16+

Названы самые влиятельные люди в петербургских СМИ

01/02/2013

Названы самые влиятельные люди в петербургских СМИ

Рынок массмедиа в Петербурге традиционно достаточно независим (по российским меркам), и любой желающий может найти издание на свой политический и художественный вкус.


                Потеряв контроль над Пятым каналом еще во времена Валентины Матвиенко, городские власти утратили доминирующее присутствие на информационном поле, которое им обеспечивал этот главный и единственный тогда городской телеканал. И являются лишь одним из игроков на этом рынке.

В итоге рейтинг 2012 года выглядит следующим образом:

1. Василий Кичеджи, вице-губернатор (3)*
2. Олег Руднов, владелец Балтийской медиа-группы (1)
3. Андрей Константинов, глава АЖУРа (2)
4. Эдуард Райкин, гендиректор ЗАО «Первый канал – Петербург» (5)
5. Юрий Ковальчук, владелец Национальной медиа-группы (4)
6. Александр Лобков, председатель Комитета по печати (-)
7. Борис Петров, директор регионального центра ИТАР-ТАСС (9)
8 . Виталий Волков, директор ГТРК «Санкт-Петербург» (8)
9. Людмила Фомичева, председатель Союза журналистов СПб и ЛО (10)
10. Алексей Разоренов, глава информационной группы «Кросс-медиа» (-)

* В скобках – место в списке по итогам 2011 года.

Сейчас успешность СМИ в Петербурге зависит не столько от дружбы его владельцев со Смольным, сколько от правильно выбранной ниши и грамотной работы творческих коллективов. Хотя от финансовой помощи со стороны города мало кто отказывается.

1. Отвечающий за СМИ, образование и культуру вице-губернатор Василий Кичеджи курирует городской медиарынок не так навязчиво, как его предшественница. Результат: кто из журналистов хочет любить губернатора – тот его любит, кто не хочет – не любит. Главный рычаг влияния на городские СМИ, который может использовать Смольный, – распределение грантов. Власти пользуются им вполне успешно, скандал на эту тему был только один – с «Петербургским театральным журналом», – да и тот счастливо разрешился после вмешательства вице-губернатора. При Василии Кичеджи Смольный до некоторой степени расширил свое присутствие в умах сограждан, сделав свою газету «Петербургский дневник» из еженедельной ежедневной.

2. Во времена Валентины Матвиенко хозяин Балтийской медиа-группы Олег Руднов демонстрировал свою к ее администрации некоторую оппозиционность. В отношении Георгия Полтавченко СМИ его холдинга стали более лояльными, хотя знаменитая фраза про жлобство была произнесена губернатором именно в интервью каналу 100ТВ. Именно 100ТВ – единственный полноценный городской телеканал – является главной силой БМГ. Некоторые уверяют, что в течение года  неофициальными собственниками канала (которыми, как считается, являются структуры, близкие к «Газпрому» и банку «Россия»), обсуждалась возможность его продажи. В результате чего он мог быть выведен из-под контроля Олега Руднова. Но этого не случилось.

3. В Петербурге два крупных медиахолдинга — Балтийская медиа-группа и АЖУР, в которые входят почти все крупные собственно петербургские СМИ. Руководитель АЖУРа, Андрей Константинов, активно присутствовал в 2012 году в информационном пространстве, а количество интернет-ресурсов, входящих в медиа-группу, неуклонно росло, но ключевым активом медиа-холдинга по прежнему оставалась «Фонтанка.ру» (в прошлом году руководство АЖУРа опровергло информацию о ее продаже).

4. Руководитель местного представительства Первого канала Эдуард Райкин некоторое время назад занялся созданием интернет-медиа-холдинг «Раград», который, помимо прочего, собирался издавать ежедневный «Петербургский дневник». Но этим планам не суждено было сбыться, и теперь эксперты перестали оценивать перспективы «Раграда». Иначе они смотрят на перспективы самого Райкина, который считается очень удачливым бизнесменом, недавно он возглавил петербургское представительство «Видео интернешнл» и находится в хороших отношениях с новой командой Смольного.

5. Главный акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук владеет холдингом Национальная медиа-группа, в который входят, в частности, Пятый канал, Рен-ТВ, «Известия» и ряд других СМИ. Кроме того, ему принадлежит часть пакета акций «Санкт-Петербургских ведомостей». Впрочем, всеми этими активами Ковальчук в своих целях на городском поле практически не пользуется.

6. Стратегически отношения со СМИ выстраивает, конечно, вице-губернатор Василий Кичеджи. Но все тактические вопросы ложатся на плечи главы Комитета по печати Александра Лобкова. Поэтому эксперты оценивают его влиятельность достаточно высоко.

7. Влияние главы ИТАР-ТАСС Бориса Петрова, по оценкам экспертов, при новых городских властях стало выше, чем было при старых. Он и физически переместился поближе к Смольному – из офиса на Садовой улице переехал в просторный дом на Шпалерной. 

8. Глава Петербургской дирекции ВГТРК Виталий Волков отвечает за местные выпуски «Вестей», которые считаются очень  значимым информационным ресурсом. Впрочем, сам Волков на публичном поле не очень активен, поэтому эксперты ставят не перемещают его  в начало рейтинга.

9. Президент северо-западного «Интерфакса» Людмила Фомичева возглавляет не только представительство одного из крупнейших информагентств, но и петербургский Союз журналистов. Однако влиятельность этого журналистского профсоюза далека от той, которая была в перестроечные времена.

10. Специалиста по PR Алексея Разоренова считают человеком, который не только контролирует порталы Zaks.ru, Lenizdat.ru и местное представительство «Новой газеты», но и вообще может подсказать интересующимся, как ориентироваться на медийном рынке. Однако с новой командой Смольного отношения у Разоренова, как уверяют, не сложились.

Комментарий

Александр Горшков, главный редактор ресурса «Фонтанка.ру»:

– Политика Смольного нового образца существенным образом отличается от времен, когда профильным вице-губернатором была Алла Манилова. Смольный сосредоточился на двух своих медийных активах – телеканале «Санкт-Петербург» и газете «Петербургский дневник». Не могу сказать, что эти СМИ уже задают тон на информационном поле, тем не менее, они доносят взгляд городской администрации. Вместе с тем Смольный не так активно, как прежде, влияет на формирование позиции других массмедиа. Может быть, все дело в том, что это первый год работы новой администрации, и она пока еще только выстраивает каналы коммуникации – в таком случае следует ждать усиления активности в нынешнем году. А может быть, это новая линия, которая, кстати, устраивает большинство руководителей СМИ.

На рынке массмедиа не появилось новых игроков, все фамилии известны, но расстановка сил менялась. Можно отметить, что существенно усилил свои позиции Эдуард Райкин, глава Петербургского представительства Первого канала и собственник компании «Раград». Он приобрел ресурс «Спорт-экспресс», а также стал контролировать компанию «Видео интернешнл» в Петербурге, которая продает рекламу на ряде телеканалов и в интернете. Это очень серьезный рекламный бизнес. Из тех, кто не попал в рейтинг влиятельности, но является ключевым игроком в своей сфере, я бы отметил ресурс 47news во главе с Андреем Потапенко. Это безусловный лидер информационного поля в Ленинградской области. Его аудитория -  Суворовский, 67, и районные администрации, для многих областных СМИ он представляет собой главный источник информации.                    

Подготовил Антон МУХИН, фото fedpress.ru











Lentainform