16+

Почему петербуржцы не могут вернуть не понравившуюся вещь в магазин

24/01/2013

Почему петербуржцы не могут вернуть не понравившуюся вещь в магазин

Тысячи петербуржцев искренне считают, что у них есть законные 14 дней на возврат в магазин не понравившегося им товара. И продавцы пользуются этим заблуждением уже несколько лет. Что делать, если вам продали ненужную вещь.


           Пылесос покрывается пылью

Петербурженка Нина Плюснина в начале января купила в «Техносиле» пылесос примерно за 3,5 тысячи рублей.
— Это еще были праздники, и консультантов в отделе мы не сразу заметили, — вспоминает Нина. — Сами походили, посмотрели ассортимент, выбрали понравившуюся модель и только тогда позвали продавца. Женщина выписала нам товар, сказала, что если что-то не так с пылесосом, то мы можем его вернуть в течение двух недель. Мы и успокоились, даже проверять его не стали.
Это была первая ошибка Нины.

Дома Плюснина решила опробовать агрегат и тут же в нем разочаровалась. Пылесос так истошно шумел, что загнал Нининых кошек на шкаф. Да и самой хозяйке такой рев не понравился. К тому же пылесос противно вонял.

— А главное — меня не устроило, что он всасывал очень слабо. Но в целом работал, то есть был исправен, — говорит Нина.

На следующий же день петербурженка отправилась обратно в магазин, чтобы вернуть пылесос. Но в «Техносиле» наотрез отказались принимать агрегат обратно.

— Я была бы согласна его обменять. Но точно таких же у них уже не было, мы последний купили. И ничего похожего, сопоставимого по ценам и качеству, я тоже не нашла, — объясняет Нина.
В итоге покупательница написала претензию и даже заверила ее в магазине. Но при этом Нина совершила вторую ошибку: в своей претензии она указала причину обращения — «возврат товара надлежащего качества». Прошло уже больше десяти дней, а на эту претензию так никто и не отреагировал. Пылесос теперь пылится у Нины дома. Вместо него был куплен другой, мощнее, тише и без «выхлопных газов».

В подобные истории, по наблю дениям защитников прав потребителей, ежедневно попадают десятки горожан. Они уверены, что у них есть законные 14 дней на раздумье, а на самом деле закон на стороне продавцов.

Какие товары нельзя вернуть

— В такой ситуации правы сотрудники магазина. Если пылесос исправен, то есть надлежащего качества, покупатель не имеет права вернуть его — ни в обмен на другой товар, ни с возвратом заплаченных денег, — рассказали в Обществе потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Как ни парадоксально, но эта невыгодная для потребителей норма прописана в 25-й статье закона о «Защите прав потребителей». В ней есть ссылка на перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. В этом списке в числе прочего упомянуты: лекарства и средства личной гигиены, парфюмерия и косметика, посуда и другие товары, контактирующие с едой, бытовая химия, мебельные гарнитуры и комплекты, драгоценности, автомобили, мото- и велотовары и прогулочные суда, оружие, животные и растения.

И самое главное — в этот список входят технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, в том числе электробытовые машины и приборы, радио-, фото-, кино- и видеотехника, компьютеры, телефоны и факсы, электромузыкальные инструменты и электронные игрушки, то есть вся наша домашняя электроника, включая и пылесос, доставшийся Нине. Если что-то из этого покупателю просто не понравилось или не подошло, но исправно работает, вернуть это в магазин нельзя!

— После праздников у нас много обращений от горожан на подобную тему, люди часто хотят сдать в магазин подаренные им утюги, миксеры или соковыжималки. А не получится! Вещь-то надлежащего качества, — говорит руководитель экспертно-информационного центра Общества потребителей Татьяна Суетова. — Или вот на днях был звонок: молодой человек купил телевизор — плазменную панель. Принес домой — он у него не влезает в приготовленную для него нишу на стене. Тоже вернуть нельзя. Или в коммунальную квартиру соседи скинулись и приобрели стиральную машину, а она не помещается в ванной.Кто виноват, что покупатели не рассчитали? Теперь это их проблема.

Логику этого списка «необмениваемой» техники понять можно. В него входит аппаратура, на которую выписываются гарантийные талоны.

— Одной вещи соответствует всего один талон, и в нем прописывается дата начала действия гарантийного срока. Теперь представьте ситуацию: кто-то купил пылесос, а через несколько дней сдал. По идее его надо возвращать в продажу, но вы купите такой пылесос, гарантия на который начала действовать неделю назад? Вы же попросите новый, — объясняет Татьяна Суетова. — Да, есть магазины, которые принимают исправную технику назад, они идут на уступки, но так не должно быть. И мне не очень понятно, откуда у них новые гарантийные талоны.

Но гораздо популярнее ситуация, когда в магазине заверяют, что они охотно примут товар в течение двух недель, если с ним что-то не так. В этом «что-то» и кроется весь подвох. Продавец подразумевает: «если что-то сломается», а покупатель думает: «если что-то не понравится».

— При покупке обязательно просите паспорт изделия и там читайте характеристики. То, что рассказывает вам продавец, потом к делу не пришьешь. Консультант может расхваливать свой товар, а затем окажется, что в нем нет и половины озвученных функций, — отметила юрист общества Ирина Андреева.

Главный совет всем защитникам прав потребителей: проверяйте товар до его оплаты! Хоть через пять секунд после получения чека, даже если вы не успели выйти из магазина, вы все равно не имеете права вернуть исправный товар из «необменного» перечня, если не нашли в нем дефекта.

Какие товары можно вернуть

Обычному покупателю бывает трудно сообразить, какие же вещи все-таки можно вернуть в магазин, если они не понравились. Вообще-то это все то немногое, что не вошло в «невозвратный список», приведенный выше.

— Из наиболее популярных товаров — это обувь и верхняя одежда, бижутерия, предметы мебели, проданные поштучно, то есть не в составе гарнитуров, — рассказала Ирина Андреева.

Но даже их нужно возвращать умеючи. 25-я статья, помимо перечня невозвратных товаров, богата и на другие подвохи. Так, она называется «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества». Сразу нужно обратить внимание на то, что речь идет об обмене. И есть только пять причин, по которым покупатель может его произвести: если вещь не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. То есть нельзя просто так прийти в магазин, кинуть платье или табуретку кассиру и с ходу требовать возврата денег. Во-первых, нужно обосновать причину (выбрать одну из пяти). Варианты «я передумала», «моя подруга не оценила», «мне теперь деньги нужнее» не пройдут.

Во-вторых, продавец имеет право предложить вам что-то взамен, в том числе с перерасчетом стоимости — например, на размер больше или меньше, другой расцветки, вообще другого фасона. И только в том случае, если подходящих вариантов в магазине не нашлось, тогда можно просить вернуть деньги.

— Но не требовать выложить всю сумму в тот же миг, у магазина есть три календарных дня на возврат денег, — обратила внимание Татьяна Суетова.

Что касается одежды и обуви — их можно возвращать только с оригинальными ярлычками и бирками. При этом недопустимы следы носки. То есть в новой обуви можно походить дома по чистому ковру. Если вы выйдете в ней на улицу и там поймете, что туфли жмут, продавец имеет право отказать в обмене.

Слишком дорогой и слишком шумный

Своими силами Нине Плюсниной было практически нереально вернуть свои деньги. Равно как и любому другому обычному петербуржцу. Однако, если вложить в подобное разбирательство несколько десятков тысяч рублей, потратиться на грамотного юриста и провести экспертизы, то Нина могла бы рассчитывать на возврат своих денег (при удачном исходе дела судебные издержки также покрывал бы магазин).

— Конкретно в том случае явно можно было жаловаться на дефекты, а не признавать, что товар надлежащего качества, — уверен представитель фирмы «Юрист. Питер» Вадим Старовойтов. — Во-первых, неприятный запах, скорее всего, результат горящей и плавящейся проводки. Во-вторых, шум. Если он был такой сильный, то, возможно, превышал установленные в нашей стране нормы. Это, кстати, характерная проблема одних очень известных, очень мощных и очень дорогих пылесосов, продавцы которых ходят по квартирам. Там звук превышает все разумные нормы. И это возможный повод для расторжения договора купли-продажи.

Половина успеха еще зависит от грамотно составленной претензии. Нужно не просто расписать, что не устраивает, а сослаться на нарушенные статьи законов, сразу же потребовать возврата денег, возможно, даже компенсаций.

— По опыту наших дел могу назвать еще один повод для возврата денег за исправный товар. Это кредит, — сообщил Вадим Старовойтов. — По моим оценкам, более 70 процентов выдаваемых сейчас в магазинах потребительских кредитов оформляются неверно, без составления должного договора, а лишь по заявке покупателя. Это неправильно и может быть оспорено в суде.                  

Елена Михина

Ни одна девушка не сможет пройти мимо витрин с красивой и оригинальной бижутерией! Качественная и в широком ассортименте бижутерия оптом в Москве представлена в интернет-магазине Нарядный. Мы предлагаем очень низкие закупочные цены, достойный товар и быструю доставку. Будем рады сотрудничеству!











Lentainform