16+

Петербуржцев «разводят», используя данные их банковских счетов

22/05/2013

Петербуржцев «разводят», используя данные их банковских счетов

В Петербурге появился новый вид телефонного мошенничества. Виртуальный спектакль разыгрывается с помощью вежливой «Почты России», злых «следователей» и информации о счетах в «Альфа-Банке». «МК» в Питере» выяснял подробности этой аферы.


         Потерянная повестка

Когда 43-летней петербурженке Оксане Фистовой позвонили на мобильный телефон и представились «Почтой России», женщина насторожилась. Все-таки не каждый день с российской почты предупредительно звонят и сообщают, что письмо не дошло до адресата.

— Женский голос автоответчика информировал, что «Почта России» отсылала уведомление на мое имя, но повестку в суд я так и не получила, — рассказывает Оксана «МК» в Питере». — При слове «суд» я напряглась еще больше — подумала, мало ли что случилось!
Далее «почтовый автоответчик» уведомлял: для того, чтобы узнать подробности, надо нажать кнопку «1».

— Естественно, я судорожно нажала цифру «1» на телефоне, все еще пребывая в недоумении: «Какой суд? Какая повестка?!» Каково же было мое удивление, когда я услышала «Добрый день, «Почта России», чем могу помочь?», — вспоминает Оксана. — Ведь такие слова от наших служащих почты и в реальной жизни не услышишь, а тут еще с тобой любезничают по телефону.

Сомневаться в том, что звонят из официальных госструктур, у Оксаны Фистовой не было причин. Ведь телефонный голос в точности называл ее фамилию, имя, отчество, номер телефона и адрес по прописке. Кто еще может знать такие подробные данные?

— Голос уточнял информацию обо мне — я соглашалась. Затем прозвучал вопрос: приходила ли мне повестка в суд? — продолжает Оксана. — Я сказала, что нет, а в голове уже витали тревожные мысли: зачем меня разыскивает суд? Может, кто-то из близких попал под уголовное дело? Может, я что-то сделала не так? В итоге девушка сказала, чтобы я дожидалась звонка следователя, и повесила трубку.

«Распатроним по всем статьям!»

В тот же день, где-то через час, с петербурженкой связался «следователь». Звонил он с московского номера (+7-495-694-55-40). И, в отличие от «вежливой почтальонши», «страж порядка» начал бесцеремонно и грубо кричать на женщину. Фамилия следователя оказалась почти нарицательной — Пронин. Майор Пронин — известный литературный персонаж 50–60-х годов, ставший героем многочисленных советских анекдотов, олицетворяющим собирательный образ милиционера-чекиста. Но с тех пор майор Пронин, видимо, успел дослужиться до более высокого звания.

— Мужчина сообщил, что он является генералом Прониным, следователем ОБЭП. Орал на меня — дескать, почему я не являюсь в суд по повестке! Грозился, что сейчас «мы вас распатроним по всем статьям»! — рассказывает Оксана.

Между делом, оскорбляя и вводя слушательницу в ступор, «правоохранитель» приоткрывал женщине покровы тайны: оказывается, в Москве были обезврежены опасные бандиты. А при них найдены банковские карты на имя Фистовой — карты «Альфа-Банка» и других банков.

— Разговор строился так, что я постоянно вынуждена была оправдываться и чувствовать себя виноватой за что-то, — говорит Фистова.

Телефонный разговор плавно превратился в допрос. Женщина выкладывала мошеннику — «генералу Пронину» — всю информацию о своем номере паспорта, счетах в банках и накоплениях.
— При этом в телефонной трубке раздавалось постукивание клавиш — создавалось полное впечатление, что следователь сидит у себя в кабинете и печатает на компьютере мои показания. Но, когда «Пронин» услышал, что у меня всего-то 3–4 тысячи на счету, он заметно скис, — продолжает Оксана.

В этот момент женщина словно бы вышла из виртуального гипноза.
— Я стала соображать — и в первую очередь до меня дошло, что я вовсе не являюсь клиентом «АльфаБанка». Откуда тогда у них «моя» банковская карта?! Мне вдруг показались странными вопросы о моих счетах — где и сколько денег лежит? Затем я нашла еще одну странность: если дело уже в суде, почему меня допрашивает следователь, а не судья?! Тогда я просто попрощалась и повесила трубку.

Оксане Фистовой удалось прекратить разговор — она раскусила мошенников только потому, что они ей позволили это сделать — узнав про ее скудный счет в банке, преступники охладели к ее «малоимущей» персоне. А вот в ситуациях с другими людьми аферистам «удалось» пойти дальше.

Из подозреваемых — в потерпевшие

В чем же заключается их авантюра? Легенда аферистов звучит так: в Москве задержана некая крупная группа злодеев, которые проводили через ваши банковские счета — миллионы. Так или иначе, но вы теперь — главный подозреваемый в деле по отмыванию нелегальных доходов. Услышав такое, абонент должен уже трястись от страха. Но дальше «следователь» меняет «кнут» на «пряник», предлагая сотрудничество. Убеждая, что у вас с ним один общий враг — злодей, которому известны все ваши банковские счета, а значит, под угрозой и ваши деньги, которые можно посчитать нелегальными, «следователь» предлагает вам открыть новый банковский счет, о котором не будет известно злодею, и перевести на него все ваши деньги. Сделав это, вы будете думать, что спасли средства от мошенников и подозрений правоохранителей, а на самом деле — перевели их на счет аферистов.

Игорь Самуленко, который также столкнулся со странным звонком от мошенников, так описывает свою историю «МК» в Питере»:

— Мне «следователь» сообщил, что я обслуживаюсь в «Альфа-Банке», о кредитных картах и лимитах по ним! После чего заявил, что я являюсь главным подозреваемым в уголовном деле по отмыванию денег! Что, дескать, был задержан человек, пытавшийся снять с карты на мое имя нелегальные деньги. Что на мое имя открыто много счетов по всей России. Все это перемежалось наводящими вопросами о счетах в других банках, остатках на текущих счетах и т. п. Через какое-то время «следователь» смягчился и начал спрашивать, не терял ли я паспорт, может, кто-то из друзей его брал. Потом «следователь» сообщил, что я уже и не подозреваемый вовсе, а потерпевший, и он мне поможет — если я помогу ему. Предложил, дескать, он откроет мне новый счет — и я смогу перевести туда свои деньги — там они будут считаться легальными, а все остальные счета — мошенническими.

Счет для афериста

«Разводка» по телефону — классический вариант виртуального мошенничества. Но новая его версия поражает воображение двумя фактами: во-первых, мошенникам известно ваше полное имя, адрес по прописке, а во-вторых — счета в банке и лимиты по ним. Мошенники звонят клиентам самых разных банков. Но чаще всего сообщается о счетах в «Альфа-Банке». Часть людей, столкнувшихся с этим видом мошенничества, считают, что «информация утекает из самого банка».

— Я действительно являюсь клиентом «Альфа-Банка» — думаю, просто кто-то из его сотрудников слил информацию обо мне. Как я понял, операционисты имеют доступ ко всей информации о клиентах банка, — делится предположениями с «МК» в Питере» Игорь Самуленко.

После того, как Игорь столкнулся с аферой, он обратился в службу безопасности банка с письменным заявлением. Но спустя месяц клиенту еще не ответили.
— Только разок звонили, спрашивали, не поступало ли мне больше звонков от мошенников, — говорит Игорь.

Тянет «Альфа-Банк» и с официальным ответом на журналистский запрос «МК» в Питере». Но ведь почему-то именно этот банк был выбран аферистами. Сотрудники «Альфа-Банка» могли бы сделать какую-либо рассылку своим клиентам, чтобы предупредить их о новом виде мошенничества, попытаться провести собственное расследование ситуации или открыть горячую линию. Но почему-то «Альфа-Банк» и здесь не спешит.

Да и вычислить мошенников с помощью банка может оказаться несложно. Оба телефона, с которых звонили аферисты, принадлежат московским операторам сотовой связи. Мы попытались дозвониться до них — но они оказались недоступны. Однако в компании сотовой связи «МК» в Питере» сообщили, что услугу автоинформатора не предоставляют физическим лицам, а только юридическим компаниям по специальному запросу. Почему бы «Альфа-Банку», если он дорожит своим честным именем, не сделать такой запрос?               

Александра Стальнова, фото reaction.org.ua





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform