16+

Зачем в Петербурге ставят памятники и великим князьям, и великому Ленину

20/12/2012

Зачем в Петербурге ставят памятники и великим князьям, и великому Ленину

Если в первом полугодии открыли всего 7 объектов, то во втором – 21. Из них 6 памятников и памятных знаков. Бог пока к нам милостив, и обещанные памятники Стиву Джобсу и Виктору Цою пока не открыли. И работы Церетели не появились, что следует считать еще большей удачей.


                Князь

Стандартный бюст великого князя Александра Михайловича лишен художественного значения. Является знаком того, что вел. князь был попечителем основанного в 1887 г. Санкт-Петербургского парусного клуба, а в марте 1892 г. с Высочайшего соизволения принял звание почетного члена клуба. Благородство происхождения и все августейшее теперь в моде – действительно, не вести же родословную яхт-клуба от СК ЛОС ДФСО профсоюзов!

Кстати, большинство ныне живущих Романовых являются потомками Александра Михайловича, который в 1918 году вместе с бывшей вдовствующей императрицей Марией Федоровной (своей тещей, которая гостила у дочери и, таким образом, по случайности не попала в число Романовых, подвергшихся казни) эмигрировал из Крыма и поселился во Франции. 

Что касается Чаркина, то, конечно, смешно, что начинавший профессиональную работу с помощи своему учителю Вениамину Пинчуку, много и плодотворно работавшему над «ленинской темой»*, Чаркин еще в 1987 году создал памятник Ф. Э. Дзержинскому в Уфе, но в изменившейся идеологической ситуации довольно быстро перешел сначала к теме Петра I, а затем и Александра Невского; он принял участие в воссоздании памятника Александру III в Иркутске. Деятельность Чаркина – точный симптом внезапного перемещения социального интереса с коммунистических знаков к православной и монархической символике, ставшей конъюнктурно выгодной и модной. Лично меня эта внезапность перемены идеологии по-прежнему смешит.

Несчастливая любовь

Памятник Карлу и Эмилии – самоделка, установленная на Тихорецком проспекте недалеко от трамвайного кольца. Не исключено, что в основе лежит не реальная история, а легенда, которая существует в двух вариантах. Согласно первому, в немецкой колонии на Выборгской стороне жили молодые люди. Когда им было по 18 лет, они захотели пожениться, но из-за того, что принадлежали разным сословиям, получили родительский запрет. Разрешения они ждали почти до старости – 30 лет (!), после чего взялись за руки и бросились в 48-летнем возрасте в пруд. И когда утопленников вытащили из воды, все увидели, что они так и продолжают держаться за руки. Согласно второму варианту, Карл застрелил свою возлюбленную, а потом покончил с собой. Якобы их тела нашли рано утром 4 августа 1855 года в Беклешовом лесу, вблизи торфяных болот, рядом с Парголовом. Похоронили самоубийц за оградой кладбища, над могилами поставили железный крест, который снесли после революции.

Так что это памятник крепкой, но несчастливой любви, что представляет собой сюжет глубоко русский, ибо в русской культуре без несчастья не обходится ничего.

Объект, открытый в 2012 году, больше напоминает самодельную могилу, недоброжелатели раскрыли мне тайну этого холмика: «куча строительного мусора и кусков старого асфальта, присыпанная сверху землей и обложенная булыжниками». Впрочем, помогли камнетесы, а садово-парковое хозяйство помогло с землей и цветами.

Между тем в 2002 году по предложению того же В. Бёма архитектор Станислав Одновалов разработал проект целого мемориала с облицованным камнем водоемом (обозначающим пруд, куда бросились Карл и Эмилия), каменной же оградой, падающей из стены струей воды, обозначающей слезы и неутешное горе, и некой контурной композицией, изображающей двух журавлей и крест. На проекте есть даже резолюция главного художника Петербурга Ивана Уралова: «Согласовано для дальнейшей разработки».

Неразрешимая проблема заключена в том, что то место, где, согласно легенде, находилась могила Карла и Эмилии и где поставлен нынешний объект, никак для памятника не годится, слишком оно непрезентабельно, а другое место упорного Бёма не устраивает.

Багратион

Памятник Багратиону (конкурс проводился в 2009 г.) самоделкой не назовешь – объект сделан профессионально, поставлен грамотно, в центре парка (или сквера), достаточного по площади для правильного обзора объекта, точно выдержана общая высота и соотношение высоты фигуры и постамента. По полученным мною сведениям, работа в творческом коллективе скульпторов распределилась так: лепил в основном Аннануров, а Нейман обеспечивал продвижение проекта через художественную секцию Градсовета, где у него сильные позиции.

Однако здесь нас настигла беда другого рода: созданный волею Александра Ебралидзе, памятник знаменитому грузину совершенно лишен скульптурной выразительности. Я даже не говорю про оригинальность, просто подобных объектов – стоящей мужской фигуры с опорной левой ногой и выставленной немного вперед правой – великое множество. Например, Багратион очень похож на фигуру адмирала М. П. Лазарева – памятник Лазареву работы Н. С. Пименова – И. И. Подозерова стоял в Севастополе с 1860-х до 1928 года. Могу привести и другие примеры, например, памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске по модели скульптора А. М. Опекушина (стоял в 1891 – 1925 г., был воссоздан петербургским скульптором Леонидом Аристовым  и открыт в 1992 г.).

Не в этих примерах дело, речь не о плагиате, а об исчерпанности этого типа памятника, о том, что все возможные варианты уже давно реализованы и найти нечто нестандартное в стоящей мужской фигуре невозможно в принципе. А стандарты, повторы художественного значения иметь не могут. Отсюда, очевидно, такое внимание к второстепенным и третьестепенным деталям: на сапогах у Багратиона тщательно проработанные шпоры, с трудом заметные на высоком пьедестале, а его плащ имеет исключительное количество бурных, волнительных, романтических складок, особенно с тыльной стороны. Кажется, что вся творческая энергия скульпторов, неизрасходованная на поисках позы и жеста, пошла на эти складки плаща, что, впрочем, отсылает к другой работе Н. С. Пименова – памятнику М. С. Воронцову в Тифлисе (был открыт в 1867 г.).

Кстати, на конкурс 2009 г. Нейман и Аннануров представили тяжеловесную фигуру с  избыточной драпировкой плащом, обернутым вокруг фигуры. Тогда мне их работа показалась самой слабой изо всех, представленных на конкурс. Драпировка Багратиона в плащ приводила к комическому эффекту, нарушая пластическую ясность фигуры. Ни Багратион, ни скульпторы не знали, что с этим плащом делать, поэтому – чтобы плащ не закрывал ноги и не превращал статую в пирамиду – Багратион его нелепо поднял, словно собрался войти в воду. В окончательном варианте ноги спереди открыли, превратив плащ в шлейф, зато отыгрались на спинной части.

Спецназ

Памятник спецназу имеет долгую историю. Первая закладка состоялась 29 августа 2004 г. Тогда предполагалось, что это будет композиция из фигур трех бойцов, один из которых прижимает к груди ребенка. Как позже выяснилось, идею памятника спецназовцы устно изложили скульптору Роману Ручкину, которого выбрали для работы над проектом. В 2005 г. уже появился проект, представленный 30 августа: «Скульптурная группа в виде фигур трех бойцов, прикрывающих младенца, символизирует три рода войск – ВДВ, МВД, морскую пехоту. Вокруг ее уменьшенной модели на закладном месте собрались представители именно этих подразделений. <…> Средства на отливку из бронзы почти четырехметрового монумента спецназовцы намерены собрать самостоятельно» (Санкт-Петербургские ведомости. 2005).

В декабре 2006-го заказчик (некоммерческое партнерство «Спецназ – память и слава») представил проект памятника работы Ручкина в Комитет по градостроительству и архитектуре, а в январе 2007-го был представлен художественной секции Градостроительного совета. Скульпторами проект был воспринят как пособие по экипировке спецназа, поэтому поступило предложение организовать конкурс в Союзе художников.

Конкурс был объявлен, на него с  представили 7 проектов. Подведение итогов состоялось в июне 2007 года. Было решено конкурс не завершать, а объявить второй тур, в который вышли проекты С. Асташевой, Р. Ручкина, М. Никитинской, Б. Сергеева и В. Цыбульника. Некоторые скульпторы попытались облагородить заказ на «муляжи» некоторой художественностью решения. Например, проект Б. Сергеева включал установленную на колонне высотой 5 м фигуру Михаила Архангела с мечом в руке (высота фигуры около 2 м, еще один парафраз статуи работы Е. Вучетича), а внизу у подножия колонны – четыре фигуры спецназовцев высотой 210 см.

Были получены неофициальные сведения, что больше всего заказчикам по-прежнему нравится проект Ручкина: три фигуры бойцов с оружием стоят спинами друг к другу, у одного на руках ребенок; натуралистично вылеплены оружие и экипировка. Впрочем, под влиянием входивших в жюри профессиональных скульпторов конкурс было решено продлить до 27 августа 2007 г., когда победителем был признан встречный проект скульпторов А. Иванова и М. Цхададзе и архитектора В. Бухаева – четырехфигурная композиция, в которой один из бойцов держит на руках спасенного ребенка.

29 августа 2007 г. закладной камень будущего памятника был открыт вторично. Перед нами типичный соцреализм, главным критерием является физическое сходство. В этом отношении особый интерес представляет текст пояснительной записки, составленной в 2007 г. заказчиком «памятника спецназу» – некоммерческим партнерством «Спецназ – память и слава» к конкурсу:

«Мемориальный объект (комплекс) должен отображать современных бойцов спецназа различных ведомств, и  это должно быть отображено в экипировке бойцов:

Фигура № 1. Форма одежды для подразделений антитеррора «Альфа», «Вымпел»: на голове шлем-маска с забралом, жилет разгрузочный, вооружение – «Винторез».

Фигура № 2. Форма одежды для подразделений спецназа ГРУ, ВДВ, МВД: на голове берет; бронежилет; автомат Калашникова.

Фигура № 3. Форма одежды для подразделений спецназа милиции: на голове нет головного убора; жилет разгрузочный; вооружение – пистолет Стечкина.

Мемориальный объект (комплекс) должен отображать дань бойцам спецназа, героям нашего времени. Это отображение трагедии в Беслане, «Норд-Ост» и т.д.

Создание художественного решения мемориального объекта (комплекса) должно отвечать нескольким требованиям:

1. Мемориальный объект (комплекс) должен служить местом поклонения и живым воинам и тем, кто погиб при исполнении служебного долга (МВД, ВВ, ГУИН, ФСБ, ГРУ  и т д.).

2. Мемориальный объект (комплекс) – это место для проведения торжественных митингов по случаю празднования «Дня Российского спецназа», где собираются люди разных поколений, административные власти РФ, спецназ различных ведомств, семьи бойцов спецназа, гости Санкт-Петербурга, подрастающее поколение юных защитников отечества.

3. Мемориальный объект (комплекс) – это место для вручения наград героям.

4. Мемориальный объект (комплекс) – это место для патриотического воспитания и передачи опыта подрастающему поколению…

5. Мемориальный объект (комплекс) – это место встречи друзей, вернувшихся из «горячих точек»».

На концептуальном уровне объект приравнивает спецоперации (вроде штурма дворца Амина в Кабуле силами спецгруппы КГБ «Альфа») и локальные войны в «горячих точках» к Великой Отечественной войне. Поскольку цели военных операций и представления об интересах России в сознании участников этих войн размыты, есть потребность в идеологической четкости, символом которой являются вечные объекты из бронзы и гранита.

Нетрудно видеть, что стилистика пособия по экипировке спецназа в открытом памятнике тщательно сохранена. Авторы объекта полностью подчинились защитникам родины, показав автомат, пистолет, винторез, жилет разгрузочный и прочее. Единственный элемент художественности – наклонная рваная плоскость, поставленная под углом в 45 градусов, придающая композиции динамику. Позы получились самые героические. И все усилено стихами Роберта Рождественского к песне из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»: запрос на все стандартное реализовался и тут. Кобзон, Штирлиц – что может быть ближе сердцу спецназовца?

В 2004 и в последующие годы предполагалось, что некоммерческое партнерство «Спецназ – память и слава» само соберет нужные на памятник средства. Однако в итоге оказалось, что финансово-исполнительная группа, обеспечившая создание монумента, состоит из 10 генерал-майоров, а руководителем проекта является генерал армии Куликов А.С. (все фамилии и звания выбиты на одной из стел), который в 1995 – 1998 гг. был министром внутренних дел, а с 21 мая 2012 г. является помощником министра внутренних дел.

Ленин

Но еще более ярким торжеством соцреализма и советского традиционализма стало переоткрытие памятника Ленину в третьем дворе института им. Лесгафта. История ее такова. В 1948 г. Томский создал фигуру для восстанавливаемого памятника в Воронеже, а в 1952 г. она пошла в серию: отливы этой статуи были установлены в Вильнюсе, Иркутске и Ленинграде, где статую поместили в нише фасада Варшавского вокзала. Теперь этот объект, демонтированный в 2005 г., поставили во дворе спортивного вуза, поскольку ректор Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта – член КПРФ.

Я позвонил в университет и попытался узнать, почему все-таки здесь появился памятник Ленину. Девушка из канцелярии охотно пояснила, что в 1919 году именно Ленин подписал постановление, по которому Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования превратились в Государственный институт физического образования. «Мы же не Иваны, не помнящие родства!» – с приятным пафосом сказала девушка из канцелярии. «Нет, нет, мы не Иваны», – заверил ее я.

Между прочим, распоряжением Совета министров, подписанным 11 июня 1993 г. первым заместителем председателя правительства В. Шумейко, институт стал называться академией физкультуры. Не знаю, кто в 2005 г. подписал документ о превращении академии в университет, но ясно, что еще два памятника, один из них Владимиру Шумейко, во дворах физкультувуза появиться должны.

Естественно, появление Ленина с его фирменным жестом правой руки, выражающим твердую уверенность и указывающим дорогу в даль, за горизонт, в замкнутом пространстве не может не восприниматься как анекдот. В Петербурге давно назрело и перезрело создание особого паркового пространства, где можно было бы ставить и нелепые подарки, вроде памятников Неллигану, Каподистрии, Джамбулу или Миранде, и демонтированные памятники Ленину и Дзержинскому, и такие объекты современных скульпторов, которые появились в городской среде в последние 10 лет, – например, статуя «Дворник» и памятник Брусилову Я. Неймана, памятник Петру I работы Церетели и его же памятник Шувалову во дворе Академии художеств, памятник Клодту работы В. Горевого… Вопрос с монументально-декоративной санацией городской среды перезрел, а решать его некому – нет личностей.

 Памятники, установленные в Петербурге в экстерьере во второй половине 2012 г.

1. Бюст великого князя Александра Михайловича. Открыт 19 июля 2012 г. Установлен у Яхт-клуба «Крестовский» (Крестовский остров, Южная дорога, 4, корп. 1.). Скульптор Альберт Чаркин.

2. Памятник Карлу и Эмилии. Установлен 11 июля 2012 г., открыт 21 августа 2012 г. на Тихорецком пр. возле трамвайного кольца. Автор Венедикт Бём.


Памятник Карлу и Эмилии после открытия в 2012 г.

3.  Памятник П. Багратиону. Открыт 7 сентября 2012 г. Установлен в парке между д. 86 и 90 по ул. Марата. Скульпторы Ян Нейман, Ниязмурат Аннануров, архитектор Геннадий Челбогашев. Бронза, гранит. Высота фигуры 450 см. На лицевом фасаде надпись: «Генералу князю Петру Ивановичу Багратиону. 1812». На тыльном фасаде надпись: «Герою отечественной войны 1812 г. благодарные потомки».


В окончательном варианте ноги Багратиону открыли спереди

4. Поклонный крест в честь восстановления в 2007 г. канонического общения между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью. Установлен 12 сентября 2012 г. в Митрополичьем саду Александро-Невской лавры. Автор Эвелина Соловьева. Гранит, бронза (два креста, изображение Евангелия с текстом). Общая высота 500 см, высота постамента 110 см. Первый дар к 300-летию лавры. Освящение состоится 3 января 2013 г.

5. Памятник спецназу «Защита». Открыт 24 октября 2012 г. Установлен в Парке интернационалистов (пр. Славы, напротив д. 100). Скульпторы Антон Иванов, Марлен Цхададзе при участии художника-кузнеца Андрея Яковишина, архитектор Вячеслав Бухаев.


Памятник изображает бойцов спецназа разных ведомств, что отображено в их экипировке

Надписи:
на стеле со стороны пр. Славы: «Спецназу России», «Память и слава».
на наклонной плоскости объекта: «…У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина, мгновенья раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие…»
на второй стеле: «Авторы памятника Архитектор Вячеслав Бухаев, Скульпторы Антон Иванов, Марлен Цхададзе при участии А. Яковишина»; «Бойцам спецназа ФСБ России, КГБ СССР, пограничных войск ФСБ, СВР, ФСО, МВД, внутренних войск МВД, ФСИН, ФСКН»; «Руководитель проекта генерал армии Куликов А. С., финансово-исполнительная группа <фамилии 10 генерал-майоров>»

6. Памятник Ленину (1948, стоял у Варшавского вокзала с 5.11.1949 по 2005 г.). Перевезен 28 августа 2012 г., открыт в третьем дворе Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта 7 ноября 2012 г. Скульптор Николай Томский.                      

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

* Чаркина называли «подильичником» - из-за обилия изваянных им статуй Ленина по всей стране. Чаркин помогал также Г. Д. Ястребенецкому, когда тот работал над памятником Ленину для Дрездена в 1968 – 1974 гг., а также в 1980 г. в работе над бюстом в 6 натуральных величин для совхоза «Пригородный» и в 1982 г. в работе над барельефом Ленина (выколотка) в 7 натуральных величин для станции метро «Удельная».











Lentainform