16+

Самые влиятельные люди в петербургской культуре 2012 года

24/01/2013

Самые влиятельные люди в петербургской культуре 2012 года

Разбираться во влиятельности деятелей петербургской культуры властям всегда было непросто. У одних – прошлые заслуги, они сняли великие фильмы и дирижировали гениальными операми. У другие - заслуги нынешние, они и сейчас снимают и дирижируют. Одни – давно дружат с Путиным. Другие хотя и не дружат, но успешно осваивают бюджетные миллиарды. Поэтому влиятельность здесь - скорее авторитет человека, чем его связи с чиновниками.


              С амые влиятельные люди в петербургской культуре 2012 года

1. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа (1)*
2. Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра (2)
3. Василий Кичеджи, вице-губернатор (3)
4. Лев Додин, худрук МДТ (-)
5. Валерий Фокин, худрук Александринского театра (9)
6. Владимир Гусев, директор Русского музея (5)
7. Александр Сокуров, режиссер (4)
8. Алексей Герман-ст., режиссер (8)
9. Николай Буров, директор Исаакиевского собора (-)
10. Юлия Стрижак, советник вице-губернатора (-)

* В скобках – место в списке по итогам 2011 года.

1. Михаил Пиотровский, как и Валерий Гергиев, – местный столп отечественной культуры, неизменный лидер рейтинга влиятельности. В конце минувшего года он прославился стойкостью и героизмом: православные граждане написали письмо, что выставка «Конец веселья» в Эрмитаже оскорбляет их чувства, и потребовали ее убрать. А Пиотровский высказался в том смысле, что означенные граждане – дураки, и выставку не закрыл. Казалось бы – невеликая смелость, но вот в музее «Эрарта», где за месяц до этого собирались ставить «Лолиту», получив аналогичное письмо от казаков, спектакль отменили. Эксперты отмечают подготовку к 250-летию Эрмитажа (состоится в 2014 году) как важный плацдарм для демонстрации влиятельности Михаила Борисовича.

2. В могуществе и дружбе Валерия Гергиева с Владимиром Путиным никто не сомневается, однако худрук Мариинского театра дома практически не бывает и информационных поводов почти не производит. Ожидаемое в этом году открытие новой сцены Маринки – главный символ  влиятельности Гергиева – все ждали так долго, что уже и забыли, когда ждать начали.

3. Из всех чиновников команды Георгия Полтавченко вице-губернатор Василий Кичеджи наиболее активен – как в публичном пространстве, так и в тех сферах, за которые он отвечает. И к которым, в частности, относится культура. За первый год своего ею руководства он успел поучаствовать в спасении «Ленфильма», реформе театров, организовывал разные фестивали и форумы.

4. Худрук Малого драматического театра Лев Додин, как считают эксперты, стал одним из знаковых людей в культурном сообществе города, на которого смогли опереться новые хозяева Смольного. Соответственно, ему и все карты в руки. В минувшем году было объявлено, что под его эгидой создается новый театральный фестиваль. Кроме того, он наконец получил участок  для строительства новой сцены своего театра.

5. Худрук Александринки Валерий Фокин успешно достраивает новое здание своего театра рядом со старым зданием, а строительство – всегда признак влиятельности. Говорят, о его хороших отношениях с Путиным. Знаменитый театр и умение договариваться с федеральными чиновниками определяют его влиятельность, а понижение в рейтинге конкурентов – повышение сравнительно с результатами пошлого года.

6. Владимир Гусев возглавляет второй по значимости музей города – Русский, -  к которому относится не только задание Михайловского дворца, но и много других хороших объектов. В частности, Летний сад, открытый после реставрации в прошлом году. Не все оценили новый вид этого старейшего городского парка, но все прониклись масштабом и стоимостью проделанных работ.

 7. Режиссер Александр Сокуров в минувшем году постоянно был в фокусе общественного внимания, но в целом его деятельность нельзя назвать успешной. Вместе с другими неравнодушными он пытался спасти казармы Конно-артиллерийской бригады и дом Рогова, но никакой ответной реакции со стороны властей не встретил. В отличие от предыдущего Смольного новая команда предпочитает сохранять исторический центр самостоятельно, что ведет к снижению влияния градозащитников. Не увенчались успехом и попытки Александра Сокурова предложить свой вариант развития «Ленфильма». Однако его активная позиция и авторитет сохраняют режиссера в числе влиятельных деятелей городской культуры.

8. Алексей Герман-старший также участвовал в битве за «Ленфильм», но его результаты лучше: его сын (А. Герман-мл.) входит в совет директоров киностудии (Сокуров из него вышел). Ни в каких других историях из жизни города, кроме «Ленфильма», Герман не участвовал, однако все эксперты по-прежнему говорят о нем, как о великом режиссере, последний фильм которого вот-вот дойдет до зрителя.

9. Директор музея «Исаакиевский собор» (к которому относятся также Смольный, Спас-на-Крови и Сампсониевский соборы) народный артист Николай Буров был когда-то председателем Комитета по культуре и имеет определенный чиновничий опыт. В конце правления Валентины Матвиенко он не фигурировал в числе влиятельных деятелей культуры, но сейчас возглавил Общественный совет Петербурга, и, как уверяют, его мнение стало более весомым, чем раньше. Тем более что руководство Смольного неравнодушно к храмам, а у Бурова их целых 4.

10. Вице-губернатор Василий Кичеджи считал, что лучшей кандидатуры на пост председателя Комитета по культуре, чем его советник Юлия Стрижак, не найти. Однако аппаратные игры в Смольном и в культурной среде не позволили этому назначению состояться. В итоге полгода Комитет по культуре живет без председателя, а Юлия Стрижак помогает своему руководителю ориентироваться в непростом культурном мире Петербурга

Комментарий

Лилия Шитенбург, театральный критик:

- 2012 год для петербургской культуры выдался тяжелым и тревожным. Это год принятия, а иногда и отмены непродуманных решений. Год мучительных, все еще не разрешенных конфликтов. Год, когда на культурном поле безобразно ярко проявились разрушительные силы. На общем фоне непоколебимость Эрмитажа, возглавляемого Михаилом Пиотровским, осмелившимся назвать идиотов (требовавших запретить выставку братьев Чепмен и проверить музей на «экстремизм») «идиотами», выглядит внушительно. Ничто не властно и над музыкой, оперой и балетом Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева (даже открытые письма недовольной части балетной труппы на имя министра культуры).

Единственным чиновником, отвечающим за культуру, в городе остался Василий Кичеджи. Кресло председателя профильного комитета после почти совсем-совсем добровольной отставки Дмитрия Месхиева все еще пустует.

Короткое, но необычайно яркое правление Месхиева в статусе председателя Комитета по культуре внесло чрезвычайное оживление в жизнь культурной столицы. На борьбу с инспирированными Месхиевым инициативами (попытка введения контрактной системы для директоров театров, скандал вокруг то ли назначения, то ли увольнения режиссера Юрия Бутусова и т. д.) ушло довольно много времени и сил творческих работников.

Среди всех этих бурь даже немного странно, что в городе еще остаются «островки стабильности». Тот факт, что скандалы обошли стороной Александринский театр и МДТ говорит в пользу их руководителей. Лев Додин даже несколько укрепил свои позиции на общегородском уровне, согласившись возглавить Зимний петербургский театральный фестиваль. Впрочем, усилилось ли в этом случае его личное влияние или он сам подвергся влиянию (дабы ничто не омрачило строительство нового здания для театра) – определенно сказать невозможно.

Нешуточный конфликт разгорелся на киностудии «Ленфильм» – на сей раз конфликтовали давние сторонники: Алексей Герман и Александр Сокуров. Как бы то ни было, Сокуров остается Сокуровым, а Герман – Германом. «Влиятельность» может быть оспорена, а гений – нет.

Не может обойтись список влиятельных культурных деятелей и без почетного советника губернатора по культуре Рудольфа Фурманова, руководителя «Русской антрепризы». О степени этого влияния говорит тот факт, что частный театр  получил городской грант в размере 15 миллионов рублей – когда городские театры довольствовались неизмеримо меньшей суммой. Это ли не влияние?!

Особенность 2012 года –  неожиданно усилившееся давление на культурную сферу разрозненных групп малообразованных и агрессивных горожан. Ранее проходившие по разряду комических курьезов, ныне их заявления отчего-то стали проходить по разряду стратегически важных инициатив. Мракобесы кидают камни в Музей Набокова, избивают работников культуры, пытаются запретить современное искусство, Мадонну и Леди Гагу, указывают Сокурову, как надо снимать кино... С ними пока справляются, но тенденция очевидна. Маргинальное направление оказалось магистральным.                 

Подготовил Антон МУХИН, фото fontanka.ru








Lentainform