16+

Эксперт из «Севзапгеологии»: «Лахта-центр» может упасть!»

18/04/2013

Эксперт из «Севзапгеологии»: «Лахта-центр» может упасть!»

На прошлой неделе эксперты профильной комиссии Законодательно собрания СПб по экологической защите обсуждали проблемы высотного строительства, в том числе «Лахта-центра». И услышали неожиданное - сотрудник государственного предприятия «Севзапгеология». Борис ДВЕРНИЦКИЙ заявил, что башню нельзя строить, потому что она может упасть. Online812 спросил у ученого, что именно угрожает «Лахта-центру» и как можно этих угроз избежать.


            – Так почему вы считаете, что «Лахта-центр» может упасть?
- На мой взгляд, тот комплекс работ, которые провел «Газпром», недостаточен, чтобы быть уверенным в безопасности строительства. В частности, там не была проведена радоновая съемка, не было материалов аэрокосмических сил и прочих. Да, в целом работ проведено много, но перечисленных нет, а они очень важны. Мы написали записку Полтавченко, где высказали свои опасения.

- Почему именно тот участок опасен для строительства?
- Петербург находится в зоне разломов литосферных плит, вследствие чего большая часть города постоянно опускается. Но опускается по блокам, как разбитая тарелка, причем эти блоки движутся с разной скоростью. В том месте, где «Газпром» строит башню, расположена точка максимально быстрого опускания – 8,5 мм в год. Это очень быстро, многие даже думают, не ошибка ли это. Я думаю, ошибки тут нет. В нескольких сотнях метров оттуда расположен блок со скоростью опускания 1,2 мм в год. Понятно, что разница очень велика, и в какой-то момент наступит рубеж, формирующий разлом. Если «Лахта-центр» даже немного наклонится, он упадет. А это башня высотой почти 500 метров и весом 50 тысяч тонн! Последствия будут ужасные. Если она упадет на север, она перекроет Приморское шоссе, железную дорогу. Если упадет на юг, в залив, возникнет техническое цунами, которое может снести стадион на Крестовском. Тут же пройдет ЗСД, который тоже не рассчитан на такую волну.


Эксперт из «Севзапгеологии»: «Лахта-центр» может упасть!»

Нужно этот участок изучить очень тщательно, проверить радоном, живой это разлом или нет, продолжает ли он увеличиваться. Вот мы и написали письмо губернатору, потом этот вопрос рассматривали в департаменте по геологии и пришли к выводу, что комплекс работ недостаточен, надо его дополнить. Но так все в песок и ушло.

- Есть ли в городе другие высотные проекты, которые будут построены в опасных зонах?
- Если мы выработаем комплекс необходимых исследований для «Лахта-центра», его можно будет приспособить к высотному строительству в целом. Сейчас в Петербурге есть программа высотного строительства до 2030 года. Многие проекты, включенные в эту программу, расположены тоже не очень удачно, нужно пересмотреть их расположение.

Что же касается «Лахта-центра», то нельзя забывать, что мы живем в век терроризма, и если эту башню подорвать, понятно, чем это закончится. И я призываю  МЧС рассчитать эти риски и решить, нужен ли нам такой «троянский конь».

- То есть вы считаете, что «Лахта-центр» в принципе строить не нужно?
- Это рискованно. К тому же непонятно, зачем это городу? Раньше нам твердили про налоги, которые мы получим от «Газпрома», но теперь налоги платят туда, где добывают. То есть город вообще ничего не получит от этой башни.

- И что – безопасного места для нее в Петербурге не найти?
- Место найти можно. Но представители «Газпрома» слишком самоуверенные. Сначала они говорили, что на Охте все хорошо и безопасно, приглашали в 2012 году на открытие «Охта-центра». Когда они ушли с Охты, на слушаниях выяснилось, что в том месте были очень плохие породы. Может, на Лахте так же? Мы не знаем, насколько добросовестные люди работают над этим проектом, проводят исследования. С такими строителями надо ли рисковать честью города? Если что-то случится, они уйдут, а позор на городе останется.

- Зачем «Газпрому» вкладывать деньги в рискованный проект?
- В «Газпроме» уверены, что все хорошо. Уж не знаю, почему: по недоразумению или по нежеланию смотреть шире. «Газпром» привлекает организации со стороны, доверяет им. Они уверены, что у них все хорошо, мощная плита будет положена и защитит их башню. А эта плита, наоборот, все усложняет – если башня упадет, то эту конструкцию будет сложно разрушить.  Нет в этом деле заинтересованного руководителя.

- Кто должен инициировать те дополнительные исследования, о которых вы говорили?
- «Газпром»  проводит все исследования. Но кое-что может сделать и город. Губернатор должен собрать специалистов города, чтобы они представили все свои материалы и сказали, достаточно ли проведенных исследований, чтобы смело строить там, или нет. Если нет, нужно проводить дополнительные работы. Это первое, что должен сделать губернатор.

Второе – нужно обратить внимание на программу высотного строительства, в ней тоже есть неудачные объекты. Часть из них попадает на опасную тектонику, а часть – на погребенные долины. Там строить нельзя.

- Что такое погребенные долины?
- Это древние долины, в прошлом русла рек, например. Скажем, древняя Нева текла по другому руслу, потом это русло было закрыто молодыми отложениями, на которых теперь очень опасно строить. Из-за такой долины у нас была авария в метро в районе «Площади Мужества», оно пересекало эту долину. Чтобы такого не повторялось, надо переместить запланированные объекты в более безопасные места. Или хотя бы провести усиленный комплекс подготовительных работ. Ведь небоскреб, если помните, пытались построить даже на Васильевском острове, в гавани, на намывных территориях – а это очень опасно! Но тогда общественность возмутилась, и об этой идее забыли.

- Можно ли решить проблему высотного строительства на общем уровне? Или в каждом отдельном случае нужно проводить массу исследований?
- Это третий момент. В Петербурге нет карты надежности геологической среды города, она готова только частично. Площадь города 1400 кв. км, а карта сделана на 600 кв. км. Нужно эту карту завершить.  Карта разделяет территорию города на уровни риска по состоянию грунта. Пока все планирующееся высотное строительство эту карту игнорирует, хотя в опасных зонах нужно строить очень осторожно, ведь это мина под будущее.

Я считаю, что должна быть создана дополнительная нормативная база под высотное строительство – пока есть нормативные базы только под обычное строительство. Высотное строительство требует привлечения общественности и профессионалов, чего в случае с «Лахта-центром» не происходит.


В Китае новые дома периодически падают без всяких терактов

«Если все будет сделано качественно, то бояться обрушения не стоит»

Рашид  МАНГУШЕВ, директор научно-производственного консалтингового центра «Геотехнология»:

- К сожалению, всегда находятся люди, которые очень далеки от реальной практики и пугают народ странными предсказаниями. Если говорить о сдвигах и разломах, то так называемая скальная оболочка Земли находится на глубине более 200 метров, сверху находятся осадочные породы, которые испытывают на себе все деформации и напряжения от сооружений. Если бы сдвиги плит были значительными, они касались бы целого континента, а не одного объекта. Не может земля только под «Лахта-центром» разойтись. Сдвиги плит на такой большой глубине  никак не повлияют на состояние здания. К тому же «Лахта-центр»   строится на надежных буронабивных сваях длиной 65 метров. Если все будет сделано качественно, в чем я не сомневаюсь, то бояться обрушения не стоит. Все уже было много раз проверено, было огромное количество исследований. Любое высотное сооружение подразумевает высокие нагрузки, которые рассчитываются предварительно. А когда люди пытаются сделать из таких вещей сенсацию, надо их остерегаться.

«Ученый не должен работать днем и ночью, чтобы кто-то на этом делал бизнес»

Владимир УЛИЦКИЙ, профессор, заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения:

- Я не буду комментировать строительство «Лахта-центра», у меня нет данных по этому проекту, меня как эксперта в него не приглашали. Я знаю многое про проекты в Нидерландах и Финляндии, но почти не знаю про петербургские. А все потому, что в Петербурге сложные объекты в городе в процессе реализации постоянно меняют проектировщиков, строителей. Хорошо бы Петербургу опыт Финляндии в этом вопросе перенять. Там, например, есть карта застройки города Хельсинки на 30 лет вперед, я сам ее принимал. То же самое – в Стокгольме. А в Петербурге такой нет, поэтому у нас строят, где хотят. В Финляндии, чтобы составить план застройки, были собраны специалисты с разных стран мира, в том числе России. Составить план подземного пространства для Петербурга ученые тоже в состоянии. Но в Финляндии это инициировал премьер-министр Юрки Катайнен, а ответственным был вице-премьер. У нас все иначе, потому что у нас ищут не высококлассных специалистов,  а людей попроще, которые подешевле и быстрее все сделают.

Конечно, ученых привлекают на общественных началах, но я противник этого. Ученый не должен работать днем и ночью, чтобы кто-то на этом делал бизнес. Раньше исследования проводились для того, чтобы людям стало удобнее жить, а теперь – чтобы бизнесмен сколотил себе состояние. Изменилась ситуация. Ученый делает заключения, причем заключения определенного характера, дает гарантии, а бизнесмен на той территории строит бутики. И если что-то случится – ученый будет отвечать.

Нужно, чтобы руководство города привлекло специалистов для создания нового генплана вместо перекроенного плана 1953 года. Новый генплан подразумевает использование самых современных технологий, исследование настоящей ситуации. Очень показателен пример Токио: чтобы разгрузить транспортную сеть, они изучили потоки, въезжающие в город и установили, что в Токио на работу въезжает на работу только 22%. Остальные – по магазинам и прочим делам. И тогда японцы построили кольцевую через конечные станции метро, причем на средства частных инвесторов, открыли новые станции метро, каждая из которых теперь отвечает за свое торговое направление: одна торгует машинами, вторая мебелью и так далее. И чтобы сделать покупки, в город не надо въезжать. Это разумная идея. В таком направлении и надо двигаться.                      

Анастасия ДМИТРИЕВА


Первый металлотерминал на Урале представляет вашему вниманию различную металлопродукцию, начиная с черного, нержавеющего, цветного металлопроката и заканчивая кровельными и фасадными материалами. Подробное предложение на сайте www.met-trans.ru.









Lentainform