16+

Сравним образование России и США

25/03/2013

Сравним образование России и США

Окончил школу с серебряной медалью. Кандидат физико-математических наук. К сожалению, сейчас зарабатываю на жизнь хоть и по специальности, но не в родной стране. Собрался я с мыслями, порылся в интернете и вот что я думаю по поводу образования России и США.


Итак, какое же образование в России и США?

Россия: учатся 11 классов (многие пропускают 3 класс, поэтому 10), после сдают ЕГЭ (раньше у каждого ВУЗа были свои экзамены, письменные и устные, после школьных).
5.5 лет учатся на специалиста или 4 на бакалавра, а потом ещё 2 на магистра. В среднем, 4 года аспирантуры после.

США: учатся 12 классов, потом сдают SAT I или SAT II (аналог ЕГЭ), потом 4 года учатся на бакалавра, ещё 2 года на магистра и около 5 лет в аспирантуре.

Надо заметить, что идут разговоры о том, чтобы заменить в США тестовый вариант экзамена на тот, что раньше был в России — устный и письменный.

Как сказал один мой друг, «США не просто взяли наш вариант образования, а взяли и унесли с собой».

Более того, в США действует аналогичный СССР вариант профессорства! То есть, по порядку:

1. Assistant professor — молодой, неопытный и через несколько лет он либо получает постоянную должность в университете, либо ищет новое место работы. Ему и надо вовсю показывать свою активность и полезность, чтобы закрепиться.

2. Associate professor — закрепившийся профессор, которого уже вряд ли турнут из Университета, но зарплата ещё не самая высокая.

3. Full (Senior) professor — можно просто пить чай, не читать лекции и получать деньги за выслуги лет)

Зарплаты профессоров очень хорошо представлены здесь. При этом зарплата у профессора при всех надбавках не может превышать 130000 $ в год. Вот такой вот предел.
Получается, что прежняя система образования в России была не так уж и плоха, как казалось!

Но вернёмся к высшему образованию.

Сразу замечу, что в США очень хорошо поддерживают своих граждан в плане устройства на работу. То есть, если на работу устраивается гражданин и не гражданин, то возьмут всегда гражданина.

По своему субъективному ощущению, средний бакалавр в США пока уступает среднему бакалавру в России. Получается совсем базовое обучение, и никакой специалист. Некоторые американцы останавливаются на этом, идут на не пыльную работу и получают свои 50000 $ в год особо не напрягая мозг.

Магистры в США уже более-менее приближаются к магистрам в России. И эти 2 года по сравнению с предыдущими совсем другие. В головы начинаются вбиваться знания. Большинство на этом и заканчивает своё обучение и идут искать престижную работу.

Те, кто ищут просветления и готовы потратить ещё 5 лет на обучение, идут в аспирантуру. Сразу отмечу, что редкий американец доходит до аспирантуры. Их 10-20%. Остальные — аспиранты-международники. Но те, кто проходят аспирантуру, становятся очень лакомым куском для индустрии, и их зарплата уже стартует от 80000 $, в среднем 100000 $. И вот тут я должен заметить, что средний российский аспирант уже уступает американскому.

В среднем, аспирант в США получает от 18000 $ до 25000 $ в год.

Теперь поговорим о заработке студентов и аспирантов.

Есть три пути оплаты аспирантуры:

1. Сам платишь за обучение
2. Тебя спонсирует государство
3. Ты работаешь на проекты и с этих грантов оплачивается обучение

Поговорим о последних 2 пунктах.

Есть отличный сайт, где представлены всевозможные помощи студентам для получения денег на обучение. Более того, крупные компании интересуются магистрами и аспирантами, и, как правило, летом можно уехать на подработку (internship) в такую компанию. Обычно цель — это ранняя вербовка компанией хорошего сотрудника. Так что это выгодно обоим.

В университетах несколько раз в год проводятся ярмарки вакансий, на которых присутствуют как крупные компании, так и развивающиеся ещё маленькие компании. Цель у всех одна — завербовать себе сотрудников.

Мой знакомый студент-магистр из Москвы первый семестр платил за себя сам. Но потом устроился подрабатывать Teaching Assistant, и этих денег хватило на оплату обучения. А надо заметить, что для резидентов штата обучаться в университетах штата в 2 раза дешевле! Так что если студент — не дурак и хочет работать, то обучение для него не будет проблемой.

В США система такая, что около 20% грантов идёт от государства (nsf.gov, grants.gov) и 80% от частных компаний. В России пока единственно надёжными грантами являются гранты РФФИ. Гранты от государства в США варьируются от 50000 $ до 1000000 $. В среднем, один грант составляет около 150000 $ в год (грубо говоря, 4500000 рублей в год).

В России же один грант — это 1500000 рублей в год. И их не 5 штук, как в США, а 1-3.

Но что самое замечательное, так это то, что и университету, и компании это выгодно! Объясняю на пальцах.

В компании всегда есть секретные ноу-хау, которые не должны покидать стен заводских лабораторий. Но есть и открытые для общественности исследования, их около 80% (сам прикинул). Что же получается?

Можно нанять команду из 5 инженеров компании и каждому платить около 60000 $ в год (всего 300000 $ в год) для исследования одного направления или же дать два гранта по 150000 $ и исследовать уже два направления!

Двойная выгода для компании, финансирование для университетов.

Я вижу 3 основные проблемы в российской науке:

1. Отсутствие финансирования науки частным сектором.
В России ни одна частная компания не будет вкладывать в науку крупные деньги. Почему?
Потому что бизнес в России построен таким образом, что он должен окупить себя уже через год. А исследование — это всегда длительный процесс. Поэтому никто и не рискует. Вот такая вот стабильная нестабильность!

2. Отсутствие связи индустрии и науки.
Частично проблема вытекает из первого пункта. Индустрия в России просто не связывается с наукой. Поэтому все исследования в России, приведённые в диссертациях, кладутся на полки, и о них благополучно забывают. В США же исследования зачастую тесно связаны с грантами, которые есть. Поэтому уже через 3-5 лет нововведения можно внедрять в индустрию. Ничего не пропадает зазря.

3. Коррупция.
В США система построена так, что коррупция сведена к минимуму. Как? Очень просто.
Что происходит в России — деньги получает руководитель проекта и сам может распоряжаться средствами (выдать себе премию, другим выдать остатки, и так далее). Контроль, конечно, есть, но всё равно руководители получают много, а исполнители — мало. Но, конечно, это зависит от руководителя)

В США система такая (на примере университета, где я сейчас работаю): после получения гранта 52% уходит в университет на развитие и поддержание самого университета (новое оборудование, компьютеры, лаборатории, и т.д.), из оставшихся 48% руководитель не имеет права выделить себе ни копейки! Все полученные средства он обязан потратить как зарплаты сотрудникам и закупки оборудования и расходных материалов. И уже потом университет сам добавляет к профессорской зарплате бонусы исходя из количества и качества грантов (но не выше всё тех же 130000 $ в год). То есть можно работать над 10 грантами, можно над 20, а зарплата будет всё равно 130000 $ в год. Это, конечно, обидно, но и 20 грантов никто не осилит, так что логика в этом есть)

Вот, собственно, и все предложения. Всё осуществимо и реально. Надо только захотеть.                      

dragonhunterz.livejournal.com











Lentainform