16+

Почему 300 лет Романовы праздновали, а 200 и 400 – нет

21/03/2013

АНТОН МУХИН

Неожиданно бледно, а вернее сказать - вообще никак - было отмечено в России на официальном уровне 400-летие дома Романовых. Для отечественной власти, любящей круглые даты, вроде юбилея Бородинской битвы или отмены крепостного права, это дело удивительное. И явно должно иметь какую-то причину.


           Тем более что идеологически праздник правильный. Во-первых, он является логическим продолжением Дня народного единства 4 ноября. Как известно из истории, в конце 1612 года изгнали поляков, кончилось смутное время, а в начале 1613-го избрали царем первого Романова, Михаила Федоровича. Во-вторых, царь был демократически, почти всенародно избранный. И при этом являлся самодержцем. Можно ли придумать конструкцию лучше? В-третьих, общероссийские торжества по случаю 300-летия дома Романовых, на которые следовало бы ориентироваться, случись праздновать 400-летие, состоялись в 1913 году, который, как еще недавно считалось, был самым счастливым годом в жизни русского народа.

В честь трехсотлетия не скупились на праздничное украшение городов и, в первую очередь, столицы, построили Федоровский собор у Московского вокзала, выпускали множество разнообразной сувенирки. Страшно даже подумать, сколько денег можно было бы теперь освоить на салютах по случаю такого большого и хорошего праздника.

Негативные ассоциации, конечно, тоже имеют место быть. Например, от 1913 до 1917 – всего 4 года. И всего год до начала войны. И не очень понятно, что праздновать: формально дома Романовых почти 100 лет как нету. Так что или столетие со дня трехсолетия, или четырехсотлетие со дня избрания царя. Но это все придирки для интеллектуалов, а простым людям как же за юбилей православного царя-мученика не выпить?

Однако такой шанс простым людям не дали: 6 марта, переведя на новый стиль дореволюционную дату 21 февраля, в день избрания Михаила Федоровича Земским собором на царство, в городе провели только небольшие частные мероприятия. Не было никаких торжеств и на общероссийском уровне.

Разгадка в незаметности юбилея, вероятно, кроется в следующем.

Свидетель 300-летия митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Был 1913 год. Трехсотлетие династии Романовых. Всюду были отданы приказы устраивать торжества. Заготовлены особые романовские кругленькие медали на георгиевской треугольной ленточке. Но воодушевления у народа не было. И вся эта затея была искусственной. Ведь не праздновал первого столетия династии такой могучий представитель ее, как Петр Великий, он был занят устройством и мощью страны, а не династией.

И через второе столетие, в 1813 году, Александр I тоже не устраивал торжества, потому что занят был устройством своей страны и всей Европы после победы над Наполеоном. А уж, кажется, не было для него и для династии лучшего времени для славы, как после только что прошедшего 1813 года.

Ясно, что идея 1913 года в подпочве своей имела робкое сознание ослабления царской идеологии не только среди интеллигенции, но и в массах».

Таким образом, если бы власти праздновали 400-летие с пафосом, то, по теории митрополита Вениамина, конец режима был бы близок. А раз не праздновали – значит, шансы у него еще есть.                        

ранее:

«Получается, в городе можно делать, чего хочешь, и на губернатора внимания не обращать»
«Людей, которые купили квартиры в снесенном доме, жалко, но не сильно»
Почему Путин после потопа на Кубани ищет виноватых, а не помогает пострадавшим
«Расселение коммуналок полодит большую несправедливость»
Как петербуржец может оценить качество работы губернатора Ленобласти











Lentainform