На заседании правительства глава Комитета финансов Эдуард Батанов сообщил, почему метро в Петербурге строится медленно. Хотя деньги вы бюджете на это есть - но их не освоить. Строительство тормозится из-за того, что площадки, где должны появиться новые станции, переданы в аренду частным компаниям. Online812 пытался понять, кто же в этом виноват?
Отраслевая схема развития метрополитена была утверждена в июне 2011 года (постановление правительства СПб «Об Отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 годы с перспективой до 2025 года»). Согласно этой схеме, после того, как будет достроена пятая, фиолетовая, ветка, где последней открыли «Международную», следующая на очереди – Красносельско-Калининская ветка. Однако ее очередь может и не подойти.
Строительством метро в Петербурге занимается ОАО «Метрострой». Пресс-секретарь компании Екатерина Гигиняк подтвердила: на территориях шести будущих станций указанной ветки находятся объекты, которые нельзя снести просто так. Эти шесть станций – «Обводный канал-2», «Боровая», «Черниговская» (пересадка на «Московские ворота»), «Броневая», «Путиловская» (пересадка на «Кировский завод») и «Казаковская».
«Большая часть территорий находится либо в городской, либо в федеральной, либо в частной собственности», – говорят в «Метрострое». При этом площадок, которые находятся в чье-то собственности, не 6, а больше 30. На них расположены самые разные объекты, рассказывает Екатерина Гигиняк: «Где-то зеленые насаждения. Есть участок, где проходят железнодорожные пути, которые находятся в собственности РЖД, но не используются. Есть площадки, которые почти ничем не заняты – там стоят павильоны, которые легко демонтировать. Но пока площадки не освобождены, проект не может пройти экспертизу. А если нет экспертизы проекта, то не может быть объявлен конкурс на строительство. И это одна из главных причин, почему не строится метро. Мы готовы строить, но у нас нет на это законного права».
Как объясняет заместитель главы КУГИ Елена Федорова, большая часть проблемных территорий была вовлечена в хозяйственный оборот еще до издания Отраслевой схемы развития метро. Однако, по ее словам, в договорах аренды по этим территориям прописано, что они могут быть досрочно расторгнуты для государственных нужд – это предусмотрено земельным законодательством. «Подобные договоры могут быть расторгнуты КУГИ в одностороннем порядке», – говорит Федорова.
При этом есть территории, которые сдали в аренду после принятия схемы развития метро. В КУГИ о них молчат, представителям «Метростроя» это кажется странным: «Схема была принята в 2011 году. После этого, как нам удалось выяснить, КУГИ сдало в аренду площадку, через которую пройдет линия метро, на 49 лет – под строительство парковки. Между тем при готовой схеме метро все территории, где запланированы станции, должны были быть зарезервированы Комитетом по градостроительству. Однако если найти на сайт КГА, то обнаружится, что в 2012 году вышло всего одно постановление о резервировании земельных участков: № 128 от 15 февраля 2012 года о строительстве автодороги в Московском районе. Подобных постановлений относительно метро не было ни в 2012-м, ни в 2011-м, когда была принята схема метрополитена.
«Мы обращались в разные комитеты с просьбой разобраться в ситуации, писали письмо Полтавченко – пока никакого результата. Мы строители, а нам строить нечего», – говорят в «Метрострое».
Еще в прошлом году сотрудники «Метростроя» говорили, что компания фактически простаивает без работы. Если до 2011 года «Метрострой» сдавал в эксплуатацию в среднем по одной станции в год, то теперь строительство почти замерло. В «Метрострое» даже предлагали перевести компанию на 3-дневную рабочую неделю, отправив часть сотрудников в длительный отпуск.
Между тем в КУГИ заверяют, что ведут работу по изъятию земельных участков у собственников под строительство метрополитена. В частности, по словам Елены Федоровой, проведена работа по расторжению договоров аренды земельных участков в рамках территории, предназначенной для строительства электродепо «Красносельское» (ООО «Автохемос», земельные участки с кадастровыми номерами 78:40:8341:1026, 78:40:8341:1027) и вестибюля станции «Обводный канал-2» (ООО «ПК «Орбита», земельный участок с кадастровым номером 78:13:7309:1009).
Правда, не совсем ясно, какого рода работа была проведена с указанными компаниями. Мы связались с заместителем директора ООО «ПК «Орбита». Он удивился вопросу о строительстве метро – по его словам, компания никаких переговоров с КУГИ не вела: «Никаких обращений к нам не поступало, я об этом слышу в первый раз. Мы территориально на Лиговском проспекте не находимся, мы там только зарегистрированы, а фактически наша производственная база – в Новгородской области».
Во второй компании – ООО «Автохемос» – застать гендиректора не удалось, сотрудники о расторжении договора ничего не слышал.
Решение об изъятии земельных участков принимается Правительством Санкт-Петербурга, а подготовку этих решений осуществляет Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. В какие сроки завершится расторжение договоров, неизвестно.
Комментарий
Александр Карпов, генеральный директор центра экспертиз ЭКОМ:
– Вся эта история стала возможной благодаря коррупции. Это сговор, в котором совершенно определенно были задействованы КУГИ, КГА и Земельный комитет. Все происходящее вокруг метро – это совершенно преднамеренные действия и бездействие. В КГА занимаются бездействием – не осуществляют резервирование земель. Это предусмотрено федеральным законодательством, но они этого не делают. Ведь после выхода любого постановления правительства, содержащего адреса, тут же должна создаваться серия постановлений о резервировании земельных участков! Этого не происходит. И те станции, для которых не построить выходы сейчас, не в 2011 году на карте появились, а очень давно. И резервировать территории давно нужно было.
Второй участник сговора – Комитет по земельным ресурсам, который владеет информацией по участкам. Третий – КУГИ, который эти земли сдавал.
Такое происходит часто. Вот пример. Была интересная история с усадьбой Пехтина, которая вылезает на планируемую 7-ю магистраль. Постановление о выставлении на торги этого здания принималось отдельным решением за подписью зампреда КУГИ. То есть КУГИ, зная, что здание находится в госсобственности и на территории, где будет строиться магистраль, выставило его на торги. Та же схема – в истории с метро. Это коррупция в чистом виде с нанесением огромного ущерба городской казне и жителям, которые живут без метро».
Анастасия ДМИТРИЕВА, фото fotki.yandex.ru
- Очевидец: утром на Дворцовом мосту застрял автобус
- Сколько будет стоить билет на немецкий поезд «Ласточка» до Новгорода
- Петербургских пассажиров окончательно запутали системой ГЛОНАСС
- Петербурженка — o том, как ей удалось увернуться от «бешеного трамвая» на Лесном проспекте
- Иностранец пытается прочитать названия станций минского метро. Смотрите ВИДЕО
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
