16+

Может ли театр в Петербурге зарабатывать больше, чем получает из бюджета

05/03/2013

Может ли театр в Петербурге зарабатывать больше, чем получает из бюджета

Комитет по культуре обнародовал экономические показатели петербургских театров за 2012 год: кто заработал больше и меньше других, где какая средняя зарплата, у кого больше зрителей и так далее. Никогда прежде чиновники не открывали этих цифр для всеобщего обозрения. И еще никогда сухие цифры не вызывали столь пристального внимания людей искусства. Зачем это было нужно, и что из этого получилось? - узнавал Online812.


             Директор: «Не верю»!

Опрошенные Online812 театральные деятели сказали, что  изучили финансовую таблицу с большим интересом. Некоторые уже нашли в ней неточности и ошибки и потребовали их исправить. Директор Большого театра кукол (БТК) Александр Калинин сообщил, что целую неделю добивался от Комитета по культуре, чтобы те исправили процент посещаемости его театра с неправильных 66% на правильные 77%. Но чиновники  согласились только на 73%.

По наблюдениям Online812, за минувшую неделю в таблице, опубликованной на сайте комитета, изменился еще один показатель. У театра «Буфф»  резко «выросла» посещаемость – с 54% до 65%.

Некоторые служители Мельпомены  полагают, что цифры в таблице и дальше будут корректироваться. По их мнению, они не отражают полную картину происходящего в театрах.

- Эта таблица не точна без корреляции. Да, наши доходы меньше, чем наши дотации. Но есть нюанс! Наш театр – самое большое театральное здание в городе, и до 30% нашего бюджета идет на содержание этого здания. Меня тоже не устраивает наш процент загрузки – 58%, я и сам страдаю от этого, – говорит гендиректор «Балтийского дома» Сергей Шуб. – Но если эффективность театра измерять только по количеству обслуженных зрителей и выручке от продажи билетов, тогда можно свести миссию искусства просто к сфере обслуживания. Конечно, театр без зрителей не существует, и аншлаг – мечта каждого театрального директора. Но одно дело заполнить театр Деммени (174 места в зрительном зале. – Ред.), другое – заполнить почти тысячу мест в нашем «Балтийском доме»!

По мнению его коллеги по цеху Александра Калинина, никакой репертуарный театр себя окупить в принципе не может.
– Я убежден, что заработать больше, чем дается субсидий, невозможно. Театр окупается лишь процентов на 30 – 35%. И никто никогда мне не докажет, что есть возможность окупаться полностью! – уверен он.

Его театр в прошлом году получил из бюджета в районе 40 миллионов, а заработал только 16 миллионов рублей. И директор  Большого театра кукол не верит в положительные показатели доходности других театров, опубликованные в таблице.

- Может быть, есть какое-то лукавство в цифрах? Возможно, не все полученные ими средства там учтены? – недоумевает он. – На мой взгляд, главная мысль всей истории в том, что репертуарные театры не окупаются. Вопрос – поддерживать их или нет? Но, если мы видим табличку, где вдруг обнаруживается, что есть театры, которые зарабатывают больше, чем получают от государства, выходит, что существуют коммерчески успешные театры, которые сами могут выжить в рыночных условиях. Поэтому, получается, что государству и поддерживать никого  не надо! А надо просто поднять всем эффективность, а дальше – пускай сами живут, как хотят. Ведь такой вывод напрашивается, – полагает  Калинин.

У Калинина есть оппонент – директор коммерчески успешного театра «Приюта комедианта» Виктор Минков.  «Приют комедианта» в прошлом году получил 30 миллионов из бюджета, а заработал на шесть миллионов больше.

-То, что  мы заработали больше, – это следствие нашей не экономической политики, а прежде всего художественной! Мы умело строим и репертуарную, и ценовую стратегии. И другим я бы тоже посоветовал зарабатывать больше! «Приют комедианта» успешен, потому что это – крутой театр! –  так лаконично прокомментировал Виктор Минков свой финансовый успех.

Секреты его достижения он раскрывать не стал:
– А то другие еще начнут работать, как мы! – рассмеялся он.

Без скандалов со Смольным

Несмотря на противоположные финансовые показатели,  руководители театров сходятся в том, что публикация такой отчетности  –  затея хорошая.
– Это очень правильный шаг, один из первых на пути установления рабочих взаимоотношений между учреждениями культуры и Смольным.  Потому что сейчас часто нет общего языка. Просто иногда в растерянности пребываешь и не знаешь, что делать. А теперь можно будет  договариваться с начальством на основе цифр  и без скандалов.  Театры ведь тоже – элемент городской экономики, и если не говорить глобально о судьбе искусства, то все начинается с цифры, – говорит Александр Калинин.

Директор «Балтийского дома» Сергей Шуб тоже одобряет публикацию театральной отчетности, но считает, что на этом можно было бы и остановиться.  По его мнению, обнародование зарплат руководителей учреждений культуры, что в ближайшем будущем собираются сделать чиновники,  дело сомнительное.
– Во-первых, зарплата директоров и художественных руководителей – не секрет – обозначена в договоре с Комитетом по культуре. Во-вторых, сейчас идет сокращение затрат на зарплату в бюджетной сфере, и такая публикация будет дурно пахнуть. Это называется стравливать труппы с руководством, и похоже на некую провокацию: «А вот, мол, руководители зарабатывают на вас, бедных».  Может быть, напрямую об этом никто и не думает, но надо предвидеть, что такие публикации могут разбудить не очень интеллигентные чувства и у читателей этих материалов, и у артистов, – говорит Сергей Шуб.

По мнению профессора кафедры менеджмента Петербургского университета культуры и искусств Игоря Болотникова, у театров – особая экономика, и ее нельзя мерить простыми рыночными методами.
– Одно дело – классический рынок, когда главная задача  – продать вещь или услугу. Но если говорить о ценностях культуры, то лозунг «все на продажу»  не работает. Все-таки считается, что культура предполагает развитие человека. И потребляя ценности культуры, человек сам меняется в лучшую сторону. Таким образом, культура обогащает общество не только потому, что ее покупают. А из-за того, что она меняет само общество. И эта сторона не поддается оценкам, – объясняет доктор наук Болотников.

По его словам, если речь идет о настоящем искусстве, сегодня широко распространено мнение, что рассчитывать на прибыль не приходится.
– Высокое искусство субсидируется, поддерживается государством, частными лицами. В этих условиях оно может  существовать достаточно успешно. Сейчас очень многие деятели искусства как бы балансируют на грани бизнеса и настоящего искусства. Хотя театр может быть коммерчески успешен по разным причинам. Например, за счет ресторана, который в нем работает, за счет репертуара, который рассчитан на вокзальную публику, и так далее. Но нет правил без исключений, – говорит  Игорь Болотников.

В Комитете по культуре говорят, что опубликовали таблицу с результатами деятельности театрально-концертных организаций «в целях совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями...».

Цифры

Получили больше всех денег из бюджета
за вычетом средств на капремонт, млн руб.

1. Михайловский театр -  473
2. Театр музкомедии – 159
3. «Петербург-концерт» -  114
4. Детский музыкальный театр «Зазеркалье» – 100
5. Театр «Буфф» – 97

Заработали
в % от полученных бюджетных субсидий

Больше всех:
1. Театр «Мастерская»  326%
2. БКЗ «Октябрьский» – 198%
3. Театр эстрады им. Райкина – 152%

Меньше всех:
1. Академический русский оркестр им. Андреева – 5%
2. Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга – 10%
3. Детский музыкальный театр «Зазеркалье» – 15%

Общее количество зрителей за год, тыс. чел.

Много:
1. БКЗ «Октябрьский» – 685
2. Михайловский театр – 187
3. Театр музкомедии – 181

Мало:
1. Детский ледовый театр – 2
2. Театр-студия «Небольшой драматический театр» -  4
3 – 4. Русский концертный оркестр – 6
3 – 4. Симфонический оркестр «Классика» – 6

Средняя зарплата, руб.

Высокая:
1. Академический русский оркестр им. Андреева – 44 137
2. Михайловский театр – 41 450
3. Театр Балета под руководством Б. Эйфмана – 35 667

Низкая:
1. Театр «Мастерская» – 13 079
2. Большой театр кукол – 14 094
3. Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга – 16 331                     

Мария ГОРДЯКОВА, фото sadpanther.blogspot.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform