16+

«Тотальной советизации сопротивляются не только машины...»

20/05/2013

ЛИЛИЯ ШИТЕНБУРГ

Еще совсем недавно казалось, что единственное, что мешает родному отечеству совершить очередной скачок во времени и оказаться году эдак в 1973-м, – это новые технологии. Социальные сети лишают государственную пропаганду монополии на информацию и иллюзии «единодушного одобрения», торренты – монополии на художественный и прочий контент.


              Это, безусловно, так – и бедным провинциальным родственником отечественное телевидение перестанет быть только в том случае, если границы закроют, а кабель выдернут. После чего «черные воронки» поедут за обладателями собственных DVD-коллекций. Потому что тут дело такое – на пути возвращения к окончательному державному величию нельзя пропускать ни одного пункта. Пропустишь – и все: заваляется у какого-нибудь «недоразъясненного» интеллигента флешка с Пабстом, Мельвилем или, там, Годаром – и пиши пропало: не все юные православные пионеры будут твердо знать, что круче Сарика Андреасяна нет на земле режиссера. И рано или поздно – все начнется сначала. Правда, с того же места, что и в прошлый раз.

Однако в последнее время невозможно отделаться от ощущения, что тотальной советизации сопротивляются не только машины, но и всякие мелкобуржуазные элементы. То есть люди. Причем вовсе не «протестное меньшинство», но даже те, кому вроде бы не положено. Героические сотрудники ведущих телеканалов и именитые артисты. Все – по разным причинам и с разным результатом.

Вот, к  примеру, 9 Мая, в День Победы, в телевизоре все как положено: парад, минута молчания, «В бой идут одни «старики»», военные песни в исполнении Гурченко, ну и из новых веяний: сериалы «Диверсант» и «СМЕРШ» – потому как, товарищи, бдительности нам никак нельзя терять – в наше-то тревожное время, когда буквально через пару дней после праздника активизировались американские шпионы в мятых париках, с помощью атласа города Москвы пытающиеся выяснить, где у нас аэродромы.

По всем государственным каналам показали – стало быть, все так и было. Сто тыщ, а потом и мильён долларов предлагал заморский резидент героическому сотруднику ФСБ за информацию о Северном Кавказе. Но не дрогнул герой. Не выдаст он буржуинам тайну Северного Кавказа. А вот атласы Москвы и Московской области надо все ж таки из свободной продажи изъять.

Так вот – пока вся страна в едином порыве попеременно гордилась и негодовала, оказавшийся заложником собственного развлекательного формата канал ТНТ давал в эфир такую программу, которую еще долго потом обсуждали в фейсбуке. С 14.00 до 21.00 там нон-стоп демонстрировалось шоу «Comedy Club. Exclusive» – с пятиминутным перерывом на минуту молчания «светлой памяти павших в борьбе против фашизма», потом Павел Воля выступил с программами «Ищу бабу» и «Конец света», после чего  фанатов накрыло «Домом-2».

Пять часов утробно ржать, на минуту скорчить фальшивую проникновенную морду, потом поржать еще два часа и уже окончательно сосредоточиться на «поиске бабы» – это и вправду похоже на «конец света». Эстетика и этика «гуляй-поля» – не вина и не заслуга ТНТ. Это куда более точное отражение окружающей реальности, чем самые впечатляющие попытки «брежневизации» главных телеканалов.

Во времена моего пионерского детства невменяемый кураж числился по ведомству махновских банд – теперь это именуется «позитивным настроем» и приписывается целиком молодому поколению. Что не совсем верно: гопник – это не возраст. И не стиль одежды.

Вот вполне взрослый человек, которого мы привыкли видеть в галстуке, Алексей Пиманов, «человек и закон», а также продюсер, поспособствовал выходу на канале «Россия» нового сериала «Людмила» – про Людмилу Зыкину.

На самом же деле, новое произведение – это третья часть, начатая телефильмами «Зоя» (Федорова) и «Галина» (Брежнева). Все вместе – истории о бриллиантах. У всех трех героинь они были, и в большом количестве, и отменного качества. И этот бриллиантовый отсвет на судьбах непростых русских баб приятно волнует продюсера Пиманова, почти как Остапа Бендера – бриллианты мадам Петуховой.

Ничего более интересного, более эффектного и драматичного, чем легендарные пропавшие камушки Зыкиной, создатели «Людмилы» так и не нашли. Хотя – надо отдать им должное – пытались. Немолодая, «но еще очень ничего себе» Эллочка-людоедка, то бишь таргет-аудитория подобных сериальных «женских тайн», возмутилась бы, не нащупав в фальшивых бриллиантовых россыпях положенной ей «духовности» и возвышенных чувств. Но тайный роман страстной Людмилы с неким импозантным романтичным Генералом (в честном, но бестолковом исполнении Евгения Сидихина) содержанием сериала стать так и не смог, превратившись в традиционную для местных широт тоскливую заплачку про то, как она любила, он любил, но семьи мешали, и партия не велела.

Но любопытно вот что: несмотря на всю фирменную пимановскую занудную пошлость, актерский дуэт Веры Сотниковой (зрелая Зыкина) и Дарьи Михайловой (Фурцева) выглядит весьма убедительно. Во-первых, потому что именно они составляют единственный ансамбль в фильме. Во-вторых, потому что, не претендуя всерьез на подлинность воспроизведения отношений всемогущего министра культуры и не менее всемогущей «царицы русской песни», актрисам иногда удается сделать свой диалог (поверх текста – привычно ужасающего – про тряпки, мужиков и КПСС) по-настоящему плотным, густым, достоверным.

Второй женский дуэт фильма – современный, про сегодняшних девушек, занимающихся собственным расследованием по зыкинскому делу, вышел традиционно блеклым и приблизительным. Что такое современный герой или героиня, наше телевидение по-прежнему догадывается смутно. А вот «советская женщина» – это неотменимая реальность. «Секс в большом городе» – семечки по сравнению с сексом в большой стране. Замшелого «брежневского» стиля от игры относительно молодых актрис добиться, видимо, невозможно. Уже не помнят, как это. Нет, далеко нам еще до 1973 года.              

ранее:

Почему одним театрам власти Петербурга помогают, а другим нет
«Могучий пришел в БДТ не для того, чтобы подвешивать народных артистов на тросах»
«Есть зрители, которые физически не могут смотреть телеэфир с Владимиром Соловьевым»
«Новый худрук БДТ примет театр с нежизнеспособным репертуаром, разбалансированной и деморализованной труппой»
Какие спектакли надо запретить в Петербурге











Lentainform