16+

«Фильм «Легенда № 17» не ответил на главный вопрос. Чем Валерий Харламов был уникален как хоккеист?»

22/04/2013

«Фильм «Легенда № 17» не ответил на главный вопрос. Чем Валерий Харламов был уникален как хоккеист?»

Кассирши в наших кинотеатрах меня давно не удивляют, но всякий раз, когда я иду смотреть новый фильм, ловлю себя на мысли, что явился неподготовленным. Когда мне советовали «классную мелодраму» про женщину, бросающуюся под поезд «из-за любовника», я ухмылялся. Когда пытался объяснить, что хочу посмотреть фильм про Валерия Харламова, уже жалел время на потраченные разговоры.


           – У вас в десять утра кино про Харламова? – спрашиваю кассиршу.
– Про кого?
– Про Харламова.
– Нет, у нас в десять утра «Легенда номер 17».

Ну что с них взять. На мой то взгляд, не могли они не слышать хотя бы про Илью Ковальчука, Александра Овечкина. В крайнем случае, про Павла Буре. Звезд российского хоккея.
Но теперь они, конечно, узнают про Харламова. Благодаря фильму, снятому Николаем Лебедевым при участии Никиты Михалкова в роли продюсера.

Я сразу хочу сказать: мне местами нравится «Ирония судьбы-2». Особенно то место, где мужик на крыше кричит актеру Сергею Безрукову: «Сколько дней пограничника в году?» От российских фильмов, даже про известных людей, экранизаций классики, я давно ничего не жду. И ругать их считаю признаком бестактности. Поскольку там под поезд бросаются по серьезным причинам – «из-за любовника». И пьянство там бывает, и наркотики.

Валерий Харламов, сыгранный актером Данилой Козловским, наркотиков не употребляет, вина не кушает, матом не ругается, как тот же актер делал, например, в «Duxlesse». Роль менеджера, «хозяина жизни», ему, кстати, больше подходила.

Харламов даже толком не спит с женщиной (женщину голую, кстати, показали – актрису Светлану Иванову, сыгравшую невесту хоккеиста, – так что сходите в кино), потому что он все время, даже ночью, думает о хоккее. Он ему снится.

Фильм не ответил на главный вопрос. Чем Валерий Харламов был уникален как хоккеист? Все-таки это интересно, ведь в нашей стране многие увлекаются хоккеем и могут понять его нюансы – даже те, кто раньше не слышал про Харламова, как, например, девушка, сидящая у кассы.

Пересказывается история талантливого хоккеиста, которых в Советском Союзе, по правде сказать, было пруд пруди. А сколько пропало… Из-за жестокой системы подготовки, насаждаемой тренером Анатолием Тарасовым. И прочих трудностей, подстерегающих спортсменов.

В фильме про это немного есть. Валерий Харламов играет в молодежной команде ЦСКА. Его замечает Тарасов, тренер ЦСКА и сборной СССР, «второй человек в стране после маршала Жукова», но отправляет парнишку не в Японию, куда едет сборная, а в Чебаркуль, где есть команда «Звезда». Чтобы парень «пооббился» и наигрался вдоволь у тренера, который хорошо работает с молодежью. Тренера «Звезды» играет актер, который почти всегда играет алкоголиков. В команде «Звезда» все поголовно пьют. Никто не хочет играть хорошо, чтобы перейти в другую лигу, иначе «требовать будут больше».

Харламов, значит, всю эту ситуацию меняет. Становится звездой «Звезды». Возвращается в Москву, в ЦСКА, где его поджидает Тарасов. Дальше – приседания со штангой, расцвет, победы, титулы. Травма. Ну, как без травмы. Харламов попадает в аварию из-за козней партийного «чинуши», курирующего хоккей, против Тарасова. Чинушу играет Владимир Меньшов, более-менее правдиво.

Чего не скажешь про Тарасова. И дело не в том, что Татьяна Анатольевна Тарасова, дочь легендарного хоккейного тренера, сказала после премьеры: «Мой папа все-таки был блондин». Дело в другом – вы меня извините, но Олег Меньшиков, сыгравший Тарасова, может играть кого угодно – мальчика Костю из коммунальной квартиры, юнкера императорского училища, сотрудника НКВД, Остапа Бендера, холодного влюбленного, но только не хоккейного тренера, тем более такого, как Тарасов. Меньшиков – самолюбование, поза. А когда Тарасову было думать про то, как говорить и что говорить, тщательно подбирая выражения. У него тридцать мужиков «под ногами», каждого надо обматерить и вогнать в страх.

В общем, этот ход режиссера, хоть и понятно для чего сделан, но неудачный.
Так вот, возвращаясь к карьере хоккеиста Харламова – он восстанавливается после травмы и играет против Канады в легендарной серии 1972 года.

Карьера самая обычная. Как у многих игроков. Чем Харламов лучше остальных (не тех, что стоят «столбами» в фильме, а чем лучше многих великих советских игроков), не показано.

И хоккей, естественно, показан неудачно. Это вообще трудное дело – показать спорт. Задача, редко решаемая кинематографом. Спорт – мгновение, секунда, мастерство, и, как его показать, многие не знают. Спортсмены не могут быть артистами, артисты не могут быть спортсменами.

Сам хоккей в «Легенде № 17» снимается с помощью новейших технологий, камер, установленных на коньках и на клюшках, кажется. Но это ничего не решает. Все равно все выглядят манекенами. Выручают замедленные кадры. И музыка Эдуарда Артемьева.

Хоккей в картине снят неудачно. Видно, что не привлекалось достаточное количество экспертов, чтобы показать хоккейный мир. В раздевалке говорят банальности. Врачи говорят банальности («Я играть буду?», «Скажи спасибо, если будешь ходить»). Голы забивают банальные. Канадцы, вообще, показаны бутафорными идиотами с прическами Элвиса Пресли, которые, кажется, закреплены лаком.

Более того, смысл этой серии, 1972 года, ее значение не очень понятно, если смотреть фильм, современному человеку. Ну, «канадцы – великие», да. А что еще-то? Нужны были кадры кинохроники, американские президенты и советские генсеки, разговоры о холодной войне, железном занавесе, «красных коммуняках» и «хваленых профессионалах», чтобы дать почувствовать все это. Ведь тогда, в 1970-х, на хоккейной площадке действительно столкнулись два мира.

Кстати, в фильме «Чудо», снятом американским режиссером Гэвином О’Коннором в 2004 году, в котором рассказывается о победе американских студентов на Олимпиаде в Лэйк-Плэсиде 1980-го года над легендарной советской хоккейной сборной, все это есть. И хоккей показан там настолько классно, насколько, наверное, это вообще возможно. Во всяком случае, его проживаешь как матч. Лучше показан хоккей только в нашем мультике «Шайбу! Шайбу!».

В «Легенде № 17» хоккей – это, в основном, взгляды самого Харламова под купол Монреальского дворца спорта, где проходит матч, подчеркивающие важность момента, родные и близкие, собравшиеся у телевизора в разных частях страны (их реакция, наверное, и «вышибает слезу», о чем говорят смотревшие фильм), горделивая осанка наших тренеров и игроков, гримасы после силовых приемов канадцев, тренер Тарасов, почему-то вышедший во время телетрансляции матча во двор своего дома и чертящий тросточкой в хоккейной «коробке» какие-то движения, воспроизводящие события в матче Канада – СССР. Например, в Монреале забили гол, и Меньшиков-Тарасов направил тросточку в сторону ворот. Ну, сенсэй просто!

Удачный момент в фильме про то, что мама-то, оказывается, у Харламова – басконка, т.е. из басков. И какое-то время детства он провел в Испании. Смотрел корриду. И побежал во время нее спасать щенка. Тут-то на него и едва не набросился бык. Брат мамы прыгнул с балкона и спас мальчика со щенком, применяя приемы тореро с помощью красной косынки.

Косынку эту киношный Харламов не снимает даже во время хоккейных матчей. Быки в фильме еще раз появляются в образе канадцев. Это красиво. И даже в чем-то правдиво.

Неясно только, что с Харламовым. Почему он так же велик, как космонавт Юрий Гагарин и певец Владимир Высоцкий.

Впрочем, если брать наше кино и последний фильм про Высоцкого, то примерно понятно. Тут Харламов даже лучше. Выше. Мощнее.

Во всяком случае, похож на человека.

Сколько фильмов снято про Харламова?

«Легенда № 17» – совсем не первый фильм о легендарном хоккеисте Валерии Харламове. Несколько лет была снята лента под названием «Валерий Харламов. Дополнительное время»  с Алексеем Чадовым из «Девятой роты» в главной роли. Инициатором съемок стал бывший партнер Харламова по тройке нападения Владимир Петров, выступивший заодно и продюсером фильма. Что, однако, не понравилось родственникам самого хоккеиста.

Сын Харламова Александр был по крайней мере настроен решительно: «Он, ни с кем не посоветовавшись, не спросив разрешения у нашей семьи, решил сделать фильм о моем отце. Я предупредил продюсера, что буду обращаться в суд, и их работу могут не выпустить в прокат. Я уже закрывал глаза на то, как Петров зарабатывал на проектах о Харламове». Речь, судя по всему, о документальном фильме «Ледовая коррида Валерия Харламова», сделанном на НТВ и удостоенном премии ТЭФИ.

«Валерий Харламов. Дополнительное время», тем не менее, вышел на экраны в январе 2008 года, но остался практически незамеченным. Безусловно, сказался связанный с ним скандал, да и раскрутить фильм с более чем скромным бюджетом в 25 миллионов рублей было трудно. Больше всех пострадал режиссер ленты, который пошел ради нее на определенные жертвы. Юрген Штааль родился в Москве и на историческую родину в Германию ездил только учиться, но ради фильма о Харламове взял псевдоним Юрий Королев, объяснив это тем, что фильм про советского хоккеиста не может быть снят режиссером с немецким именем.

10 лучших фильмов о хоккее

В отечественном кино фильмы про хоккей не то чтобы даже редкость, это просто уникальный случай, но пять наскрести получилось. В Голливуде выбор куда  шире и среди традиционных сценариев, где безвестная команда становится чемпионом, или хоккеист-любитель вырастает в звезду первой величины, есть достойные исключения.

5 отечественных фильмов

«Шайбу! Шайбу! (1964)
Как  ни старались кинематографисты всего мира, но лучше всех сработали мультипликаторы. Именно они создали самый искренний, добрый и светлый мультфильм про хоккей. Зазнавшиеся «мастера» получают по носу от дружной командой новичков. А по техническому и ритмическому совершенству работа Бориса Дежкина о хоккейном матче между «Метеором» и «Вымпелом» на уровне  Уолта Диснея.

 «Хоккеисты» (1964)
Юрий Трифонов написал сценарий фильма с участием звезд тех лет Николая Рыбникова, Владимира Ивашова, Вячеслава Шалевича, Эльзы Леждей и популярнейшего комментатора Николая Озерова. Капитан хоккейной команды Дуганов, знаменитый и опытный игрок, решает бороться за спортивное долголетие таких «стариков», как он (в то время в тридцать уже списывали из спорта), а тут еще ссора с любимой девушкой…

«Жребий» (1974)
Фильм был снят на волне знаменитой хоккейной серии СССР – Канада. К ней отсылает и «Легенда 17», а уж советский кинематограф не мог пройти тогда мимо этого события. Впечатляет и актерский состав – Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Вера Васильева. Прообразом главного героя стал проснувшийся знаменитым после той серии Владислав Третьяк – Виктора Голикова приглашают из провинциальной команды в команду чемпионов на место вратаря и тот доказывает, что способен играть на ответственных матчах, но сможет ли титулованный голкипер смириться с местом на скамейке запасных?

«Такая жесткая игра – хоккей» (1983)
В команде появляется новый тренер (Владимир Самойлов), и через некоторое время к хоккеистам приходит долгожданный успех. Но жесткая методика тренера меняет и моральный климат в коллективе. На защиту человеческого достоинства игроков встает капитан команды Крынин (Владимир Гостюхин) и в трудном противоборстве с тренером одерживает победу.

«Миннеста» (2009)
История двух братьев – хоккеистов из провинциальной команды. Одному из них предлагают контракт в Америке, но он отказывается ехать без брата. Психологический фильм про взаимоотношения двух абсолютно разных, но очень близких людей. Хоккей просто среда, в которую поместили двух братьев. Хоккейная Миннесота олицетворяет женщину, которая нравится обоим братьям, но ответила только одному. Сценарий написал Александр Миндадзе, в ролях – примелькавшиеся герои телесериалов.

5 американских фильмов

«Морис Ришар» (2005)
Если у нас снимают кино про Харламова, то в Америке про канадскую «Ракету из Квебека» 1950 годов. Основа сюжета: непростые отношения между англоязычным тренером Диком Ирвином и франкоязычным Морисом Ришаром, (это еще и проекция конфликтов между франко- и англоязычными частями населения Канады).  Но и хоккей в этом фильме снят профессионально (динамика, голы, драки), что кинематографистам удается крайне редко. Фильм никогда не показывался в России.

«Чудо» (2004)
В истории отечественного спорта поражение сборной СССР в финале олимпийского турнира 1980 года от студенческой команды из США – черная страница. В Голливуде про тот матч сняли кино с Куртом Расселом в главной роли. Самый знаменитый и раскрученный фильм про хоккей. Снят так, что начинаешь болеть за американцев. В этом признавались даже советские участники той игры.

«Тайна Аляски» (1999) 
Небольшой, затерянный на Аляске городок. Стая брутальных мужиков гоняет шайбу на местном озере, потом провинциальная команда бросает вызов клубу НХЛ.  Для съемок в фильме Расселу Кроу пришлось учиться кататься на коньках с нуля.

«Могучие утята» (1992)
В юности адвокат Гордон Бомбей играл в хоккей. Через много лет судьба дает ему шанс вернуться в спорт. За правонарушение он приговорен городскими властями к общественным работам в качестве тренера детской хоккейной команды -  худшей в лиге. Мальчишки не умеют стоять на коньках, промахиваются мимо ворот и созданы только для того, чтобы проигрывать. Но все меняется с приходом нового тренера. Доброе семейное кино, и действительно про хоккей.

«Щелчок» (1977)
Cедовласый Реджи Данлоп в исполнении Пола Ньюмана  тренер и капитан второразрядной хоккейной команды. Чтобы вернуть интерес болельщиков, клуб приглашает трёх братьев-отморозков, предпочитающих играть в «жесткий» хоккей. Команда превращается в банду драчунов и хулиганов. Фильм был настолько популярен, что в Голливуде было снято сразу несколько сиквелов.                     

Кирилл ЛЕГКОВ, Сергей ЛОПАТЕНОК, фото kinopoisk.ru











Lentainform