18+

Как в Петербурге автошколы обманывают будущих водителей

20/02/2013

В Петербурге плодятся автошколы, которые устраивают из процесса обучения самый настоящий лохотрон. Заманивая петербуржцев низкими ценами, они затем выпускают на дороги города потенциальных убийц, необученных даже правильно держать руль.

                 «МК» в Питере» уже рассказывал о ситуации в автошколах. Как оказалось, этот бизнес фактически не подконтролен властям. Наш корреспондент внедрился в одну из сомнительных контор, обещающих почти бесплатные права. Открытий было много, в том числе и такое: автошколы у нас уже открывают уголовники-рецидивисты!

Учитесь и не задавайте вопросов

Рекламой школы «Автолабиринт» забит весь Интернет. «Полный курс вождения в школе «Автолабиринт» станет первым шагом к получению прав категории В. Работают 15 филиалов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», — зазывает один известный купоночный сайт. Цена вопроса — всего 2990 рублей. Тогда как в других автошколах города курс обучения стоит не меньше 25 тысяч рублей... Есть чем соблазниться. Народ скупает купоны пачками, даже не задаваясь вопросом: а почему так дешево?

Корреспондент «МК» в Питере» приобрел купон «Автолабиринта» и уже через несколько часов поднимался на лифте на 17-й этаж жилого дома — центральный офис этой автошколы находится в обычной квартире-студии. В глубине квартиры меня встретил администратор — габаритный лысый мужчина. Тут же озвучил все расценки. Помимо стоимости купона, придется оплатить первоначальный взнос в размере 5500 рублей. За эту сумму мне был обещан теоретический курс в классе, который располагается в торговом центре «Сабина».

Еще 13 000 рублей предлагается заплатить инструктору по вождению. Их несколько — я могу выбрать любого, кого захочу. Пытаюсь узнать, есть ли у школы лицензия на образовательную деятельность — главный документ, который необходим для работы автошколы. Но администратор даже не скрывает, что этого документа у них нет.

«Как же вы будете проводить итоговую аттестацию?» — удивился я. «Мы вам сделаем документы от автошколы «Автопилот» или «Профнавигатор», — прозвучал ответ. «Я заключаю договор с ИП (индивидуальным предпринимателем), а документы получу от другого юридического лица?» — еще раз уточняю я. «А вам не все равно, от кого вы получите документы? — сообщает «директор автошколы». — Вы сюда пришли учиться или задавать вопросы?»

А вопрос, по сути, один. Почему цена выросла с 3000 рублей до 21 500? Деньги за купон уже не вернуть... Меня уже обманули. Кто-то понимает сразу, кто-то намного позже, что его банально «разводят», но остановиться уже нет никакой возможности. Жертву втягивают в глубокие финансовые отношения — она все время за что-то платит.

Технология поборов

Администратором и одновременно директором «Автолабиринта» оказался индивидуальный предприниматель (ИП) Сергей Левочский. В прошлом у него — несколько судимостей, в том числе за убийство. В настоящем — обучение петербуржцев водительскому мастерству. Этот рынок он окучивает, совершенно не таясь — ни от прокуратуры, ни от полиции, ни от Министерства образования. Всех тех, кто по сути должен контролировать рынок автошкол. Некоторые питерские автошколы — с лицензиями! — дают ему «напрокат» инструкторов и преподавателей, которые в свободное от основной работы время чему-то там обучают граждан. Уроки проходят в кафе, элементы площадок отрабатываются на парковках у гипермаркетов! Это, как оказалось, вообще отдельный бизнес — некоторые инструкторы по вождению набирают себе учеников, заранее зная, что не в состоянии дать им полный курс обучения. Но деньги берут как за полный. Кстати, на прошлой неделе питерские полицейские задержали замдиректора автошколы «Профессиональный лицей № 110 «Автосервис» за вымогательство взяток от преподавателей-инструкторов — он требовал деньги (по 2 тысячи рублей за каждого ученика) за возможность давать частные уроки вождения в свободное от работы время. Уж не в «Автолабиринте» ли?

Весной прошлого года тот же Сергей Левочский обучал горожан в конторе под другим названием — «Автоковчег». Видимо, тогда «методика преподавания» только оттачивалась.

— Я заплатил 9900 рублей за обучение в «Автоковчеге», — рассказывает Владимир Юрков, который купил в Интернете купон этой конторы. — В купоне указывалось, что эта сумма за полный курс обучения. 20 августа я заключил договор на обучение с Левочским. Потом начались занятия. Проводились они в кафе «Белый лотос» на улице Коломенской. Группа — 33 человека — располагалась на диванах за столиками. Преподаватель зачитывала нам правила дорожного движения. Потом я доплатил еще 4950 рублей за практические занятия на машине. Элементы площадки мы отрабатывали на парковке супермаркета на углу улицы Коллонтай и Дальневосточного проспекта.

Когда пришла пора сдавать экзамен, инструктор по вождению, по словам Владимира Юркова, предложил ему заплатить еще 5500 рублей. А чтобы подстраховаться на экзаменах в ГИБДД, внести «в кассу» еще 15 000 рублей. На экзамены в ГИБДД Юрков приехал 26 января 2013 года и с удивлением узнал, что будет сдавать их в составе автошколы «Автопилот» (лицензированной).

— Экзамен по теории ПДД я сдал. А вот площадку (на ней отрабатываются три элемента. — Ред.) завалил, — говорит Юрков. — И это неудивительно, учитывая, что настоящую площадку со всеми элементами я увидел только в ГИБДД...

«Мы чтим Уголовный кодекс»

Сергей Левочский в разговоре с корреспондентом «МК» в Питере» больше всего удивился вопросу о наличии лицензии на образовательную деятельность. Без этого документа автошкола вне закона. Но индивидуальный предприниматель, вертясь, словно уж на сковородке, доказывал обратное.

— ИП разрешается проводить педагогическую деятельность без лицензии! — заявил Левочский. — Мы ведь не ООО, вот ему нужна будет лицензия. А нам нет.

— То есть, по вашей логике, я могу оформить ИП и открыть автошколу прямо у себя в редакции?
— Можете назвать это автошколой, а можете курсами, — ничуть не смутившись, ответствовал Сергей Левочский. — Каждый человек может сдать экзамены в ГАИ экстерном, самостоятельно подготовившись дома (закон действительно это разрешает, но на практике это удается только единицам. — Ред.), вот мы людям в этом и помогаем!

— Так вы автошкола или нет?
— Как это? Мы никак себя не представляем (это неправда — «Автолабиринт» и «Автоковчег» открыто рекламируются на купоночных сайтах как школы. — Ред.). Можно назвать нас обществом индивидуальных предпринимателей. Мы учеников раздаем по разным автошколам. Мы у людей денег не берем, они сами платят инструкторам, мы выбираем самых лучших.

— Тогда какой вам смысл заниматься этим бизнесом, раз, как вы говорите, денег не берете с учеников?
— А мы людям предоставляем рабочие места! Преподавателям по теории, инструкторам по вождению... У нас нет административного состава. Я сам преподаю за рулем, работаю по 9–10 часов.

— То есть я приду по вашему же объявлению в школу «Автолабиринт», а учить меня будут в другой школе?
— Ну конечно! Мы просто «привязываемся» к какой-то автошколе и все... Мы работаем уже полтора года, и никаких проблем с законом у нас нет. Потому что мы чтим Уголовный кодекс. У нас самые низкие цены в городе. Поэтому люди к нам идут.

— Сколько людей с вашей помощью уже получили права?
— Это коммерческая тайна.

— Вы отвечаете за качество обучения?
— Стопроцентно! А вы знаете, что никто не научит человека нормально водить машину за три месяца? Чтобы сдать экзамены в ГАИ, ему нужно минимум 3–5 лет практики.

То есть смысл такой: учи не учи, а экзамен все равно провалишь. Сдашь, только если сильно повезет. То есть Левочский снимает с себя всякую ответственность за подготовку водителей. Хотя это явная чушь: за три месяца при нормальной учебе с профессиональными инструкторами на хороших автомобилях в оборудованных классах и площадках вполне можно стать водителем и сдать экзамен в ГАИ без всяких взяток. Но Левочский уверяет, что делает доброе дело — практически даром, проводя обучение. Но эксперты говорят, что за 10 тысяч рублей обучить чему-либо нереально. Аренда нормальных классов, обустройство площадок, содержание автопарка, зарплата инструкторов и педагогов, стоимость бензина, налоги и т. д. — все то, без чего невозможно качественное обучение, требует куда более серьезных затрат.

— Это бардак! — возмущается Александр Ваймер, председатель Северо-Западной региональной ассоциации автошкол. — Из 142 лицензированных автошкол только 70 работают цивилизованно. Вот в них еще отвечают за качество подготовки водителей.

По информации «МК» в Питере», деятельностью ИП «Левочский С. Б.» уже заинтересовались в ГУВД.

Тем временем

В Интернете уже продают водительские права «с гарантией». Эту услугу открыто предлагают в социальных сетях. Продавцы озвучивают суммы прямым текстом, ничего не боясь. «Если делать с нуля и официально, то общая стоимость прав будет около 65 (тысяч рублей. — Ред.), — сообщает некий Андрей. — По срокам займет около пары недель. В стоимость включены автошкола, экзамены в автошколе, теория в ГАИ, практика и город в ГАИ. Продавец прав гарантирует, что права будут сделаны и получены на шоссе Революции (там находится МРЭО ГИБДД. — Ред.)».                   

Ирина МОЛЧАНОВА, Лев СЕМЕНОВ, фото 2drive.org.ua