Среди петербургских градозащитников появилась новая сила: анархисты. В минувший понедельник полиция разогнала сквот, организованный ими в одном из пакгаузов Варшавского вокзала. Первый в истории города «политический», выходящий за рамки собственно анархистской тусовки сквот просуществовал больше месяца, закончился одним уголовным делом и двадцатью административными. Институциональные градозащитники и анархисты относятся друг к другу настороженно.
Вокзал
Малолюдный торговый комплекс «Варшавский экспресс» в здании бывшего вокзала с нелепым витражом там, где при большевиках стоял указующий путь Ленин – все, с чем ассоциируется у большинство горожан словосочетание «Варшавский вокзал» сегодня. Слева, в глубине, находится двухэтажный деревянный дом. Он недавно был расселен, статус памятника защищает его от сноса, но не от пожара, который сразу избавил бы и власти, и строителей от многих проблем.
Справа за вокзалом — кирпичная водонапорная башня тоже находящаяся под охраной. Как недавно выяснилось, РЖД собиралось ее сносить, но КГИОП предупредил железнодорожников, что поступать таким образом не надо. За самим вокзалом – небольшая площадка паровозного музея, над которым торчит поднятая ракета железнодорожного ракетного комплекса БЖРК 15П96 «Молодец» (экспонат). Это – Варшавский вокзал для тех, кто не поленится обойти его бывшее здание кругом.
Сам комплекс вокзала тянется далеко на юг и огорожен забором с неприлично большими, явно официальными дырками. Это довольно слабо застроенная территория, зимой занесенная снегом, а летом заросшая травой с пятнами нефтепродуктов на земле и железнодорожным мусором. Единственные ее обитатели – редкие РЖДшные охранники, скучающие и вполне (по крайней мере, до всех событий) дружелюбные. Готовые рассказать, что на растущей здесь яблони чудесные яблоки. Но только на вкус отдают мазутом, которым за 150 лет пропиталась почва.
Несколько длинных одноэтажных пакгаузов из красного кирпича, большое краснокирпичное же депо, разные служебные помещения и поворотный круг, чтобы разворачивать паровозы. Тоже памятник. Много столбов, проводов и разных табличек с философскими надписями типа «конец пути». Сейчас все это под снегом и только какие-то рабочие, раскопав в нем рельсы, режут их автогеном. Западнее – плотно застроенная промышленными объектами территория с недавно отремонтированным приспособленным под бизнес-центр круглым депо.
В настоящий момент на территории комплекса снесено несколько зданий дореволюционной и советской постройки. Кроме того, сгорел единственный пакгауз-памятник, но КГИОП потребовал от его собственника, почты России, восстановить все, как было.
Сквоттеры
Сквоттинг, то есть занятие заброшенного здания, традиция левой европейской контр-культуры. Она существует и в России, но если Христиания в Копенгагене – одна из туристических достопримечательностей, у нас сквоты – явление довольно редкое и неафишируемое. Потому что угрозу для сквоттеров представляют и полиция, и радикально настроенные группировки правого толка, враждующие с леваками. После Пушкинской, 10, которая уже давно превратилась во вполне себе респектабельное официальное заведение, пакгауз на Варшавском вокзале стал первым в Петербурге сквотом, привлекшим к себе внимание всего города.
По телевизору сквоттеров привычно называли градозащитниками, хотя институционализированные градозащитники – в первую очередь «Живой город» и ВООПИК – не имеют к ним отношения. Единственное исключение – группа «Экология рядовой архитектуры» (ЭРА). Не все из захвативших пакгауз, по словам самих захватчиков, были идейными анархистами, но образ их действий – и сам сквоттинг, и черный «веселый Роджер», поднятый над зданием, и тематические рисунки внутри помещения – классический анархистский.
Сквот, по словам его участников, был организован еще в декабре прошлого года. Для него был избран один из четырех сохранившихся пакгаузов, принадлежащий компании «Адамант», который она сдавала в аренду. Правда, на момент захвата никаких арендаторов там не было. Собственники обо всем этом знали, переживали из-за того, что анархисты подключились к их электричеству, но никаких силовых действий не предпринимали. В начале января, когда все было готово, о создании сквота объявили во всеуслышание. Его обитатели залили каток, устраивали анархо-елку, слушали музыку и патрулировали территорию, обещая препятствовать сносу любого исторического здания.

Анархисты - новые градозащитники Петербурга?
В конце января начались попытки разогнать сквот – сначала они предпринимались силами местной охраны, потом та вызвала полицию, а полиция – ОМОН. 4 февраля омоновцы штурмом взяли пакгауз и задержали находившихся в нем 22 сквоттера. При этом, по версии правоохранительных органом, трое штурмовавших получили телесные повреждения, причем одному омоновцу проломили голову, а другому выбили зубы.

Анархисты - новые градозащитники Петербурга?
В результате возбуждено уголовное дело по статье о применении насилия в отношении представителя власти, подозреваемым по которому является один из сквоттеров, Денис Левкин. Он арестован и находится в Крестах. Всем остальным предъявлены обвинения по административным статьям, их двое суток продержали в отделениях полиции, после чего отпустили до суда. В «Адаманте» уже заявили, что построят на месте пакгауза, снос которого считают допустимым, офисный центр.
Градозащитники
Помимо истории сквоттеров на Варшавском вокзале есть история профессиональных градозащитников. Сейчас ВООПИиК делает историко-культурную экспертизу территории комплекса. Правда, не всей – той ее части, которую собирается застраивать заказчик экспертизы, ЛенСпецСМУ, и некоторых прилегающих объектов, в частности — адмантовского пакгауза. Что составляет примерно половину всего комплекса. Однако готова экспертиза будет только к концу месяца.
Из профессиональных градозащитников идеологическую поддержку сквоттерам оказывала только группа «Экология рядовой архитектуры» Алексея Ярэмы. У которой довольно сложные отношения с остальными товарищами по борьбе. Ярэма считает их всех предателями, о чем пишет в интернете при каждом удобном случае. Товарищи по борьбе считают его человеком, с которым сложно иметь дело.

ОМОН разогнал анархистов, засевших в пакгаузе за Варшавским вокзалом, поднявшим над ним черный флаг ради великой цели сохранения исторического наследия. ОМОН посчитал, что наследие надо сохранять под какими-то другими флагами.
«К сожалению, некоторые люди настолько преданы своему делу, что воспринимают любую точку зрения, отличную от их собственной, как предательство, имеющее корыстную подоплеку, – сказал координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов, – но с ними все равно нужно общаться, потому что они тоже приносят пользу. Что касается захвата пакгауза, по моему мнению, он чреват самыми негативными последствиями. Пакгауз находился в хорошем состоянии, «Адамант» не собирался его трогать. Если бы в конце февраля экспертиза признала его памятником, угрозы сноса бы не было. А теперь компания вспомнила о нем и может решить быстро его уничтожить».
Пространство
Настоящая ценность комплекса Варшавского вокзала не столько в зданиях, являющих собой далеко не самые ценные образцы промышленной архитектуры, сколько в территории. Как показал опыт Новой Голландии, которая в виде небольшого засеянного травой участка без всяких развлекательных комплексов и мультиплексов пользуется у горожан бешеной популярностью, городу нужны открытые общественные пространства. Где можно играть в бадминтон или устраивать рок-концерты. Таким пространством с разбросанными по нему краснокирпичными постройками, удобным с точки зрения транспортной доступности, мог бы стать Варшавский вокзал. Но он им никогда не станет. Повинуясь духу времени, строители могут, скрепя сердце, сохранить исторические постройки и интегрировать их в свои многоэтажные жилые комплексы. Но открытое пространство они не сохранят никогда.
Справка
Территория за Варшавским вокзалом относится к пафосно начатому, но почти забытому проекту Измайловской перспективы, в котором собирались участвовать многие девелоперы. Она не очень плотно застроена в стиле промышленной архитектуры конца XIX века. Ряд построек – сам вокзал, водонапорная башня, деревянный жилой дом, поворотный круг, один из пакгаузов и еще несколько зданий (всего 10) являются вновь выявленными памятниками.
Еще 5 строений комплекса лишены охранного статуса пять лет назад, несколько пакгаузов и постройки советского времени никогда его и не имели. Сейчас идет расчистка территории, принадлежащей ЛенСпецСМУ, которое планирует застроить ее жильем. Однако формально компания никакого отношения к сносу не имеет, так как он, по словам градозащитников, проводится по заказу предыдущего владельца этой земли – РЖД.
Кроме того, западнее вокзала планируется пробивать Новоизмайловский проспект, который тоже заденет два исторических здания. Правда, одновременно он заденет и Митрофаньевское кладбище, уже однажды спасенное Георгием Полтавченко.
Антон МУХИН
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов