16+

Чем дебоширы в самолетах отличаются от хулиганов в поездах и паромах

26/04/2013

Чем дебоширы в самолетах отличаются от хулиганов в поездах и паромах

Минтранс хочет разрешить членам экипажей самолетов применять физическую силу к недисциплинированным пассажирам. Проект закона об «усмирении дебоширов» предполагает, что экипажи смогут использовать пластиковые наручники и электрошокеры. Впрочем, пассажиры-дебоширы встречаются не только в самолетах. По статистике, больше всего убытков от действий нарушителей терпит железная дорога, меньше всего - морской и речной транспорт.


           Дебоши в поездах 

Ожидаемо, что основная часть правонарушений совершается в поездах – это «самый общественный транспорт», говорит заместитель начальника ОЖД по безопасности и режиму Николай Клюквин. Большая часть нарушений происходит в пригородных поездах, поскольку билеты на них продаются  без паспорта, установить личность нарушителя почти невозможно. Зато почти нет нарушений в скоростных поездах  «Сапсан» и «Аллегро».

По статистике РЖД, в 2012 году в поездах было зафиксировано 2275 случаев вандализма (из них около 1900 – на ОЖД), – битье стекол в вагонах, нанесение граффити и прочее. За вандализм  было задержано всего 39 человек. В первом квартале 2013 года было  434 нарушения на сумму 2,5 млн рублей (на 3,5 млн меньше, чем в прошлом году), но задержать удалось больше – 15 человек.

По словам заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УТ МВД России по СЗФО Евгения Стасишина, в этом году было впервые возбуждено уголовное дело по факту вандализма на железной дороге. Сейчас оно расследуется.

Помимо вандализма в поездах нередки пьяные дебоши, контролировать которые сложно, поскольку сотрудники ведомственной охраны  не имеют права применять силу к пассажиру, говорит Клюквин. «Максимум, что можно сделать, – на ближайшей станции передать хулигана  в руки полиции. Однако наказания он может и не понести, так как очень часто нарушителя на станции просто некому передать».

Дебоши на водах

В морском транспорте на дебоширов жалуются меньше. По словам исполнительного директора ООО «St. Peters Line»  Владимира Молчанова, в 2012 году на водном транспорте произошло порядка 350 правонарушений. В основном это порча имущества в каютах и в других помещениях паромов и неадекватное поведение пьяных пассажиров, курение в каютах.

В отличие от других видов транспорта, еще с советских времен у капитанов морских и речных судов есть право воздействовать на нарушителя – по словам Владимира Молчанова, на каждом судне есть два карцера, куда капитан может в приказном порядке поместить дебошира, ведущего себя совсем  неадекватно. Кроме того, капитан способен принимать любые решения о привлечении нарушителя к ответственности, о штрафах и так далее.

Дебоши в небе

По словам директора департамента управления авиационной безопасностью и режима ОАО «Авиакомпания «Россия»» Александра Марьенко, за 2012 год было совершено 117 нарушений правил полета в нетрезвом состоянии, в результате 83 человека были переданы полиции, 18 человек получили отказ в обратной перевозке.

Как ни странно, еще больше нарушений происходит, когда чем-то недовольны трезвые пассажиры, – доходит до угроз членам экипажа. Таких случаев в компании «Россия» было 197 за 2012 год: 164 человека отстранила от полета служба безопасности, еще 33 – командиры воздушных судов.

Экипаж самолета не имеет права принимать силовые меры против нарушителя, рассказывает Марьенко. Компенсируя это, некоторые компании нанимают на борт сопровождающих – крепких молодых людей, которые своим видом  должны подавлять агрессию потенциальных нарушителей. Однако силовых методов воздействия на пассажира они тоже применять не имеют права. «В то же время в некоторых европейских государствах, например, во Франции, смутьяна могут и уколом успокоить, – говорит Марьенко, – и в России необходимо наделить членов кабинных экипажей полномочиями в применении спецсредств и средств усмирения – я имею в виду смирительные рубашки, мягкие наручники, электрошокеры».

По мнению председателя правления регионального отделения Союза пассажиров Сергея Попова, с дебоширами можно бороться и не меняя законодательств: «Например, при вынужденной посадке самолета масса людей может подать иски и получить компенсации за моральный и материальный ущерб. Если бы лица, чей отдых испорчен, компенсировали это за счет тех, кто этот отдых испортил, это было бы лучшее для дебоширов наказание. Право каждого гражданина – обратиться в суд. А организовать это может перевозчик – у авиакомпаний есть телефоны пассажиров, можно к ним обратиться, кто-то откликнется».

В 2007 году был случай, когда авиакомпания «Россия» смогла возместить убытки, нанесенные нарушителем, не прибегая к помощи пассажиров. Тогда из-за драки на борту компания была вынуждена вернуть самолет в аэропорт отправления. По решению суда, драчуны выплатили компании полную стоимость потерь в размере 300 тысяч рублей.

Меры

Пока перевозчики пытаются бороться с дебоширами составлением «черные списки» пассажиров. Однако эти списки ничего не значат, так как согласно гражданско-правовому кодексу перевозчик не может отказаться перевозить пассажира. В силах перевозчика – лишь обеспечить более пристальное наблюдение за попавшими в «черный список» нарушителями.

По словам зам. начальника ОЖД Николая Клюквина, даже за решениями на уровне Госсовета у нас не следует законодательная поддержка: «Концепцию безопасности на транспорте, предусматривающую использование досмотровых рамок на вокзалах, приняли еще шесть лет назад. Она работает в России в тестовом режиме с прошлой осени, а нормативной базы, позволяющей нам это делать законно, нет до сих пор. Чем Госдума занимается, мне непонятно».

Уже давно не меняются размеры штрафов за вандализм в электричках, возмущается Клюквин, – сейчас штраф составляет 300 рублей. «Мы устали писать обращения в Госдуму».                    

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото fedpress.ru











Lentainform