18+

«Я считаю, для Петербурга 5-6 бюджетных театра достаточно, остальные пусть сами выкручиваются»

08/02/2013

В Петербурге небольшой скандальчик. Небольшой для нас, купчинских гопников. И очень даже большой для людей высокой культуры и духовности. Комитет по культуре урезал финансирование петербургских театров то ли на 100, то ли на 200 миллионов рублей.

              Я попытался разобраться, сколько вообще театров в Петербурге финансируются из бюджета.

Нашел интервью с бывшим председателем Комитета по культуре Месхиевым. Он точно не знает. Вроде, говорит, 28.

Нашел постановление правительства СПб от 2005 года с изменениями от 2011 года. Выходит, за счет средств городского бюджета финансируются 20 театров и 6 концертных организаций, к которым относятся Капелла, симфонический оркестр, Детский ледовый театр и т.д.

В итоге выяснил реальные цифры – 25 городских театров и 11 концертных организаций получают постоянное финансирование из городского бюджета

Но в этом списке нет Мариинского тетра, Александринского, БДТ, МДТ, которые финансируются из федерального бюджета.

Короче говоря, будем считать, что за государственный счет в Петербурге финансируются около 30 театров.

В Москве таких около сотни – 88 из городского бюджета плюс федеральные. К финансируемым из горбюджета относятся  – в числе прочих — такие оазисы искусства и духовности, как театр Евгения Петросяна и театр Надежды Бабкиной.

100 лет назад, во времена, которые принято называть Серебряным веком русской культуры, государством финансировались только императорские театры. В Москве – Большой и Малый, В Петербурге – Мариинский, Александринский и Михайловский. В последнем не было постоянной труппы, то есть это, видимо, нечто вроде концертной организации по-современному.

Еще существовали народные дома, где тоже ставили спектакли. Но лишь один народный дом был муниципальным. Его открыла Московская городская дума. И популярностью он не пользовался. А в Петербурге народный дом построили на частные средства. И он был очень популярен. Там выступали лучшие артисты. Шаляпин, например.

Оно и понятно. Весь тогдашний театр, который составил славу русского искусства, – это частный театр. Типа МХТ. Даже Шаляпина научили петь не в Мариинском театре, а в частной опере Мамонтова.

Скажите мне: почему сейчас государство должно финансировать столько театров? Почему актеры должны получать зарплату как бюджетники?

Если это забота о культуре, тогда я не понимаю, почему государство не содержит писателей или художников? Чем они хуже актеров? По-моему, они лучше актеров. 

При этом театры имеют наглость заявлять: государство не имеет права вмешиваться в наш репертуар, не имеет права назначать нам худруков, которых мы не хотим. 

Музеи, предположим, тоже содержатся за счет государства. Но они хотя бы не требуют права самостоятельно определять «репертуар». Если музей артиллерийский, так он пушки и показывает.

К тому же музеи хранят историческую память. А театры ничего не хранят. Вот, к примеру, все говорят, что Станиславский, мол, великий режиссер. А откуда я знаю, великий он или нет? Я знаю, что Гоголь – великий писатель, потому что читал «Мертвые души». Я слушал оперу Бородина «Князь Игорь» – и многое понравилось. А спектаклей Станиславского я не видел. И никто из ныне живущих их не видел. Поскольку кинохроника сохранила только малюсенький фрагмент репетиции.

То есть потомкам нынешние театры ничего не дадут. Если они нужны современникам, то могут обойтись и без господдержки.

В общем, я считаю, 5 – 6 театров в Петербурге пусть финансируются из бюджета, а остальные пусть сами выкручиваются.

Культура? А что культура? Да, в советские времена посещение театра являлось признаком культурного человека. Как у Зощенко: «Вы бы, говорит, как кавалер у власти, сводили меня, например, в театр». А во времена Пушкина культурный человек – это тот, кто умеет фехтовать, танцевать на балу и бегло разговаривать по-французски. Меняются времена-то. Новое появляется, старое умирает.  

В конце концов, что такое театр? «Да дурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна».

С другой стороны, если вернуться к Зощенко, «в этом искусстве много хорошего. Скажем, выйдешь на сцену, а публика смотрит. А среди публики – знакомые, родственники со стороны жены, граждане с дома».

Для такой публики можно и без гонорара сыграть.                 

 

ранее:

«Пушкин и депутат Анденко не отвечают за свою матерщину, а мы, журналисты, как всегда, крайние»
Как я из ксенофоба превратился в толеранта
«Я, наверное, выгляжу, как лох...»
«Путин внешне стал мягче, и народ тут же осмелел»
«Мой двор – это точка, где слились воедино дороги и дураки»






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.