16+

Как власти хотят стимулировать полеты в северо-западном регионе

22/04/2013

Как власти хотят стимулировать полеты в северо-западном регионе

Из Петербурга в Псков, Петрозаводск и другие города округа можно будет долететь за полцены. В СЗФО началась реализация программы по развитию местных авиаперевозок. Правда, широкой публике об этом знать пока не положено: в пятницу в полпредстве прошло очень закрытое совещание на эту тему.


                Там, говорят, новый полпред Булавин поставил на место  министра транспорта Соколова. Что произошло? – узнавал Online812.

Совещание проводилось в рамках федерального проекта по развитию малой авиации. Проект нужен для того, чтобы россияне больше летали между городами внутри страны. Одна из его главных задач – повышение деловой активности населения. Это, в свою очередь, должно привести к улучшению  развития регионов. Экономию времени пассажиров, по сравнению с наземным транспортом, уже посчитали в масштабах страны: 1,5 миллиона часов в год.

Но население по-хорошему летать чаще не хочет. Во-первых, потому что билеты дорогие.  Во-вторых, потому что – страшно. Правительство решило субсидировать межрегиональные авиаперевозки и модернизировать парк малой авиации. Вернее, то, что от него осталось, – 2450 самолетов на всю страну. И купить еще  10 – 12 тысяч новых самолетов. И подготовить около 9 тысяч новых пилотов.

Пилотная реализация программы началась в Приволжском федеральном округе. Там региональным авиаперевозчикам компенсируется из бюджета половина стоимости авиабилетов. Таким образом, пассажиры покупают билеты за полцены.

В Северо-Западном округе правительство решило изменить всю схему субсидирования, о чем заявил на совещании в пятницу министр транспорта Максим Соколов. Как рассказал Online812 генеральный директор авиакомпания «СПАРК+», заслуженный пилот России Вадим Базыкин, авиакомпаниям теперь будут компенсировать 50% стоимости рейса, а не 50% стоимости проданных авиабилетов.

– Минтранс исправил свои предыдущие ошибки.  Так и нужно было сразу, чтобы  у авиакомпаний не было таких серьезных рисков продаж. Потому что, если на рейс покупалось мало билетов, соответственно и компенсация получалось маленькой. А стоимость рейса практически неизменна, – объяснил Вадим Базыкин.

По его словам, даже с 50-процентной компенсацией стоимость билетов в России слишком высокая. Например, авиабилет из Петербурга в Петрозаводск стоит 3800 рублей. По прямой – это 360 километров, и даже половина от сегодняшней цены за перелет на такое расстояние по мировым меркам – дорого.

– Сейчас у нас большой отрыв платежеспособности населения от этих тарифов. В России перелет обходится примерно в 11 рублей за километр. А, например, Китай уже дошел до стоимости 3,2 рубля за км. В Европе – от 2,8 до 3,5 рубля за километр. Тарифы можно снизить за счет модернизации аэропортовых услуг. Представьте, что аэропорт «Пески» под Петрозаводском или аэропорт где-то под Вологдой, сертифицируются по тем же стандартам, что и Пулково-1!  А вот мы работали, допустим, в Норвегии, в международном аэропорту Лонгйир. Он принимает где-то сто тысяч человек в год. При этом его обслуживают всего 7 сотрудников.  Аэропорт «Пески», принимающий ежегодно от силы пять тысяч пассажиров, имеет штат  в 91 человек. И попробуй сделать 90! Сразу придет прокуратура. Если навести порядок в сертификации аэропортов, то стоимость перелетов можно было бы довести до трех рублей за километр. Но этим нужно заниматься. А в Министерстве об этом не то чтобы не знают, но пока как-то далеки от этих проблем, – говорит пилот Базыкин.

На совещании у полпреда говорилось о том, что, скорее всего, базовым аэропортом для межрегиональных перевозок в СЗФО станет аэропорт во Пскове. «Псковавиа» – одна из двух компаний в СЗФО, которая будет получать субсидии и заниматься социальными авиаперевозками. Вторая – ГТК «Россия».  Чтобы программа заработала, нужны самолеты. На северо-западе собственный парк есть только у «Псковавиа», и один самолет в Карелии. Больше, по словам Базыкина, в округе пассажирских самолетов малой авиации нет.

– Есть  федеральная программа по модернизации самолетов Ан-2. Ее стоимость заряжена в три раза. Именно в три, и я могу это доказать. Стоимость модернизации и капитального ремонта Ан-2 такая же, как у сверхприбыльного вертолета Ми-8.  У Ми-8  – два двигателя и редуктор, а у Ан-2 только один двигатель. Я разговаривал с производством, спрашивал, почему так дорого? Они говорят: «А потому что двигатели украинские, а нам же тоже что-то надо заработать». Ну и все. Зашли в тупик. И никто пока не занимается модернизацией. Такая же ситуация с Як-40. Поэтому сейчас западники и американцы ловят момент, чтобы вклиниться в наш рынок. Мы спросили замминистра Окулова, кто будет заниматься обновлением парка в СЗФО? Он однозначно сказал, что Минтранс. Мол, будем в рабочем порядке решать, – говорит Базыкин.

По его словам, впечатления и от совещания и от нового полпреда у публики остались позитивные. Предыдущий полпред был несколько вялый, а этот прилюдно осадил министра транспорта Максима Соколова. Чем сразу поднял свой авторитет в глазах губернаторов. Вот что рассказал по секрету летчик:

– Мне очень понравилось, как Владимир Иванович, новый полномочный представитель, вел собрание. И понравилось, как он ставил на места высоких руководителей. Например, когда выступал Максим Юрьевич... Понятно, что Максим Юрьевич должен выглядеть очень эффектно, но он еще молод и ему как-то надо было компенсировать это.. А Владимир Иванович такие вещи не прощает. Он ему сразу сделал замечание, чтоб в следующий раз, дескать,  ты имел в виду, что общаешься с очень умными и знающее свое дело людьми. Молодец!                      

Мария ГОРДЯКОВА











Lentainform