16+

«ТВ-каналам нужны не креативные сценаристы для сериалов, те кто сдает материал в срок и работает за деньги и только ради денег»

25/01/2013

«ТВ-каналам нужны не креативные сценаристы для сериалов, те кто сдает материал в срок и работает за деньги и только ради денег»

В год в России производится порядка 200 сериалов. Удачных из них – единицы. Шедевров – вообще нет. Почему?


            Поиску ответа на этот вопрос был посвящен материал «Почему в России снимают плохие сериалы». Тогда эксперты пришли к выводу, что если не во всем, то во многом виноваты продюсеры, которые не заинтересованы делать хорошие сериалы. Профессионалы от сериального бизнеса с этим выводом не согласились. Получилось, что виноваты не продюсеры, а каналы.

Главное правило, существующее в сериальной индустрии, – ни один телеканал никогда не купит то, что им не было заказано. Производящая компания запускает  сериал в производство только после того, как канал, которому сразу переходят права на еще сделанный продукт, дает ей гарантийное письмо. Роль продюсера  в этой ситуации сводится к функции агента – он ищет режиссера и актеров, нанимает сценариста и занимается собственно съемками. Впрочем, и режиссера, и исполнителей главных ролей продюсер обязательно согласовывает с каналом-заказчиком.

Если продюсер снимает сериал без заказа канала, то он обладает принципиально  большей творческой свободой, но сохраняется очень высокий риск того, что он не вернет вложенных в производство деньги.

Виктор Будилов, продюсер, компания  «Гамма Продакшен»:
«Существует  два варианта создания сериала. Первый – это когда мы с каналом, с которым  работаем много лет, договариваемся сделать сериал. Его проект согласован, но физически договор еще не готов.  Остается техническая процедура согласования-подписания, но принципиальная договоренность есть. И тогда мы  начинаем снимать. И второй вариант, когда мы снимаем на свой страх и риск. Такой способ мы за десять лет работы практиковали один раз. Это было теле-муви,  и там все было не очень удачно. Нам, по сути, так и не удалось пристроить этот материал».

Игорь Копылов, режиссер: 
«Нам в компанию «Триикс Медиа»  мальчишка принес симпатичную заявку. Про ребят, которые хотят попасть на праздник «Алые паруса». Я сам этот праздник никогда не видел. Посмотрел в интернете и понял, что это очень красиво.  Мы написали совместный сценарий и сняли сериал в три раза дешевле, чем снимается обычно. Артисты, правда,  снимались практически бесплатно. Жигунов, например, получил один рубль. Все согласились потому, что не так часто у нас снимается детское и семейное кино. При этом мы ни на чем не экономили. Сняли камерой RED, которая работает в большом разрешении. Сериалы на  RED  обычно не снимают.  И теперь мы не можем его продать ни на один канал».

Невозможность продать каналу то, что им не заказано, связано, по мнению работников сериальной индустрии, с тем, что у каждого канала свой список  «агентов»-продюсеров, с которыми они работают. В качестве примера «близкого» к Первому каналу продюсера обычно приводят Дениса Евстигнеева, спродюсировавшего сериалы «Мосгаз», «Краткий курс счастливой жизни», «Гаражи».

Впрочем, бывают и исключения.  Так «Гамма Продакшен» сейчас снимает сериалы для нескольких каналов – канала Рен, «России» и Пятого, а начинала с сотрудничества с НТВ (основной свой продукт – сериал «Морские дьяволы»  – «Гамма» сняла именно для НТВ). 

Приблизительно до  середины 2000-х продюсеры  одновременно работали с разными каналами, снимали разножанровые сериалы  и обладали большой самостоятельностью. Но начиная с  2005 года руководители каналов стали требовать показывать им сценарии будущих фильмов и постепенно стали доминировать в процессе их написания. Сегодня ни продюсеру, ни сценаристу не принадлежит право решать, что появится  в сценарии. Позднее  каналы стали выбирать  режиссеров и актеров.

В результате сериальный формат разделился: НТВ стало снимать и показывать криминальные драмы. Канал «Россия» –  мелодрамы. СТС – ситкомы  и романтические комедии. ТНТ –  ситкомы с молодежным уклоном.  Первый канал снимает масштабные экранизации и идеологически ориентирующие теле-муви («Обратная сторона Луны» или «Жизнь и судьба»).  И все бы было ничего, если бы в России не было так мало  телеканалов, имеющих возможность тратить деньги на сериальное производство.

Жесткий формат определяет специфические требования к сценариям  и режиссуре. Поэтому теперь на «России» невозможно увидеть мелодраму, где главным героем был бы мужчина. Причина – канал смотрят, прежде всего, женщины. Возраст  женщины-героини тоже жестко регламентируется – 20 – 35 лет. Редко 40. Пятьдесят – никогда. Герои – простые люди, богемы или иностранцев быть не должно. Не должно быть и остросоциальных тем или «язв общества» – нищеты, наркоманов, алкоголиков. От режиссеров требуется снимать  «красиво». Это значит, что если на экране деревенская сирота, то на ней могут быть симпатичные сережки.

Больше всего в этой ситуации страдают сценаристы – сценарист первый принимает на себя удар формата, и должен уметь работать в ударном темпе.

Наталья Портнова, сценарист, обладатель премии ТЭФИ:
«Поиск сценаристов идет постоянно. Но в основном ищут сценаристов-конвейерщиков, работающих в командах. Нужны группы авторов, которые могут писать детективные истории для вертикальных сериалов. Это когда главные герои постоянны, а история в каждой серии должна быть разная (так, прежде всего на НТВ).

Ценятся авторы, которые работают быстро и сдают в срок. Как правило, они работают парами или командой и получают  на всех  240 – 350 тысяч рублей за 90-минутный эпизод в зависимости от канала. Их главный плюс – не креативность, а способность стабильно выдавать по фильму или два в месяц и знание требований канала, поскольку ценность этих сериалов – в их нескончаемости. Найти таких авторов трудно. Потому что это работа не за славу. И не за здравый смысл, и не для души. Это работа за деньги и только ради денег. Это так тяжело и бессмысленно, что я считаю это плохооплачиваемым преступлением.

Внятной и единственной причины, по которой каналы перешли к практике жестких отношений с проверенными продюсерами, ни один из экспертов нам назвать не смог. Одни говорили, что необходимость «держать формат» возникла из-за  цензурных ограничений. Другие – что в сериальной индустрии вращаются слишком большие суммы. И система доверенных продюсеров идеальная форма для распила сериального бюджета. Правда, не один из наших собеседников так и не смог рассказать подробности этого механизма «под диктофон».

По мнению продюсера Будилова, то, что телеканалы и производящие компании со стороны похожи  на мафиозные семьи, связано не с тем, что все продается и покупается, а  с тем, что в стране мало профессионалов. Никто не хочет рисковать. Если есть режиссер Урсуляк, про которого известно, что он может снять неплохое кино, то зачем рисковать с режиссером Сидоровым?

Виктор Будилов, продюсер, компания  «Гамма Продакшен»:
«Наша проблема – профессиональная. У нас в институтах преподают все те же люди, что и двадцать лет назад. Они привыкли жить в системе, где  было государственное телевидение, государственное кино. Я не говорю, что оно было плохое. Но оно жило не по коммерческим законам. А сегодня мне нужно, чтобы режиссер снял мне за смену семь минут. А если он не снимет семь минут, у меня летит вся смена. А не снимает он их потому, что, например,  рельсы не туда поехали. Происходит это из-за того, что у нас очень короткий подготовительный период, в том числе короткий период написания сценария. Мы живем в очень узких производственных рамках».

На вопрос, почему все должно быть так быстро и наспех, Будилов отвечает, что и на Западе так живут, только мы не умеем. И нам просто надо научиться  работать. Пока же  сериальные съемки выглядят так, как описывает сценарист Портнова.

Наталья Портнова, сценарист, обладатель премии ТЭФИ:
«Расскажу, как снимался в этом году телефильм по моему сценарию.  Съемочный период – одиннадцать дней. Я не представляю, как можно снять девяносто  минут за одиннадцать дней, тем более когда много разных объектов. Переезды, установка света и аппаратуры – все делается бегом. В нашем случае исполнитель главной мужской роли мог приехать на площадку только пять первых дней из одиннадцати. Значит, сначала снимали все сцены с ним, что не успели, то не успели. Времени на репетиции нет, оно не предусмотрено, у звезд оплачивается съемочный день, и весь он занят съемками. Времени учить текст – нет.

Если у актера хорошая память, то он что-то запомнит, если нет – говорит от себя близко по смыслу. Но сложные диалоги – совсем не получаются. Их не сыграть с лету. Конечно, если бы была возможность снимать месяц, разобрать текст, отрепетировать, выстроить кадры, то качество фильма было бы совершенно другим.  Но снятый за одиннадцать дней фильм занял верхнюю строчку рейтинга кинопоказа за неделю среди всех каналов.  Стоит ли телеканалу вкладывать больше денег в кино, делая его более качественным? Нет. Рейтинг нашего фильма подтверждает правильность выбранной политики».

Правда, отсутствие профессионалов не мешает некоторым каналам делать вполне качественные сериалы. По  Первому только что прошел снятый любимцем Каннского фестиваля Николаем Хомерики сериал «Синдром дракона». В следующем году ТНТ запускает сериал «Близкие» с режиссером  Петром Бусловым  Режиссеры, снимающие артхаус идут в «телевизор» не только из-за денег, но и из интереса. Борис Хлебников, автор «Пока ночь не разлучит», признался нашему журнала, что давно хочет снять ситком, но не может найти хороший сценарий. Пока ищет.

Справка

По данным исследовательской компании «Невафильм», телевизионное кино с 2006 по 2009 год аккумулировало все основные инвестиции в киноиндустрию (телефильмы и сериалы – 52%, игровое кино – 41%, неигровое кино – 4%).

Попадание в прайм-тайм (с 19.00 до 23.00) не всегда гарантирует сериалу высокие  рейтинги. Так, доля экранизации булгаковской «Белой гвардии», шедшей на канале Россия  в очень хорошее время (с 19.00 до 20.00)  падала с очень высокой доли в 19,5 процента (рейтинг 7,2%) в день премьеры до провальной  13,1 процента (рейтинг 5,2%) в день показа последних серий.

На каналах СТС и ТНТ обычно показывают сериалы, произведенные в компаниях, принадлежащих самим каналам. Так «СТС Медиа» показывает сериалы собственной производящей компанией «Стори Фёрст Продакшн» (объединенные «Костафильм» и «Сохо Медиа»).  Канал ТНТ предпочитает штатных сценаристов и производит свои сериалы сам (самый успешный проект ТНТ – сериал «Интерны», получил уникальный рейтинг 6,7% при доле 29%).                 

Елена НЕКРАСОВА











Lentainform