18+

Какой уникальный реактор должен скоро заработать в Гатчине

26/12/2012

Вопрос о строительстве дороги между Петергофом и Гатчиной рассматривается сейчас по просьбе нового декана физического факультета СПбГУ и одновременно директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. Об этом он сам рассказал на неделе. Дорога нужна, чтобы связать физфак с научным центром мирового уровня, который должен появиться в Гатчине.

              Самый мощный в мире полнопоточный нейтронный реактор ПИК должен в относительно скором времени заработать в находящемся в Гатчине Петербургском институте ядерной физики (ПИЯФ), входящем в состав НИЦ «Курчатовский институт». Этот реактор может использоваться, в частности, как сильнейший микроскоп – он является источником мощных пучков нейтронов, способных просвечивать материалы. Это позволит изучать структуру веществ и строение биологических молекул.

Строительство реактора ПИК началось еще в 1976 году, но после Чернобыльской катастрофы проект был заморожен. В 2007 году на строительство трех пусковых комплексов реактора было выделено 6 миллиардов федеральных рублей. Физический пуск реактора произошел год назад (он происходит на очень малой мощности, что позволяет проверить, все ли работает правильно), но до полного запуска еще далеко.

По словам Ковальчука, позже на территории Гатчины планируется возвести еще один мегапроект – синхротрон, циклический ускоритель частиц.

Ключевой вопрос, который встает в связи с созданием такого мощного научного центра, – привлечение кадров. Михаил Ковальчук говорит, что именно эта проблема побудила его принять предложение ректора СПбГУ Николая Кропачева стать деканом физического факультета. «Ведь это уникальная возможность соединить один из самых крупных научных институтов с одним из знаковых университетов России! Кампус Петергофа находится рядом с Гатчиной, и эти два кластера образуют взаимодополняющие образовательные и исследовательские структуры мирового класса. Если мы к этому добавим реактор и синхротрон, а еще вспомним, сколько вокруг Петербурга дворцов и парков, то получим  уникальный центр культуры и науки».

«Мы создали на факультете кафедру синхротронно-нейтронных исследований. На кафедре 10 студентов, раз в неделю мы их возим в гатчинский институт, – рассказывает Ковальчук. – В процессе обучения мы будем постепенно ориентировать студентов на научную деятельность, впоследствии предложим им рабочие места. Но  пока эта система только запускается».

Ковальчук, как следует из его слов, не собирается быть свадебным генералом на физическом факультете, и уже запланировал его глобальное переустройство. По словам Ковальчука, на физфаке сложилась ситуация, когда кафедры обособились в отдельные кластеры:  «Был период, когда вся страна выживала, и факультет тоже. Каждый по одиночке выжил – одна кафедра получает гранты из Англии, вторая – из Германии и так далее. Вроде бы все устроились и все хорошо. Но развитие подразумевает консолидацию, над этим я и буду работать сейчас. Я подготовил приказ о создании на базе 20 кафедр укрупненной структуры из шести тематических отделений: физика твердого тела, ядерная физика и так далее. Скоро я представлю его ректору. Затем будет создана единая программа исследований физического факультета. Думаю, она будет готова к весне. Кроме того, надо решать текущие проблемы, делать ремонт, например».              

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото diveforum.spb.ru