16+

«Памятник Александру III - это не карикатура. Таким он и был»

30/04/2013

АНТОН МУХИН

«На комоде бегемот» - единственное, что знает среднестатистический продвинутый горожанин о памятнике Александру III. О непродвинутых и говорить нечего. Строго говоря, это не совсем правильно: памятник являет собой обормота на бегемоте, потому что комод - это пьедестал, на котором он стоял. Так в первоисточнике.


            Воспитанные на грациозной эстетике барона Клодта, продвинутые граждане воротят от Александра III нос: натурально бегемот на комоде.  Самое место ему там, за решеткой Мраморного дворца, отгороженному кустиками от взоров гостей города. И как вообще такая карикатура могла появиться?

Но эскиз памятника Александру Александровичу выбирали его сын, государь Николай Александрович и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Кто рискнет хотя бы подумать, что они решили посмеяться над его памятью?

Если это не ирония – значит, это правда. Таким он и был. Это не просто конная статуя. Это памятник, который можно нарисовать в учебнике истории в главе «Александр III и его время. 1881 – 1894» и не писать больше ничего.

Таких памятников немного, хватит пальцев одной руки. Стихийный император Петр I на Сенатской площади, разделивший историю России на до и после себя. Экспрессия в чистом виде. Статичный, идеальный и совершенный император Николай по другую сторону Исаакиевского собора. Верхняя точка империи – он запомнился тем, что повесил декабристов и чуть не расстрелял Достоевского, но при этом все открыточные виды Петербурга построены именно в его царствование. Екатерина II в окружении не абстрактных аллегорий, а реальных своих сподвижников, которые составили ее славу. Ну и про лицом к торговле – спиной к искусству, это мы помним.

Наконец, Александр III. Грузный, тяжелый, неотесанный. Император, ходивший в заштопанных штанах и строивший железные дороги. «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбу» -  вы думаете, он может выглядеть как-то иначе?

Место, куда его переставить, – это что-то само собой разумеющееся. Конечно, он должен стоять на площади Восстания, потому что он создан именно для нее. И нынешняя стела в центре смотрится там так же нелепо, как нелепо смотрелся бы сам Александр III на площади Победы перед высотками, поставь его вместо Монумента героическим защитникам Ленинграда.

А если будут возражающие против переноса стелы – с ними легко договориться. Достаточно напомнить им, что это – памятник тому, кто сказал, что у России только два верных союзника – армия и флот. На возражающих это наверняка подействует.                 

ранее:

«Жаль, что идея Полтавченко о типовых фасадах для новостроек – нереализуемая»
«Что сделали власти, чтобы рынок управляющих компаний заработал? Ничего!»
Почему 300 лет Романовы праздновали, а 200 и 400 – нет
«Получается, в городе можно делать, чего хочешь, и на губернатора внимания не обращать»
«Людей, которые купили квартиры в снесенном доме, жалко, но не сильно»
Почему Путин после потопа на Кубани ищет виноватых, а не помогает пострадавшим











Lentainform