16+

«Чем больше на нашем телевидении кулинарных шоу, тем меньше крови и порнухи»

14/12/2012

ИЛЬЯ ЛАЗЕРСОН

Сегодня практически на каждом телеканале существует свое кулинарное шоу. Это нормальное явление для телевидения, потому что такие программы — спонсороемкие, а всякое телевидение — это коммерческое предприятие.


                 Еда и секс — два главных удовольствия в жизни человека. Едите вы, чаще, чем занимаетесь сексом. Так что пища всегда востребована и нуждается в рекламе.

Есть и вторичная причина популярности кулинарных передач. Мы — это вчерашний СССР, который был закрыт не только для демократии, но и для кулинарной культуры. Кроме лаврового листа и душистого перца ничего не было, и многие люди до сих пор не ориентируются в многообразии специй, продуктов и кухонной техники. Поэтому рекламировать есть что.

Часто в этих передачах готовят с использованием специальной техники, например, горелки, которая есть далеко не у каждого, или из экзотических продуктов. Это объясняется очень просто – существует реклама прямая и опосредованная. Вдруг кто-то из зрителей сразу захочет пойти в магазин и купить себе новое устройство? Ну и потом, каждый отдельный человек судит по себе. Один спрашивает: «зачем мне это показывают, ведь я не смогу купить эти продукты?». А у другого рядом гипермаркет, где все есть. Но сколько людей, столько и мнений — на всех не угодишь, поэтому критика всегда будет.

Сейчас я снимаюсь уже в третьей своей передаче, где всегда готовлю по-настоящему. Допустим, если я пеку пирог, и ставлю его в духовку, то съемка останавливается на 40 минут. Звезд я давно уже не приглашаю в кадр. Продюсер понял, что в кадре достаточно меня одного. Я даю людям такой интересный материал, с кучей всякий секретов, что никакие гости мне не нужны. Это лишнее и отвлекает внимание. А кому-то, кто готовит плохо и не умеет внятно объяснять, в кадре нужен партнер, который будет развлекать. Так многие прикрывают свою некомпетентность песнями, разговорами о спорте и политике. Это может кому-то интересно, но я считаю — либо кулинария, либо другой вид искусства. Ну зачем мне Киркоров на передаче? Он сперва будет делать вид, что гречу моет, а потом запоет под фанеру. Единственное удовольствие, что может крупу будет перебирать по-настоящему.

Я считаю свое искусство главным. Поэтому всегда был противником танцев в ресторане. Солировать должен кто-то один. Ресторан — это место, где едят, все остальное мешает.

Но из кулинарных передач часто делают шоу. Например, на Первом канале в процессе участвует целая толпа – Наташа Королева с ее мамой в качестве ведущих и профессиональный повар с домохозяйкой. Меня, кстати, из их редакции уже просто достали звонками, письмами и SMS. Видимо, передачу плохо смотрят, хотят, чтобы я им рейтинг поднимал! Но в этой передаче смешиваются несколько видов искусства. И мне это категорически не нравится.

Раньше я с удовольствием смотрел английскую передачу «Two fat ladies», «Две жирные бабы» по-русски. Там готовили две толстые немолодые дамы, такие домашние и вкусные, что я бы их съел обеих. Они готовили два разных блюда и перебрасывались словами, было интересно. Потом одна из них умерла, и передачу закрыли.

У нас тоже есть передача на «Домашнем», где готовят два специалиста – «Спросите у повара». Такой формат. Когда готовят два профессионала, мне нравится — можно услышать второе мнение, но при этом в кадре никто не танцует.

Передачи модного сегодня Джейми Оливера я видел еще тогда, когда они не шли у нас в широком прокате. Мне очень нравится, что он делает — всегда быстро, просто, есть мотивация действий. Мне очень симпатичен этот подход. Часто в своих программах он готовит из остатков, но лично я не стал бы педалировать эту тему. Когда я готовлю, я рассчитываю, что вся еда будет съедена. Помню, на первом курсе института холодильной промышленности нас еще до начала учебы отправили на картошку в колхоз в Волосовский район. Поскольку там знали, что я закончил техникум общественного питания, и в армии служил поваром, меня отправили в столовую.

Я пытался отказаться, но не вышло, пришлось кормить отряд. И был в деревне такой дядя Сережа, который обладал эксклюзивным правом забирать объедки из столовой, когда каждое лето приезжали студенты. Он в первый же день заявился и сообщил об этом, намекнув, что мы за это сможем париться в его баньке. Но отходов не было! Съедалось все! Дядя Сережа рвал и метал.

Кстати русская калька с Джейми Оливера — это Юлия Высоцкая. Формат программы был куплен, так что приходится соответствовать. Этим и объясняются все ее суетливые движения — чистая постановка, так надо было.

А вообще я считаю, что каждый человек вправе делиться своим кулинарным опытом. Если бы Юля Высоцкая по телевизору учила точать деталь на токарном станке — тогда бы я смеялся. А еда — это общечеловеческая ценность. Поэтому будь это абсолютно слабая в кулинарном отношении Дарья Донцова, или Лариса Рубальская, они имеют на это право. Дамы действительно умеют жарить яичницу и рассказывать об этом годами. Если это кому-то интересно, и спонсоры идут — то ради бога. Чем больше на телевидении будет кулинарии, тем меньше в эфире будут показываться кровь и порнуха.                

ранее:

«Неужели я стал бы травить Черномырдина? Я самоубийца что ли?»
«Сейчас даже трупы не разлагаются, потому что мы все напичканы консервантами»
«Туристические компании – те еще сволочи»
Как правильно выбрать мясо
«За границей популярны не рестораны, а еда»
«Утверждение, что шашлык может приготовить только мужчина – бредовый миф»











Lentainform