16+

Что надо сделать, чтобы плавучие рестораны в Петербурге никому не мешали

25/02/2013

Что надо сделать, чтобы плавучие рестораны в Петербурге никому не мешали

Плавучий стриптиз-бар «Забава» должен прекратить свое существование у Петроградской набережной. Судьба «Летучего голландца» на Мытнинской набережной не очень понятно – то ли его тоже уберут, то ли оставят, в общем, рассмотрят и его вопрос. Это следует из ответа губернатора Георгия Полтавченко на запрос депутата ЗакСа Алексея Макарова.


            Основанием для депутатского запроса стала история с дебаркадером «Парус», который в октябре 2012-го пытались насильно вывезти с набережной. Тогда «Парус» пошел ко дну . Депутат интересовался, почему этот конкретный дебаркадер убрали, а остальные продолжают стоять (впрочем, в то же время с Невы был выселен ресторан «Кронверк»).

Объекты покидали набережные согласно распоряжению 2005 года (вступившему в силу в 2007-м), которое запрещает размещать в исторической части Петербурга стационарные водные объекты, которые не несут транспортные функции. Как уверяет сейчас губернатор в своем ответе депутату, с 2007 года ни один участок не был предоставлен в аренду.

В октябре, разъясняя историю с «Парусом», представитель КУГИ Ольга Барашкина, сообщила нам, что «Летучий Голландец», «Акварель», «Благодать» и «Забава» находятся в акватории Невы законно, поскольку заключили договор аренды еще до 2005 года. Несмотря на то что для некоторых объектов срок договора истек, он продолжает действовать в режиме неопределенного времени при отсутствии проблем, рассказала она.

В Комитет по градостроительству тогда, правда, предложили иную версию – плавучие рестораны «Летучий Голландец» и «Благодать» появились на Неве благодаря специальным распоряжениями губернатора.

«Эти корабли – по крайней мере, часть из них – появились при прежнем губернаторе в нарушение всех правил, – рассказывает директор Регионального архитектурно-художественного фонда Виктор Сиваков, в начале 2000-х занимавшийся разработкой регламента оформления объектов водной инфраструктуры для КГА, – тут работала известная схема. Сначала владелец ресторана строит его, тратит огромные деньги, а потом возмущается: «Ну, мы столько денег угрохали, не убирать же теперь!» То же самое у нас происходит с жилищным строительством, когда строят 20 этажей вместо 5. Такая история была с «Голландцем», чтобы его поставить, пришлось провести серьезные работы, даже рыть канал. Вот что значит административно-финансовый ресурс у владельцев!»

Этот запрос депутата Макарова – не первый. Летом он уже спрашивал губернатора о законности размещения на набережных ресторанов «Благодать», «Кронверк» и «Летучий Голландец». Тогда Георгий Полтавченко ответил, что договоры аренды с плавучими ресторанами были заключены «до  вступления в силу указанного запрета» и будут расторгнуты «при наличии существенных нарушений со стороны арендатора». Сейчас его позиция изменилась – в  нынешнем ответе написано, что владельцам корабля-дебаркадера «Забава» уже направлено уведомление о расторжении договора аренды, а  вопрос о расторжении договора аренды набережной с владельцами корабля «Летучий Голландец»  рассматривается.

Сотрудники ресторанного комплекса «Летучий Голландец» сообщили нам, что не слышали о намерении города расторгнуть договор – по их мнению, оснований для этого нет, договор продлен до 2015 года. «Возможно, у «Забавы» срок договора просто истек», – предположили они. На «Забаве» расторжение договора прокомментировать никто не смог.

По мнению Виктора Сивакова, изменение губернаторских решений говорит о том, что город просто не имеет четкой политики по этому вопросу: «Поэтому корабль то стоит законно, то незаконно».

«Ответ губернатора вызвал у меня новые вопросы, – говорит депутат Алексей Макаров, – Например, губернатор говорит о схеме мест размещения плавательных средств на акваториях водных объектов в пределах Петербурга, которая до сих пор не разработана. Почему ее нет? Она должна была появиться еще в 2005 году. Есть еще ссылка на регламент КГА – но он официально не опубликован, а значит, не имеет силы. Как можно ссылаться на неофициальный документ? И наконец, почему в ответе не говорится о ресторанах «Благодать» и «Океан»? Ведь они тоже на набережных. Может быть, губернатор зацепился за «Голландца» и «Забаву» потому, что они давно вызывали нарекания граждан. «Забава» – из-за своего функционального размещения (это стриптиз-бар. – А. Д.), а «Голландец» – из-за внешнего вида».

Депутат отметил, однако, что целью его запроса не было убрать все рестораны с Невы. «Я не против дебаркадеров. В европейских странах корабли стоят на набережных, это красиво. Просто у города должна быть единая политика: где какие объекты можно ставить, а где нельзя. Должна быть разработана схема и регламент. Когда все будет ясно – не будет и нареканий».

По мнению Виктора Сивакова, городу просто не хватает хорошо проработанного регламента, который бы регулировал этот вопрос. «Я видел тот регламент, который представлен в КГА сейчас. Если внимательно посмотреть, то это не регламент, а это просто графическая фиксация состояния спусков рек и каналов, констатация количества рек и каналов в городе и состояния причалов».

Сам Виктор Сиваков занимался разработкой аналогичного регламента с 1998 по 2004 год. «Это был хороший регламент, все было прописано: что и где  можно делать, а где нельзя и почему. Скажем, на канале Грибоедова нельзя ставить двухпричальные кафе, а на Фонтанке можно – потому что ширина разная. А на излучине Невы нельзя вообще причалы ставить, потому что корабли там так иногда поворачивает, что они становятся поперек реки и могут все снести. В новом регламенте я конкретных правил не нашел. А зачем этот новый регламент вообще выпускают, если он дублирует тот, уже готовый, мне непонятно. Тем более что тот регламент был полный, а этот – нет».

По мнению Сивакова, в том, чтобы ставить у набережных рестораны, нет ничего плохого. «В том регламенте, который я разрабатывал, можно было ставить кафе и рестораны, но это зависело от ряда условий. Самое главное, чтобы все эти рестораны были в соподчинении к причалу. И, конечно, должна быть разработана общегородская архитектурная и финансовая политика, которая устанавливает конкретные сроки аренды этих причалов».                 

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото vmkspb.ru











Lentainform