16+

«460 жителей села Любавичи ждут не дождутся книг Шнеерсона»

11/03/2013

ОЛЬГА СЕРЕБРЯНАЯ

В интересные времена живем. Во-первых, у нас есть теперь внешний враг. Он сидит за океаном и пьет кровь наших сирот. Во-вторых, гнусному этому врагу уже удалось протянуть свои щупальца и на нашу суверенную землю. Под видом НКО в наших городах и весях действуют иностранные агенты.


           Не хватает последнего элемента сталинского набора – врагов народа. Фейсбук волнуется: когда они появятся и что им будут вменять. Порчу недр? Кражу осколков челябинского метеорита?

Ответ на эти вопросы, кажется, дали депутаты Госдумы. Враги народа найдутся довольно скоро. Уже даже известно, куда их будут ссылать.

В Смоленской области есть такая деревня, Любавичи, – центр одноименного сельского поселения. Деревня большая, целых 460 жителей. Чем они там занимаются, в интернете не пишут. Сеют, наверное. Или свиней разводят. Чем они там раньше занимались, задокументировано гораздо лучше. Там находился один из центров хасидизма. Раввины толковали и собирали книги, да так усердно, что к началу прошлого века насобирали 12 тысяч томов.

Но тут война. Которая германская. Раввин Иосиф Шнеерсон часть книг перевез в Москву, в книгохранилище Персица и Полякова. Чтобы перележали тяжелые времена. Другую часть он с той же целью отправил сначала в Латвию, а потом в Польшу.

Но тут революция, то есть конфискация. В 1918 году «400 с лишним пудов книг» перекочевали со склада в Румянцевский музей, откуда после попали на баланс Ленинской библиотеки, ныне РГБ. Другая порция ждала конфискации чуть дольше: немцы забрали ее только в 1939-м. Но ненадолго, потому что победоносная советская армия сочла книги трофейными и привезла в Москву. Все сошлось в одном месте – только хасидов не хватало.

Эти последние (точнее, то, что от них осталось) оказались к концу войны в США. И как только в России вспомнили словосочетание «частная собственность», стали требовать книги обратно. Российский арбитраж в 1991 году постановил их вернуть, но директор Ленинки заявил, что только через его труп. Он, конечно, говорил, что хасидские книги – богатство нашего народа, но есть подозрения, что отдавать было как бы и нечего: с 1918 года никто этих четырехсот с лишним пудов в глаза не видел. А если кто видел – того уж с нами нет.

Хасиды думали-думали и придумали обратиться в американский суд. Который в январе этого года предписал российским властям книги вернуть, а за каждый день просрочки платить 50 тысяч долларов.

«Чтоб я так жил», – наверняка подумал Путин и предложил передать 400 с лишним пудов Еврейскому центру толерантности в Москве. Чтобы хасиды приезжали и читали их там в обстановке терпимости и добросердечия. Хасиды выслушали и отказались. Тогда на помощь пришли депутаты Госдумы Франц Клинцевич и Алексей Казаков (от единой и справедливой соответственно). Они тоже предлагают вернуть библиотеку – но не в США, а в Любавичи.

460 жителей села, конечно, ждут не дождутся древнееврейских книг и манускриптов. Без них ведь, мы понимаем, не пашется и не сеется. Но сеять им больше и не придется: депутаты надеются на приток «паломников», для нужд которых в Любавичах будет создана «соответствующая инфраструктура», состоящая из «еврейского кладбища и кооператива по приготовлению кошерной пищи». А если вдруг паломники в эту «хасидскую Мекку» не потекут, то их, как врагов, привезут в теплушках. Бараки они построят себе сами. На этом фоне 400 с лишним пудов книг как-нибудь забудутся сами собой.                   

ранее:

«Говорить надо о реальных проблемах. Они у нас простые: все плохо, денег нет и надежды никакой»
«Я не нашла разницы между вурдалаками в парламенте и столичной интеллигенцией»

«А не лучше ли управлять нефегазодобычей дистанционно, из Майами?»
«Что бы еще переименовать кроме Волгограда...»
Чего мы лишены сейчас, на примере выборов в Чехии









Lentainform