18+

Почему власти Петербурга разучились тратить бюджетные деньги

04/02/2013

В 2012 году чиновники не смогли потратить 53 млрд рублей из заложенных в бюджете Петербурга 429 млрд. По словам председателя комитета финансов Смольного Эдуарда Батанова, 87,6% исполнения бюджета по расходам - это худший результат за последние годы. Зато с доходной частью все в порядке - она исполнена на 99,3%. Почему власти разучились тратить деньги?

            Основная причина неисполнения бюджета по расходам – проблемы с проектами Адресной инвестиционной программы (АИП). Из-за АИП неизрасходованными остались 35 млрд рублей. Причины – неподготовленность проектов и площадок, в частности, из-за нерешенных имущественных вопросов.

Проблемы с проектами были и раньше, но почти не отражались в бюджете из-за практики переходящих авансов: проекты, будучи не готовыми, финансировались на год вперед. С 2012 года, как объяснил Батанов, комитеты стали отказываться от таких авансов и финансировать только выполненные работы. Например,  4,2 миллиарда планировали потратить на строительство стадиона на Крестовском острове – но не потратили, так как по объекту до сих пор нет проектной документации.

Сложная ситуация сложилась с метро – строительство постоянно откладывается из-за имущественных проблем: территории, где согласно Генплану должны появиться новые станции, переданы в долгосрочную аренду. «Мы могли бы выделить больше денег, но их не на что тратить – нет утвержденных проектов, – говорит Батанов. – «Метрострой» пока не может выполнить даже те ассигнования, которые есть».

Среди комитетов наибольшее неисполнение бюджета у комитета по строительству – почти 22 млрд рублей. Это деньги, на которые не были построены 6 из 7 школ и не завершилось строительство инфекционной больницы в Полюстрове.

Комитет по энергетике не освоил 9 млрд рублей, комитет по развитию транспортной инфраструктуры 8 млрд, больше 3 млрд – Комитет по транспорту и Комитет финансов. Как пояснил Эдуард Батанов, неисполнение Комитета финансов связано со сбережением средств Резервного фонда, где «чем меньше потрачено, тем лучше».

Полностью бюджет исполнен по бюджетным учреждениям и по социальным статьям.
С доходами все гораздо лучше – город заработал 373,5 млрд из 376 запланированных, то есть справился на 99,3%. Самые большие поступления в бюджет – это налог на доходы физических лиц, который составляет 35,6% доходов.

Какой бюджет сложится в 2013 году, пока не ясно – корректировка пройдет в марте-апреле. Известны примерные планы по проектам ГЧП. По мнению Батанова, они не будут для бюджета большой нагрузкой. Так, «Невскую ратушу» начнут выкупать только в 2014 году, поскольку пока  не сдана первая очередь. Ранее Сергей Вязалов говорил о том, что с ВТБ уже ведутся переговоры о рассрочке на три года. По словам вице-губернатора, в 2014 году для этих целей в бюджете выделят 10,1 млрд рублей.

Большая часть обязательств по Пулково, по словам Батанова, уже выполнена. Проект «Аэроэкспресса», который  должен был соединить Балтийский вокзал с аэропортом, в бюджет не заложен:  «РЖД обещали предоставить модель, но прошел год – а модели все нет. Конечно, «Аэроэкспресс» был бы хорошим вариантом сообщения с аэропортом. Но как принимать проект, если мы его не видим?  К тому же в аэропорт серьезного потока нет,  автобусы и маршрутки справляются. За прошлый год автобус перевез 1,5 млн пассажиров – это не много».

Самое большое обязательство – по строительству ЗСД. Максимальная сумма, которая может быть зарезервирована под проект в 2013 году – 8 млрд рублей, однако Батанов надеется, что ее удастся существенно снизить. 

Объем заимствований в 2013 году будет корректироваться в сторону уменьшения.. Предельный объем заимствований – 25 млрд рублей. «Надеюсь, мы его немного уменьшим», – сказал Батанов.

Размещение облигаций – один из источников дохода бюджета – может состояться осенью. Также Комитет финансов продолжит размещать временно свободные средства на банковские депозиты. По итогам 2012 года от размещения на депозитах было привлечено 2,677 миллиарда рублей.                 

Анастасия ДМИТРИЕВА






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.