16+

«80% петербургских предприятий говорят о нехватке квалифицированных кадров»

28/03/2013

«80% петербургских предприятий говорят о нехватке квалифицированных кадров»

Комитет по промышленной политике и инновациям был образован в Петербурге только в январе 2013-го. Его глава Максим МЕЙКСИН считает, что предыдущая структура, занимавшаяся в Смольном управлением экономикой – КЭРПиТ - был таким большим, что на промышленность времени и сил не оставалось. На какие проблемы будет обращать внимание новый глава нового комитета? – спрашивал Online812.


                 Арктический кластер -  к лету

- Какие отрасли промышленности сегодня приоритетны для города? Что нужно развивать в первую очередь?
– Все направления нужно развивать.  Для этого мы должны создать единые и понятные для всех отраслей правила. Приоритетные направления сегодня  – судостроительный кластер, медико-фармацевтический, медицинского оборудования, аэрокосмический, радиоэлектронной промышленности,  IT-кластер и автомобильный.

- Губернатор говорил о необходимости создания арктического кластера. Есть ли уже конкретная программа?
– Идея создания такого кластера связана с освоением арктического шельфа, потому что многие «северные» технологии идут из Петербурга. Здесь исторически сконцентрировался целый комплекс НИИ и промышленных предприятий, работающих в сфере исследования и освоения Арктики. Сейчас мы формируем концепцию развития кластера. К лету собираемся выйти на какие-то черновые варианты. Это сложная работа, потому что даже если мы потратим большие деньги, но не будет заинтересованности во взаимодействии со стороны бизнеса и науки – ничего не получиться. Мы не можем просто приказать им: «объединяйтесь в кластер!» – это невозможно.

- Какие основные проблемы петербургской промышленности?
– Когда мы проводили первичное анкетирование предприятий, 70% опрашиваемых пожаловались на монополистов. Причем предприятия возмущает не столько стоимость ресурсов, сколько методики расчетов и нормативы. Например, по стандартам водоочистки вода, которая выходит из очистных сооружений предприятия, должна фактически быть чище, чем на водозаборе, то есть на входе.

- Это неплохо, наверное, для города?
– Безусловно, это хорошо для города, но у нас действуют одни их самых жестких экологических стандартов в Европе. Такая водоочистка требует огромных затрат, из-за которых наша продукция становится просто неконкурентоспособной на мировом рынке. Очищать воду, конечно, нужно, но вопрос – нужны ли такие стандарты?

Методики, по которым рассчитывается энергопотребление, тоже, мягко говоря, не совершенны.  На днях я был на встрече с руководителями промышленных предприятий Фрунзенского района. Со слов директора одного из предприятий, «Ленэнерго» выставило ему счет более чем в 20 млн рублей за присоединение производства к электрической мощности.  При этом затраты на строительство самого завода обошлись, по-моему, в 40 миллионов. Директор отказался. И за миллион рублей сам построил газогенератор. Теперь в режиме собственной генерации у него и электричество дешевле получается.

- Кто эти проблемы должен и может решать?
– Решать их нужно совместными усилиями органов власти,  промышленников и энергетиков. Они носят системный характер. В первую очередь – нужны изменения в федеральном законодательстве.

- Планируется ли выходить с такой инициативой от имени города?
– Думаю, мы поднимем этот вопрос на одном из заседаний Промышленного совета.

- Еще на что жалуются?
– На высокие платежи за землю. Мы планируем подготовить предложения по предоставлению льгот, уменьшающих эти платежи для тех, кто в самом деле занимается производством. Затем вынесем наши предложения на рассмотрение губернатора.

Еще проблема – внутренние дороги в промзонах. Большая часть из них не паспортизирована, соответственно, по ним запрещено движение общественного транспорта, на них не едут инспекторы ДПС…

- А кадровая проблема насколько остра?
– Около 80% предприятий говорят о нехватке квалифицированных кадров. Мы ведем активную работу в этой области: например, у нас есть субсидия, по которой город компенсирует 80% затрат, связанных с переподготовкой и обучением кадров для нужд промышленности.

- Надо ли привлекать мигрантов из других регионов?
– Безусловно, надо. И город работает в этом направлении. Чтобы привлекать  новые трудовые ресурсы, в рамках программы «Миграция» недавно была принята программа по развитию арендного жилья. И уже создается фонд такого жилья.

Перевод верфей приостановлен

– Раньше в Петербурге была программа по переводу промышленных предприятий из центра города на окраины. Вы тоже считаете, что всех нужно переселить?

– Я считаю, что перевод предприятий из центра должен быть скрупулезно оценен. Если предприятие экологически грязное и окружено плотной жилой застройкой, то, скорее всего, имеет смысл его оттуда переводить. Но чтобы сохранить промышленный потенциал города, на освободившейся площадке целесообразно разместить другое производство. Чистое.  А если предприятия находятся в традиционных промышленных зонах, допустим, в районе проспекта Обуховской Обороны или Веселого Поселка, то я сомневаюсь в необходимости их перевода. Потому что тем самым мы уменьшим промышленный потенциал и своими руками создадим для города новые проблемы. Главная из них – увеличение транзитных потоков населения.

В Санкт-Петербурге в секторе промышленности заняты примерно 350 тысяч человек. Представьте, что все они утром поедут из города, а вечером обратно. Сегодня дороги уже не справляются в полной мере с  транспортным потоком, а будет настоящий коллапс. Например, в Колпине, куда вывели достаточно большое количество предприятий, сегодня наблюдаются серьезные транспортные проблемы. То же самое – в промзоне в Шушарах. Туда ежедневно привозят и увозят шесть тысяч человек на 150 автобусах. А ведь еще грузовой и легковой транспорт подъезжает…

- Адмиралтейские верфи когда переедут?
– В настоящее время процесс переноса Адмиралтейских верфей в Кронштадт приостановлен. И хотя нам официально никаких уведомлений от ОСК (Объединенная судостроительная корпорация. – Ред.) не поступало, они не отрицают, что есть некоторое торможение по этому вопросу. Возможно, это связано  со сменой руководства ОСК. Возможно, с тем, что компания развивает сразу два проекта – вторая верфь на Дальнем Востоке – и финансирования на две верфи не хватает… Чтобы перенести Адмиралтейские верфи в Кронштадт, нужно фактически строить там все с нуля. Это большие деньги. Но если мы этого не сделаем, то  потеряем большую часть судостроения. Конкретные сроки переезда, вероятно, будут зависеть от концепции развития самой ОСК. В любом случае это очень важный для города проект, и мы будем стараться разместить его в Петербурге.

- В Союзе промышленников и предпринимателей Петербурга инвестиционный климат в городе характеризуют как «крайне неудовлетворительный». Как вы это прокомментируете?
– Сложный вопрос. Дело в том, что территория города крайне ограничена, поэтому стоимость земли здесь высокая. Это уменьшает инвестиционную привлекательность с точки зрения развития промышленности. Конечно, есть регионы, где стоимость земли ниже. Но там нет квалифицированных кадров, таких хороших транзитно-логистических возможностей и так далее. При оценке инвестпривлекательности рассматривается масса факторов.  Сейчас в городе – очень высокий спрос: большое количество компаний хотят разместить здесь свои производства. Если бы такого спроса не было, тогда можно было бы говорить о неудовлетворительном инвестиционном климате. Но спрос есть. И большой.

Когда поедет Ё-мобиль

– Сроки создания Ё-мобиля уже много раз переносились. Его реально построят или это был просто PR-ход?

– Любой автомобиль собрать – это сложная задача, а уж разработать новый! Компания с нуля взялась за глобальный проект нового автомобиля – используемые технические материалы интересные, разработки уникальные. Но на миф это не похоже, потому что они взяли в аренду территорию в Марьине, вкладываются в оборудование, уже частично построены корпуса. К осени 2014-го года планируют начать выпуск, а серийное производство запустить в марте 2015-го.

- Вы себе такой автомобиль купили бы?
– Все зависит от его эксплуатационных свойств. Мне, например, не важны комфортность и внешний вид. Для меня главное -  чтобы он не ломался и ездил, потому что нет времени заниматься ремонтом.

- Разумно ли развивать сельское хозяйство в Петербурге?
– Город Петербург не совсем аграрный, у нас мало сельхозпредприятий. Но все они высокотехнологичные, достаточно эффективные. Сейчас мы формируем концепцию продовольственной безопасности города, и губернатор однозначно заявил, что наш сельскохозяйственный потенциал надо оставлять. У нас разработана и уже реализуется Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая направлена как раз на поддержку сельхозпроизводителей и переработчиков сырья.

- Городские предприятия уже ощутили на себе последствия вступления в ВТО?
– Мы ведем мониторинг по этому вопросу.  95%  предприятий не заметили никаких отрицательных последствий, 5%  сообщили, что у них расширились экспортные возможности с точки зрения доступа на международные рынки.

- Как вы в целом оцениваете состояние городской промышленности?
– Если смотреть на цифры и не знать, что за ними стоит, то можно сказать, что у нас снизились темпы роста, объемы инвестиций и так далее. Дело в том, что после падения в кризис 2008 года, индекс промышленного производства в 2010 – 2011 годах рос очень быстрыми темпами – по 10 – 15% в год. А в 2012 году рост замедлился до 4,3% в год. Кто-то сказал: «Плохо! Рост снизился!» Но мы считаем, это отличная цифра! В предыдущие годы рост показателей был компенсирующий, то есть промышленность восстанавливалась после кризиса. А 4,3% – это уже реальный рост от докризисных показателей. Поэтому мы сегодня оцениваем состояние петербургской промышленности как  неплохое.                   

Мария ГОРДЯКОВА, фото tower-libertas.com








Lentainform