18+

«В обществе, где ценностью является успех, достигнутый без особых усилий, труд не может быть поводом для радости»

30/04/2013

На любой праздник обязательно найдутся те, кто его отрицает. Какой бы красный день календаря ни наступил, такие люди начинают его «ниспровергать».

               И объяснять темным гражданам, что на самом деле это никакой не праздник, что отмечать его приличный человек не станет: начиная от Дней России и народного единства, и заканчивая 8 Марта и 14 Февраля – последний так и вовсе вызывает приступ ярости.

Разумеется, 1 Мая не оставит их равнодушными, и мы прочитаем еще множество эссе и авторских колонок про «серую массу, которая празднует непонятно что». Но пусть собака лает, а праздник тем временем начинается.

Да, я считаю этот день праздником. При том, что он какой-то особенный, «безликий». В разговорах приняты устоявшиеся «Первомай», «майские праздники», и редко когда вспоминается День труда. Должно быть, День труда никто не хочет праздновать, устав от этого труда за остальные дни, поэтому граждане предпочитают дистанцироваться от названия и просто отдыхать. В общественном сознании, где ценностью является успех, достигнутый без особых усилий, а ничегонеделание и лень считаются естественными, позитивными состояниями человека, труд не может быть поводом для радости и, соответственно, празднований.

Что и говорить, сегодня труд обесценен. Недавнее возвращение звания «Герой труда» вызвало в обществе бурю негодования: как же, опять «гребаный совок». Впрочем, те, кто особенно возмущаются по этому поводу, сами к труду никакого отношения не имеют: так откуда же в их головах взяться пониманию того, что главное в любом труде – его польза, признание выбранного человеком на долгие годы, а то и всю свою жизнь занятия, его общественной значимости. Герой труда – звание не пафосное, как Герой России или тот же Народный артист, это признание как факта заслуг человека перед обществом и благодарность его. И отрицать его могут только те, кто отрицают общество как таковое.

Сочетание трех составляющих праздника – мир, труд, май – кажется и вовсе забытым. Между тем в нем заложен смысл, актуальный для сегодняшних дней, возможно, в большей степени, чем для тех, когда был провозглашен этот простой лозунг. Дело в том, что без труда невозможен мир. Именно благодаря труду скопление людей становится обществом, в котором каждый делает что-то для другого и получает возможность пользоваться тем, что сделано кем-то другим. В такой картине мира уважение к чужому труду естественно, именно оно позволяет людям жить в мире, а обществу в целом – процветать (ну или стремиться в целом к процветанию). Можно ли говорить о таком уважении сегодня, когда открытое презрение друг к другу и чужому труду стало нормой жизни? Офис-менеджеры презирают рабочих, рабочие – офис-менеджеров, «креативный класс» – тех и других, да и вообще всех, кроме себя. Продавцы супермаркетов – своих покупателей, кем бы они ни были; те, в свою очередь, – продавцов, а заодно кассиров, грузчиков и всех, кто подвернется под руку. Журналисты ненавидят депутатов и политиков, те с удовольствием отвечают взаимностью. Различные социальные группы непрерывно издеваются друг над другом в СМИ, интернете. Не любят полицию, хают врачей, учителей в школе, воспитателей в детском саду, операторов «горячих линий», доставщиков пиццы, мойщиков стекол, промоутеров возле метро. Водителей маршруток и гастарбайтеров, расчищающих город от снега и мусора, в открытую презирают все: если заговорить о важности труда этих людей, не всякий собеседник вообще поймет, о чем речь.

Случайно ознакомился с программой мероприятий, запланированных на этот день в московском парке Сокольники. Организаторы, похоже, избегают слова «труд» как огня, а если упоминают его, то лишь как в названии вечернего шоу: «День труда в другом контексте». Несмотря на неполитический характер праздника, подчеркивают организаторы, у него будут свои лозунги: «Клерки – не мы! Мы – творцы!», «Труд без творчества в лес не убежит!» и прочие, подобные им. Таким образом, даже в увеселительных мероприятиях, ориентированных, как и положено в народный праздник, на всех, изначально заложено противопоставление одних другим, неприятие чьей-то деятельности. Запланирован и «митинг против бытового хамства»: идея замечательная, но как понимают хамство в сегодняшнем обществе? Если продавец на кассе не так ответит покупательнице в норковой шубе – это хамство, если она ему – то жалоба на некачественный сервис. Хамят продавцы, кассиры, водители, дворники, проводники – но этим людям не хамит никто. А если хамят, так это нормально. Вот против этой нормы я бы и провел митинги. Но, кажется, вряд ли они будут об этом.

Я не хочу дурного слова сказать в адрес организаторов праздника, просто заявленные ими мероприятия оказались отличным примером. Я против того, чтобы «возвращался совок» в том смысле, в каком принято это говорить, и против парадов с искусственной радостью на лицах. Но как-то не хочется, чтобы этот день был «просто выходным», а слово «труд» упоминалось только в «другом» контексте. Под трудом принято понимать работу, причем, как правило, рутинную и не обещающую перспектив, но это не так. Труд – это дело, призвание, которое выбрал человек, это упорство в достижении какой-то цели, это построение отношений, семьи, это поддержка друг друга и взаимопомощь: в конечном счете, без труда это все невозможно, труд – это и есть жизнь. Отказываясь от труда, выбирая лень и бездействие (не как форму отдыха, а как модель существования), человек отказывается от жизни.

Поэтому труд заслуживает уважения. Мне бы хотелось, чтобы этот праздник стал праздником уважения к чужому труду (что и есть уважение друг к другу), к чему всех и призываю. Да, это уважение – само по себе тоже труд, и порой он бывает не из легких.

Так потрудитесь уважать друг друга.                 

Георгий ПАНКРАТОВ, vz.ru, фото haydisendedestekol.org