16+

«За три месяца мой дом переплатил 107 тысяч рублей за горячую воду»

21/03/2013

«За три месяца мой дом переплатил 107 тысяч рублей за горячую воду»

25 февраля Владимир Путин возмутился ростом квартплат в России в целом и в Петербурге в частности. Я занялся исследование этого вопроса еще раньше – как только в декабре получил квитанции с новой графой – ОДН ГВ, общедомовые нужды расхода горячей воды.


                  Предыдущую статью, посвященную неверным расчетам общедомовых нужд горячей воды и искусственному завышению платы, я закончил тем, что после моего заявления по поручению районной прокуратуры проверку в нашем доме 43 по пр. Науки проводит Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). О результатах сообщаю.

Как они нам считают

Действительно, проверку сотрудник отдела контроля ГЖИ провел, я сам подробно побеседовал с заместителем начальника ГЖИ, о чем в конце статьи расскажу. Но начну с другого – с тех результатов, к которым привел всесторонний (по возможности) анализ проблемы, которым я активно занимался две недели.

У нашего ЖСК-87 заключен договор № 310 с ГУП «ТЭК СПб» (от 14 апреля 1997 года с последующей ежегодной пролонгацией) на поставку «тепловой энергии в воде» с определенной часовой нагрузкой (измеряемой в Гкал/час.), в том числе на отопление и на нужды горячего водоснабжения.

Для учета тепловой энергии установлен УУТЭ – узел учета тепловой энергии, в котором есть 4 расходомера (устройства, измеряющие проходящие через них массу воды в тоннах), термопреобразователи и вычислитель СПТ-943. Из 4 расходомеров два обслуживают отопление (на подающем воду и обратном трубопроводах), два – горячее водоснабжение (ГВС). У нас в доме установлена так называемая двухтрубная система: по одной трубе вода подается (это стояк ГВС), по другой уходит (это циркуляционный стояк, в который включены полотенцесушители). Один расходомер контролирует массу того, что прошло по стояку ГВС, другой – массу воды, которая ушла по циркуляционному стояку.

Расходомеры измеряют массу воды, термопреобразователи КТПТР-05 – температуру, тепловая энергия вычисляется в УУТЭ по довольно сложной формуле как функция от массы проходящей по трубопроводам горячей воды и температур. В результате в организацию, которая обслуживает УУТЭ (в нашем случае это ООО «ТЭК Сервис»), передаются данные по 4 массам, 4 температурам, количеству тепловой энергии, потраченной на отопление дома, на нагрев воды для горячего водоснабжения, а также объем вылитой из кранов горячей воды в кубометрах (прошу обратить на это внимание, эта величина потом пригодится).

Итогом становится счет-фактура, который выставляет ГУП «ТЭК СПб» в соответствии с договором. Так в счете за ноябрь 2012 года указано, что на отопление израсходовано 88,62 Гкал, на ГВС – 54 Гкал, на «технологию в горячей воде» – 20,48 Гкал. Всего 163,1 Гкал. Поскольку по утвержденному тарифу 1 Гкал стоила 1175 руб., ЖСК должен заплатить ГУП «ТЭК СПб» 163,1 х 1175 руб./Гкал = 191 тыс. 642,5 руб.

Правда, в счете-фактуре указано 218 тыс. 527,9 руб., но почему это так, я пока ясности добиться не смог.

Дальше производятся следующие арифметические процедуры. В соответствии с приложением 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…», рассчитывается плата за отопление поквартирная и общедомовая. Здесь я ошибок не увидел, поквартирный расчет производится пропорционально площадям квартир.

Интереснее расчет общедомовых нужд горячей воды (ОДН ГВ). Согласно формуле 12 Правил предоставления коммунальных услуг величина платы за ОДН ГВ рассчитывается так. Берется общедомовой расход горячей воды, фиксируемый УУТЭ, из него вычитается расход в квартирах с индивидуальными счетчиками и расход по нормативу для тех квартир, где счетчиков нет. Полученную разность надо распределить пропорционально жилой площади каждой квартиры, отнесенной к общей жилой площади дома. И результат умножить на тариф – 70,5 руб. за один куб. м горячей воды, утвержденный Комитетом по тарифам.

УУТЭ показал величину объема горячей воды в кубометрах, которую израсходовал наш дом в ноябре 2012 г., это 917,62 куб. м.

Однако расчетчики поступили иначе. Объем израсходованной горячей воды в ноябре 2012 г. они стали вычислять через количество тепловой энергии. Взяли количество энергии для ГВС – 54 Гкал, добавили «технологию в горячей воде» – 20,48 Гкал и еще добавили 16,57 Гкал за октябрьскую «технологию в горячей воде», ошибочно не включенную в расчет для ноябрьской квитанции. Всего получилось 91,05 Гкал.

Но в формулу надо подставить не Гкал, не количество тепловой энергии, а объем в кубометрах, поэтому 91,05 Гкал разделили на коэффициент 0,06 и в итоге получили 1517,51 куб. м – расчетный расход горячей воды в ноябре 2012 года.

Объем горячей воды по квартирным счетчикам и по нормативам в квартирах составил 778,44 куб. м, поэтому ОДН ГВ получился как 1517,51 – 778,44 = 739,07 куб. м. Его и распределили пропорционально площадям квартир. Для однокомнатной квартиры в итоге плата получилась 318,82 руб., а для двухкомнатной – 431,95 руб.

Как надо было считать

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением правительства РФ № 354, общедомовой расход горячей воды снимается непосредственно с УУТЭ, который в нашем примере составил 917,62 куб. м. Это означает, что величина ОДН ГВ равна на самом деле 917,62 – 778,44 = 139,18 куб. м, т.е. в 5,31 раза меньше, чем насчитали нам.

В абсолютных величинах оплачиваемый объем ОДН ГВ за ноябрь 2012 г. (с оплатой по декабрьской квитанции) был увеличен для всего дома на 42 тыс. 292,25 руб. Это всего лишь один дом на 139 квартир и за один месяц.

В постановлении предусмотрено, что величина общедомового расхода горячей воды измеряется в единицах объема, а не количества тепловой энергии, т.е. в кубических метрах, а не в гигакалориях. И берется непосредственное показание расходомера из отчета организации, которая обслуживает УУТЭ. Никаких формул пересчета количества тепловой энергии в объем в постановлении не предусмотрено.

Показательно, кстати, что правление нашего ЖСК-87, т.е. наша управляющая компания, по указанию районной администрации (и только после этого указания!) выдала мне объяснительную записку, в которой раскрывалась схема расчета. Однако копии отчетов из «ТЭК Сервис» мне не дали, величину реального расхода горячей воды в кубометрах, указанную в этом отчете, не привели, и понятно почему.

Потому что сразу становится понятно: дом потребил 917,62 куб. м, а оплатил 1517,51 куб. м. На 600 куб. м больше.

Второе нарушение касается формулы пересчета: берется количество тепловой энергии в Гкал и делится на 0,06. Забегая вперед, скажу, что на встрече с заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Ю. Кузиным я задал этот вопрос: откуда вообще взялась эта формула, каким нормативным документом санкционирован пересчет? Мне сказали, что все так делают.

Итак, отчеты управляющая компания (правление ЖСК-87) мне не предоставила, но я узнал в «ТЭК Сервис», что в ноябре, декабре и январе (оплата по квитанциям в декабре, январе и феврале) дом фактически израсходовал 917,62 куб. м, 815,81 куб. м и 842,86 куб. м горячей воды.

А заплатили мы за ОДН ГВ из расчета общедомового расхода горячей воды 1517,51 куб. м, 1223,17 куб. м и 1352 куб. м.

Иными словами, оплата ОДН ГВ по декабрьской квитанции превысила реальную в 5,31 раза, по январской квитанции – в 8,41 раза, по февральской – в 5,8 раза. В декабре 2012 г. дом переплатил 42 тыс. руб., в январе – 28 тыс. руб. и в феврале – 36 тыс. руб. Итого за три месяца – 107 тысяч 426 руб.

Что стоит за неверным расчетом

Итак, постановление правительства № 354 разрешило ГУП «ТЭК СПб» взимать с нас плату за ОДН ГВ. И ГУП начал взимать эту плату.

Но одновременно постановление правительства № 354 обязало «ТЭК СПб» поставлять горячую воду уже не как отопление, т.е. рассчитывая в Гкал количество тепловой энергии. А рассчитывая кубометры, т.е. реальный расход по расходомеру. А температуру – скажем, 60 градусов, фиксировать в договоре (см. приложение 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

При этом то, что вода горячая, учтено в тарифе: кубометр горячей воды стоит 70,5 руб., а не 17,72 руб., как холодная вода. Величина тарифа подразумевает, что плата за нагрев холодной воды и все, что с этим технологическим процессом связано, взята.

Однако  договоры между абонентами и ГУП «ТЭК СПб» остались старыми – в них по-прежнему услуга по поставке горячей воды исчисляется в Гкал/час, а не в куб. м/час. Более того, защитники такого порядка расчетов говорят: вода в дом подается по одной трубе и для отопления, и для подачи горячей воды в краны. Поэтому это одна и та же нагретая вода, а «ТЭК СПб» все равно, на какие цели она расходуется внутри дома.

«ТЭКу», может быть, и все равно, но суть в том, что вода одна, но используется она в двух функциях: как теплоноситель в батареях отопления и как расходуемый ресурс для хозяйственных нужд (мытье посуды и человеческих тел). И по постановлению № 354 две эти воды, имеющие разные потребительские функции, учитываются в разных единицах измерения: одна вода в Гкал, вторая – в кубометрах. А потребитель платит за потребительские функции  воды, а не исходя из технологии поставщика услуги.

Представьте, что вы пришли в книжный магазин и узнали, что книги продаются не штуками с определенной ценой за штуку, а на вес с тарифом на один килограмм в зависимости от плотности и веса бумаги, толщины переплета и т.д. Но потребительские свойства в книжном магазине имеет не бумага, а книга. Примерно та же ситуация и с продажей горячей воды как отопления. Горячей водой мы не греемся, у нее другая функция.

К тому же к плате собственно за ГВС еще и добавлена «технология в горячей воде».

В счете-фактуре за ноябрь 2012 г. указано количество тепловой энергии для ГВС и для «технологии в горячей воде». Первая величина составляет 54 Гкал, вторая – 20,48 Гкал.

Если применить несанкционированную формулу пересчета через коэффициент 0,06, то получится, что 54 Гкал соответствует 900 куб. м, а 20,48 Гкал – 341,3 куб. м.

Теперь если сравнить эти данные с показаниями расходомера за ноябрь – 917,62 куб. м, то можно предположить, что все дело в этой самой «технологии в горячей воде», которая добавляет к реально израсходованной горячей воде еще величину, составляющую более трети основной. Это технологические потери, за которые мы уже заплатили тарифом на горячую воду.

В том же номере журнала, в котором была опубликована моя статья, был краткий комментарий ГУП «ТЭК СПб». В нем было сказано, во-первых, что расходы на «технологию в горячей воде» «должны быть крайне незначительны»; во-вторых, что «это могут быть, например, потери, связанные с остыванием теплоносителя из-за отсутствия теплоизоляции «полотенцесушителей»».

Нетрудно увидеть, что в рассматриваемом случае расходы составляют 37,93% от расходов на приготовление горячей воды, что незначительной величиной назвать никак нельзя.

Кроме того, то, что названо полотенцесушителями на самом деле представляет собой так называемый циркуляционный стояк в двухтрубной системе (в которой два стояка: один воду подает, другой отводит). Он может иметь полотенцесушители в виде змеевиков, может не иметь, а логика происхождения змеевиков проста: воду все равно нагрели и подали потребителям, а будут они ею пользоваться или нет и в какое время, неизвестно, так чего добру пропадать, пусть эта вода греет полотенцесушители и воздух в ванных комнатах. Важно, что это та же самая вода (по объему), которая подана на краны горячей воды.

Т.е. труба основной функцией имеет отвод воды, труба могла быть и прямой, все равно она нагреется. Воду в любом случае надо как-то подводить. И потери тепловой энергии при подводе воды в квартиры по трубам неизбежны.

Но это технологические потери системы ГВС (возникающие в связи с тем, что любая труба, подводящая горячую воду в квартиру, будет излучать тепловую энергию) уже заведомо учтены в тарифе на горячую воду. А с нас берут эти накладные расходы сначала внутри тарифа, а затем еще и посредством «технологии в горячей воды». Отсюда и получается лишний объем воды примерно в 40% от реально потребляемого.

На самом-то деле по постановлению № 354 оплачивать надо лишь объем горячей воды в кубических метрах по расходомеру, который прошел по стояку ГВС, а потом по циркуляционному стояку – без учета того, что трубы с горячей водой греются и теряют тепло по дороге, нагревая воздух в санузлах.

Жилищная инспекция: по всей стране так

Напомню, что изначально я обращался в городскую и районную прокуратуры. Городская переслала мое заявление в районную. А районная написала в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), поручив им провести проверку и о результатах известить меня. В итоге проверка ГЖИ в нашем доме была проведена, и за подписью начальника ГЖИ Зябко В. М. я получил ответ. Смысл ответа прост: все в порядке.

У меня возникла гипотеза, что Государственная жилищная инспекция, подчиненная правительству СПб, всерьез менять существующую систему не хочет. И чтобы эту гипотезу подтвердить или опровергнуть, уже как журналист я решил встретиться с начальником инспекции В. М. Зябко. В итоге 5 марта меня принял зам. начальника ГЖИ Кузин Ю. Э. На встречу он вызвал еще начальника аналитического отдела Вологу Ю. В.

Беседа продолжалась 2 часа 21 мин. 36 сек. У нее были свои особенности. Зам. начальника ГЖИ Юрий Кузин с самого начала разговаривал со мной так, как разговаривают с детьми. И хотя я сразу сказал, что я по первому образованию инженер, он лишь попытался пугнуть меня словом «энтальпия», а когда я не испугался, вернулся к прежней манере – уговаривать меня, что все в порядке, все делается хорошо и честно, так по всей стране и навсегда.

И лишь к середине второго часа беседы мне удалось пробить броню, и проверка управляющей компании ЖСК-87 была признана недействительной, ее будут проводить снова, а для меня будут искать нормативные основания, по которым объем горячей воды не берут по расходомеру в кубометрах, как это предписывает постановление № 354, а рассчитывают по неизвестно откуда взявшейся формуле. Которую с ходу оба специалиста определили как самодеятельность бухгалтера нашего правления.

А в целом  я гнул свою линию.

Я: В каких единицах измеряется объем воды?
Кузин: В кубических метрах. В литрах.

Я: Где написано, что нужно брать количество теплоты в Гкал, переводя его затем в кубометры?
Кузин: Никто ничего не переводит.

Я: То есть как? Как раз объем горячей воды, вылитой в доме из кранов, который показывает расходомер в УУТЭ, переводят в количество теплоты, а потом его – обратно в объем, но уже в больший.

Тут-то Кузин и попытался испугать меня «энтальпией», а потом начал убеждать, что весь неверный расчет объема воды через количество теплоты абсолютно корректен. Приводить этот спор целиком бессмысленно. В результате мои собеседники назвать юридически закрепленные основания для расчета объема израсходованной горячей воды через количество теплоты не смогли. Не указали и оснований для пересчета количества теплоты в объем через деление на коэффициент 0,06. Кузин: «Такого документа не покажем, потому что его у меня просто нет».

Более же всего Юрий Кузин не хотел говорить про формулу 12  и выступал яростным защитником того порядка расчетов, основанного на том, что горячая вода из крана является таким же энергоносителем, как и горячая вода для отопления. «Горячая вода – это тепло», – повторял Кузин как мантру. Кузин: «По всей стране так». «Во всей Российской Федерации так». «А при чем тут Жилищная инспекция?» Это я предложил ГЖИ поставить перед правительством СПб вопрос о том, что существующие договоры абонентов на поставку горячей воды нарушают постановление № 354. 

Кузин все время ломился в открытые двери: доказывая мне, что общедомовой расход существует, словно я с этим спорил. Я же пытался ему объяснить, что общедомовой расход горячей воды неверно получают, высчитывая по незаконной формуле из количества Гкал – умышленно с завышением.

Казалось бы, ГЖИ должна была критически – особенно сейчас, после выступления Путина – подойти к тому, что делается с подсчетом ОДН ГВ, но нет. Горячая вода – это тепло, и все тут. Последним аргументом Кузина стал совсем простой: «ТЭК» всегда заключает договоры в Гкал, и этот порядок кажется Кузину и Вологе вечным и незыблемым, как закон природы. На меня они уже смотрят так, словно я предложил им отменить закон Ома или формулу Эйнштейна Е = mс2. Или теорему Пифагора.
 
Что делать?

1. Требовать перезаключения договоров абонентов с тем, чтобы отпуск горячей воды производился абонентам – при определенной температуре горячей воды – в кубических метрах/час. С тем, чтобы договоры соответствовали постановлению правительства № 354. Сейчас они не соответствуют.

2. Требовать, чтобы переплаченные в 2012 – 2013 гг. суммы на ОДН ГВ были зачтены при последующих коммунальных платежах.

3. Потребовать, чтобы Комитет по тарифам устанавливал тариф в руб./Гкал только на отопление, а на ГВС – непосредственно в руб./куб. м.

Понятно, что это уже уровень губернатора или вице-губернатора.

Кстати

Для особо любознательных: о коэффициенте 0,06


Происхождение коэффициента 0,06 в принципе понять нетрудно. Дело в том, что Комитет по тарифам устанавливает тариф и на отопление, и на горячую воду одинаково – как на тепловую энергию. Сейчас по распоряжению Комитета по тарифам СПб от 20.12.2012 № 589-р «Об установлении тарифов… по горячему водоснабжению… на 2013 г.». для расчета стоимости одного кубометра горячей воды 1 Гкал тепловой энергии, пошедшей на приготовление горячей воды, стоит 1175 руб.

На самом деле Комитет по тарифам в связи с принятием постановления № 354, предписывающего считать расход ГВС в кубометрах, должен был давать два официальных тарифа: стоимость 1 Гкал на отопление и стоимость 1 кубометра горячей воды.

Поскольку оплата за квартирное расходование горячей воды все равно учитывается в кубометрах, предложено эту величину умножить на 0,06 Гкал/куб. м, и тогда получается величина 70,5 руб./куб. м. Т.е. условно считается, что на создание 1 кубометра горячей воды идет 0,06 Гкал.

Вероятно, отсюда и придумали делить количество тепловой энергии в Гкал на 0,06, чтобы получить объем в кубометрах. Для очень-очень приблизительного подсчета это можно сделать, но когда речь идет о денежных расчетах – однозначно нельзя.

Потому что это величина предельно условная. Хотя бы потому, что в ней сделаны два допущения. Во-первых, плотность горячей воды считается равной единице. Во-вторых, количество тепловой энергии считается через температуру (точнее, разность энтальпий) и массу по весьма сложной формуле, а далее за месяц – путем суммирования порций тепловой энергии за каждый день, которые – для ноября 2012 г. по нашему дому – колеблются в диапазоне от 4,91 до 5,68 Гкал. К тому же нагрев происходит не от нулевой температуры и не обязательно до температуры 60 градусов. Количество тепловой энергии за месяц – это сумма порций тепловой энергии за 30 дней, причем каждая порция есть функция от температур и массы.

В итоге, скажем, за ноябрь 2012 г. количество тепловой энергии, пошедшее на нагрев воды, равно 54 Гкал, а объем равен 917,62 куб. м, т.е. коэффициент равен 0,0588. Итак, коэффициент 0,06 – это, повторю, не более чем условность, принятая лишь для одного случая – перевода 1175 руб./Гкал в 70,5 руб./куб. м.

Схема расчета количества тепловой энергии на основе масс и температур представлена в «Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в  водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 г. № 105. В правовых базах этот документ имеется, желающие могут его изучить – хотя бы для того, чтобы убедиться, что коэффициента 0,06 там нет. Ибо подсчет гораздо сложнее.

И к тому же коэффициент 0,06 применяется незаконно – ни в одном нормативном документе такой формулы пересчета нет. Прежде всего, потому, что пересчет вообще не нужен – величина объема использованной домом горячей воды в кубометрах дается УУТЭ.                

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ








Lentainform