всего, после резонансного разбирательства с Pussy Riot. Теперь судья при исполнении своих обязанностей не должен демонстрировать свою религиозную принадлежность. Вопрос в формулировке. Что именно не может позволить себе судья? Перебирать четки, носить платок, крест поверх одежды или совершать намаз посреди заседания? Или речь идет просто о том, что он не может заявить: «Я, как христианин (мусульманин, буддист и т.д.), считаю...».

Отдельно оговаривается и взаимодействие представителей власти со СМИ. В случае, если деятельность судьи в прессе освещается в искаженном виде, то «решение о форме реагирования на такие выступления должно приниматься каждым судьей самостоятельно». Отвечая на публичную критику, судья должен проявлять сдержанность и осмотрительность. Но в конкретных действиях он никак не ограничен. Хочешь — реагируй, не хочешь — не надо. При этом авторы кодекса не призывают судиться с журналистами, и рекомендуют обращаться в правоохранительные органы только тогда, когда «иные способы реагирования исчерпаны».

Статья 14 рассматривает вопросы, касающиеся внесудебной деятельности. Судьи не должны принимать участие в мероприятиях, которые могут их скомпрометировать. Правда в каких именно — не оговаривается. Допустим, если это пивной фестиваль? Может ли судья пойти на него с семьей или нет? А на встречу одноклассников, если там намечаются танцы и гульба до рассвета? А вдруг судья пошел на праздник, а там начался беспредел (допустим, стрельба на свадьбе), что ему делать, бежать? Как потом отмыться?

Загадкой остается и пункт 14.4: «судья не должен использовать помещения в суде, ресурсы и персонал суда для осуществления внесудебной деятельности». То есть коллектив суда не может выйти на субботник, или отметить 8 марта на работе? Вопросов пока больше, чем ответов...

Удивительно и то, что судья оказывается не может участвовать в сборе средств в пользу общественных организаций. Помимо этого человек в мантиии «должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов». При этом он не может состоять в политических партиях и даже агитировать за кандидатов на выборные должности, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

Изучив этот кодекс никак нельзя ответить на вопрос какую жизнь должен вести представитель судебной власти. Ясно, что он не имеет морального права журить власть имущих, сдавать судебные кладовые под продовольственные склады и участвовать в выборах. Моральная сторона вопроса так и осталась неясной. Видимо, сообщество рассчитывает на то, что все люди взрослые и образованные. Но случаются же и у них промашки...                

Марина ТЕРПИНКОТ, фото er68.ru






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.