«На комоде бегемот» - единственное, что знает среднестатистический продвинутый горожанин о памятнике Александру III. О непродвинутых и говорить нечего. Строго говоря, это не совсем правильно: памятник являет собой обормота на бегемоте, потому что комод - это пьедестал, на котором он стоял. Так в первоисточнике.
Воспитанные на грациозной эстетике барона Клодта, продвинутые граждане воротят от Александра III нос: натурально бегемот на комоде. Самое место ему там, за решеткой Мраморного дворца, отгороженному кустиками от взоров гостей города. И как вообще такая карикатура могла появиться?
Но эскиз памятника Александру Александровичу выбирали его сын, государь Николай Александрович и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Кто рискнет хотя бы подумать, что они решили посмеяться над его памятью?
Если это не ирония – значит, это правда. Таким он и был. Это не просто конная статуя. Это памятник, который можно нарисовать в учебнике истории в главе «Александр III и его время. 1881 – 1894» и не писать больше ничего.
Таких памятников немного, хватит пальцев одной руки. Стихийный император Петр I на Сенатской площади, разделивший историю России на до и после себя. Экспрессия в чистом виде. Статичный, идеальный и совершенный император Николай по другую сторону Исаакиевского собора. Верхняя точка империи – он запомнился тем, что повесил декабристов и чуть не расстрелял Достоевского, но при этом все открыточные виды Петербурга построены именно в его царствование. Екатерина II в окружении не абстрактных аллегорий, а реальных своих сподвижников, которые составили ее славу. Ну и про лицом к торговле – спиной к искусству, это мы помним.
Наконец, Александр III. Грузный, тяжелый, неотесанный. Император, ходивший в заштопанных штанах и строивший железные дороги. «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбу» - вы думаете, он может выглядеть как-то иначе?
Место, куда его переставить, – это что-то само собой разумеющееся. Конечно, он должен стоять на площади Восстания, потому что он создан именно для нее. И нынешняя стела в центре смотрится там так же нелепо, как нелепо смотрелся бы сам Александр III на площади Победы перед высотками, поставь его вместо Монумента героическим защитникам Ленинграда.
А если будут возражающие против переноса стелы – с ними легко договориться. Достаточно напомнить им, что это – памятник тому, кто сказал, что у России только два верных союзника – армия и флот. На возражающих это наверняка подействует.
ранее:
«Жаль, что идея Полтавченко о типовых фасадах для новостроек – нереализуемая»
«Что сделали власти, чтобы рынок управляющих компаний заработал? Ничего!»
Почему 300 лет Романовы праздновали, а 200 и 400 – нет
«Получается, в городе можно делать, чего хочешь, и на губернатора внимания не обращать»
«Людей, которые купили квартиры в снесенном доме, жалко, но не сильно»
Почему Путин после потопа на Кубани ищет виноватых, а не помогает пострадавшим
- Петербургские коммунальные службы продолжают внедрять «передовые» методы «засола» городских улиц
- Застройку красивого и редкого соснового леса жильем и школой для сотрудников «Газпрома» обсудят на общественных слушаниях
- Петербуржцам на стоит сильно жаловаться на отсутствие лекарств, потому что мы живем «в обстановке, «приближенной к боевой»
- Закончились чипы. Биометрический загранпаспорт перестали выдавать в Петербурге
- В Петербурге много вакансий и мало соискателей, даже на «работу мечты»
- Зацелуют до смерти. Пропагандисты с российских телеканалов могут лишить Дональда Трампа шансов в президентской гонке
- Финны активно заказывают оскорбительные надписи на снарядах, предназначенных Украиной для отправки на фронт
- Градозащитники бьют тревогу — на Охтинском мысу, по остаткам средневековых крепостей, разъезжает тяжелая техника
- В феврале нас ожидают длинные выходные - спасибо праздникам
- Неспособность запоминать числа может быть ранним признаком слабоумия. Врачи учатся выявлять деменцию на ранних стадиях