16+

«В обществе, где ценностью является успех, достигнутый без особых усилий, труд не может быть поводом для радости»

30/04/2013

«В обществе, где ценностью является успех, достигнутый без особых усилий, труд не может быть поводом для радости»

На любой праздник обязательно найдутся те, кто его отрицает. Какой бы красный день календаря ни наступил, такие люди начинают его «ниспровергать».


               И объяснять темным гражданам, что на самом деле это никакой не праздник, что отмечать его приличный человек не станет: начиная от Дней России и народного единства, и заканчивая 8 Марта и 14 Февраля – последний так и вовсе вызывает приступ ярости.

Разумеется, 1 Мая не оставит их равнодушными, и мы прочитаем еще множество эссе и авторских колонок про «серую массу, которая празднует непонятно что». Но пусть собака лает, а праздник тем временем начинается.

Да, я считаю этот день праздником. При том, что он какой-то особенный, «безликий». В разговорах приняты устоявшиеся «Первомай», «майские праздники», и редко когда вспоминается День труда. Должно быть, День труда никто не хочет праздновать, устав от этого труда за остальные дни, поэтому граждане предпочитают дистанцироваться от названия и просто отдыхать. В общественном сознании, где ценностью является успех, достигнутый без особых усилий, а ничегонеделание и лень считаются естественными, позитивными состояниями человека, труд не может быть поводом для радости и, соответственно, празднований.

Что и говорить, сегодня труд обесценен. Недавнее возвращение звания «Герой труда» вызвало в обществе бурю негодования: как же, опять «гребаный совок». Впрочем, те, кто особенно возмущаются по этому поводу, сами к труду никакого отношения не имеют: так откуда же в их головах взяться пониманию того, что главное в любом труде – его польза, признание выбранного человеком на долгие годы, а то и всю свою жизнь занятия, его общественной значимости. Герой труда – звание не пафосное, как Герой России или тот же Народный артист, это признание как факта заслуг человека перед обществом и благодарность его. И отрицать его могут только те, кто отрицают общество как таковое.

Сочетание трех составляющих праздника – мир, труд, май – кажется и вовсе забытым. Между тем в нем заложен смысл, актуальный для сегодняшних дней, возможно, в большей степени, чем для тех, когда был провозглашен этот простой лозунг. Дело в том, что без труда невозможен мир. Именно благодаря труду скопление людей становится обществом, в котором каждый делает что-то для другого и получает возможность пользоваться тем, что сделано кем-то другим. В такой картине мира уважение к чужому труду естественно, именно оно позволяет людям жить в мире, а обществу в целом – процветать (ну или стремиться в целом к процветанию). Можно ли говорить о таком уважении сегодня, когда открытое презрение друг к другу и чужому труду стало нормой жизни? Офис-менеджеры презирают рабочих, рабочие – офис-менеджеров, «креативный класс» – тех и других, да и вообще всех, кроме себя. Продавцы супермаркетов – своих покупателей, кем бы они ни были; те, в свою очередь, – продавцов, а заодно кассиров, грузчиков и всех, кто подвернется под руку. Журналисты ненавидят депутатов и политиков, те с удовольствием отвечают взаимностью. Различные социальные группы непрерывно издеваются друг над другом в СМИ, интернете. Не любят полицию, хают врачей, учителей в школе, воспитателей в детском саду, операторов «горячих линий», доставщиков пиццы, мойщиков стекол, промоутеров возле метро. Водителей маршруток и гастарбайтеров, расчищающих город от снега и мусора, в открытую презирают все: если заговорить о важности труда этих людей, не всякий собеседник вообще поймет, о чем речь.

Случайно ознакомился с программой мероприятий, запланированных на этот день в московском парке Сокольники. Организаторы, похоже, избегают слова «труд» как огня, а если упоминают его, то лишь как в названии вечернего шоу: «День труда в другом контексте». Несмотря на неполитический характер праздника, подчеркивают организаторы, у него будут свои лозунги: «Клерки – не мы! Мы – творцы!», «Труд без творчества в лес не убежит!» и прочие, подобные им. Таким образом, даже в увеселительных мероприятиях, ориентированных, как и положено в народный праздник, на всех, изначально заложено противопоставление одних другим, неприятие чьей-то деятельности. Запланирован и «митинг против бытового хамства»: идея замечательная, но как понимают хамство в сегодняшнем обществе? Если продавец на кассе не так ответит покупательнице в норковой шубе – это хамство, если она ему – то жалоба на некачественный сервис. Хамят продавцы, кассиры, водители, дворники, проводники – но этим людям не хамит никто. А если хамят, так это нормально. Вот против этой нормы я бы и провел митинги. Но, кажется, вряд ли они будут об этом.

Я не хочу дурного слова сказать в адрес организаторов праздника, просто заявленные ими мероприятия оказались отличным примером. Я против того, чтобы «возвращался совок» в том смысле, в каком принято это говорить, и против парадов с искусственной радостью на лицах. Но как-то не хочется, чтобы этот день был «просто выходным», а слово «труд» упоминалось только в «другом» контексте. Под трудом принято понимать работу, причем, как правило, рутинную и не обещающую перспектив, но это не так. Труд – это дело, призвание, которое выбрал человек, это упорство в достижении какой-то цели, это построение отношений, семьи, это поддержка друг друга и взаимопомощь: в конечном счете, без труда это все невозможно, труд – это и есть жизнь. Отказываясь от труда, выбирая лень и бездействие (не как форму отдыха, а как модель существования), человек отказывается от жизни.

Поэтому труд заслуживает уважения. Мне бы хотелось, чтобы этот праздник стал праздником уважения к чужому труду (что и есть уважение друг к другу), к чему всех и призываю. Да, это уважение – само по себе тоже труд, и порой он бывает не из легких.

Так потрудитесь уважать друг друга.                 

Георгий ПАНКРАТОВ, vz.ru, фото haydisendedestekol.org








Lentainform