16+

Дадут ли Петербургу денег на метро до Пулкова

01/04/2013

Дадут ли Петербургу денег на метро до Пулкова

На прошлой неделе губернатор Георгий Полтавченко попросил выделить 34 млрд рублей из федерального бюджета на строительство метро до аэропорта Пулково. По мнению губернатора, метро лучше проектов, которые рассматривались до этого, - «Аэроэкспресса» и легкорельсового трамвая. И эксперты с ним согласны.


               Вопрос транспортной доступности аэропорта обсуждается давно, однако сейчас сроки уже поджимают – нужно успеть к чемпионату мира по футболу 2018 года, чтобы обеспечить беспроблемный переезд для  болельщиков, журналистов и официальных лиц.

Кроме того, считается, что пассажиров станет больше, когда завершится реконструкция Пулково-1, и аэропорт начнет превращаться в крупный хаб – если в прошлом году Пулково приняло более 11 млн человек, то через пять лет эта цифра может возрасти до 17 млн. Считается, что автобусы и маршрутки с таким количеством пассажиров не справятся – нужно какое-нибудь еще сообщение с городом.

Последнее совещание по этому поводу проводил вице-премьер Аркадий Дворкович в конце января. Обсуждалось два варианта – запуск легкорельсового трамвая или  «Аэроэкспресса» (оба готовились к запуску при Валентине Матвиенко).

Легкорельсовый трамвай должен был пройти от Пулкова до Московского вокзала. От этого проекта несколько раз отказывались по двум причинам. Во-первых, из-за высокой стоимости – около 30 млрд рублей.  Во-вторых, его критиковал вице-губернатор Сергей Вязалов: «Прежде чем вводить новый вид транспорта, который не сертифицирован в нашей стране, я бы лучше навел порядок в существующем виде транспорта». Кроме того, он отметил, что по пути в аэропорт понастроены торговые центры, из-за которых рельсы пришлось бы прокладывать по разделительной полосе Киевского шоссе, что только затруднило бы выезд из города.

Проект РЖД «Аэроэкспресс» включал в себя строительство специальной железнодорожной линии от Пулкова до Балтийского вокзала. Его стоимость оценивали примерно в 12 млрд рублей, включая организацию инфраструктуры, обеспечение безопасности скоростного движения и закупку новых составов.

Однако когда в Смольный пришла команда Георгия Полтавченко, проект трамвайной линии был заморожен, а переговоры по «Аэроэкспрессу» затянулись: в РДЖ хотели, чтобы город взял на себя часть затрат, а администрация задумалась: надо ей это или нет.

Размышления привели к третьему варианту – построить к Пулкову метро, причем  не от «синей», а от «красной» ветки. Это участок протяженностью около 5 километров от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Аэропорт» с промежуточной станцией «Ульянка». Это решение губернатор объяснил тем, что развитие метро перспективно не только для аэропорта, но и для развития транспортной инфраструктуры в прилегающих к Пулкову  районах – Пушкинском, Кировском и Красносельском.

На реализацию проекта требуется около 42 млрд рублей, то есть 1 км подземной дороги обойдется в 8,4 млрд рублей. В бюджете Петербурга, пишет Полтавченко, предусмотрены средства на проведение проектно-изыскательских работ и на закупку новых вагонов.  Проектирование линии начнут не позднее 1 июля 2013 года, строительство займет три года с 1 апреля 2015 года до1 апреля 2018 года. 

Впрочем, все эти планы реализуются только тогда, когда Минтранс выразит готовность поддержать проект строительства метро вместо более дешевого «Аэроэкспресса». На первый взгляд министру транспорта Максиму Соколову строительство продолжения линии метрополитена «не представляется в должной степени обоснованным». Окончательное решение Минтранса будет принято во втором-третьем кварталах 2013 года. Обиднее всего будет, если и на метро в Москве денег не дадут, и альтернативные проекты будут забыты.

В петербургском Комитете по транспорту тем временем для борьбы с пробками решили пустить выделенную автобусную линию от станции метро «Московская» (по Московскому проспекту и Пулковскому шоссе).

Комментарии

Александр Карпов, гендиректор центра экспертиз ЭКОМ:

– Какой-то скоростной транспорт для вывоза пассажиров в аэропорт и обратно, безусловно, нужен. А после реконструкции Пулкова без него вообще не обойтись, так что город уже опаздывает.

Я думаю, если горожанам предложить выбрать между метро и «Аэроэкспрессом», большинство выберет метро. Просто потому, что метро обеспечивает беспересадочное подключение аэропорта сразу ко всей сети. Загрузился в метро – и можешь доехать в любую точку города. А «Аэроэкспресс» – это пересадка. К тому же метро дешевле.

Если выбирать «Аэроэкспресс», то, насколько я знаю, возникает проблема с его трассировкой. Градостроительное управление городом было настолько запущено за последние десятилетия, что построить что-либо длинное масштабное на земле оказывается неразрешимой головоломкой! И самое главное – как только будет объявлено о строительстве «Аэроэкспресса», земельные участки в местах строительства тут же будут раскуплены – это чисто гондурасовская проблема, связанная с тем, что государство так и не научилось защищать свои интересы.

Поэтому пусть дороже, но под землей проще строить, хотя даже подземные пространства иногда оказываются захваченными, когда строят где попало и свайные поля забивают на безумную глубину, из-за чего метро не провести там, где  нужно.

Привязка к чемпионату мира – хороший повод, который позволяет попросить у федералов деньги на строительство метрополитена.  В силу ряда причин метро считается муниципальным видом транспорта, и под другими соусами невозможно на него найти денег. Поэтому, пока есть возможность, ее нужно использовать – простая житейская логика.

Денис Демин, начальник аналитического отдела ИК БФА:

– Смольный в первую очередь пользуется чемпионатом мира 2018 года как поводом, чтобы решить задачу, которая и так перед городом стоит – строительство метро. Ведь чемпионат – это единичное событие, а городу нужно думать о развитии наиболее нужных в будущем проектов. Аэропорт находится недалеко от города, само собой напрашивается решение соединить его с центром. К тому же это пространство в последние годы было подвергнуто активному жилому и коммерческому девелопменту, и строительство там станций метро даст дополнительный импульс для развития.

Однако, мне кажется, что метро не является альтернативой «Аэроэкспрессу» – оба проекта городу нужны. Метро будет хорошей альтернативой легкорельсовому трамваю, от которого наконец-то отказались.  «Аэроэкспресс» -  это вагон, куда можно спокойно зайти с багажом и прямо до места доехать. Для определенной категории пассажиров поездка в метро неудобна – ни вагоны, ни турникеты не оборудованы под перевозку крупногабаритных грузов. Для них поездка в «Аэроэкспрессе» будет более привлекательной. То есть эти проекты вполне могут существовать параллельно. Хотя есть риск, конечно, что из-за метро окупаемость «Аэроэкспресса» сильно пострадает.

У метро как проекта один недостаток – это более дорогой вариант, что важно, когда идет  борьба за федеральные деньги.

Кстати, сейчас, добираясь на автобусах и такси, мы обходимся без транспортных коллапсов даже в туристический сезон. То есть прямо сейчас проблемы нет, и хорошо, что  мы говорим о перспективе.                     

Анастасия ДМИТРИЕВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform