18+

Спортивный директор «Зенита» Дитмар Байерсдорфер — о немецком финале Лиги чемпионов

23/05/2013

В эту субботу главный футбольный матч сезона – финал Лиги чемпионов в Лондоне. Этот финал уникален тем, что в нем играют две команды из одной страны. Причем будут это не английские и не испанские клубы.

           На стадионе  «Уэмбли» сыграют мюнхенская «Бавария» и дортмундская «Боруссия». Впрочем, у специалистов футбола есть объяснение и этому немецкому феномену. В их числе, конечно, и Дитмар Байерсдорфер, с прошлой осени спортивный директор ФК «Зенит».

- Дитмар, две команды из Германии в финале Лиги чемпионов, это совпадение?
- Ни в коем случае! Это результат многолетней работы в стране по развитию футбола, что же касается «Баварии» и «Боруссии» персонально, то обе команды абсолютно заслуженно вышли в финал.

- Гус Хиддинк, в недавнем прошлом главный тренер сборной России, теперь тренирует «Анжи» из Махачкалы и после поражения его команды от «Ганновера» заявил, что немецкая бундеслига сегодня сильнейшая в Европе и на порядок превосходит российскую премьер-лигу по уровню футбола. Согласны?
- Бундеслига соревнование, в котором собраны более ровные по составу участники – это безусловно. Даже несмотря на то что две команды из бундеслиги демонстрируют сегодня выдающийся футбол, в чем мы сможем убедиться в субботу. Но российская премьер-лига по-своему тоже хороша и постоянно прогрессирует, что надо записать ей в плюс.

- Но средний российский болельщик уверен, в настоящий футбол играют в чемпионате Англии и Испании.
- Он просто не в курсе тех изменений, что происходят в Германии, где в клубах играет много молодых, но невероятно одаренных футболистов и качество футбола заметно повысилось. Отправной точкой стал чемпионат Европы 2000 года, где мы пережили настоящий позор – последнее место в своей группе и не попали в плей-офф. И это случилось со сборной, которая прежде всегда билась за первые места!  В немецком футбольном союзе проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что все беды в слабой системе отбора молодых талантов и взялась за перестройку всей систему подготовки юных футболистов в стране.

- Каким образом?
- Была разработана так называемая «Программа поддержки талантов», к ней футбольная федерация подключила клубы и правительство. Появились специальные опорные пункты, чтобы уже занимающиеся футболом в региональных клубах могли показать себя другим специалистам. В общем, это что-то вроде опорных пунктов на местах, где проводятся дополнительные тренировки и куда приезжают представители федерации и юношеских сборных для просмотра футболистов. Сеть этих опорных пунктов разбросана по всей Германии и по идее ни один мальчишка, проявляющий интерес к футболу, не должен остаться незамеченным и не закиснет у себя в деревеньке. Для работы в них подготовили тренеров, которые ежегодного проходят сертификацию, сдают обязательные экзамены и только лучшие получают лицензии для работы с детьми и юношами. Ведь и у нас в Германии до последнего времени тоже были так называемые «отцовские команды».

- У нас нет такого термина.
- Папа сам играет в футбол за мужскую команду, а по выходным тренирует детскую или юношескую, где занимается и его сын. Я сам прошел через это, меня тоже родной отец тренировал, когда мне десять было. Конечно, он и другие отцы возились с нами с удовольствием, но ведь они не имели для этого специального образования и тренировали так, как тренировались сами, а здесь нужна совсем другая методика. Теперь с юношами работают только специально подготовленные специалисты,  каждый специализируется на работе с мальчишками определенного возраста.

- Похожие изменения происходят и у нас в академии футбольного клуба «Зенит»?
- Да, они начались еще до моего появления в Петербурге, и, насколько я понимаю, в академии растет новое поколение юношеских тренеров. Они ездят за границу, проходят практику в «Спортинге», в «Челси».  Мы приглашаем специалистов из-за границы, которые могут что-то изменить в рамках местной футбольной культуры.  Есть даже тренер по развитию индивидуального мастерства, с ним постоянно находится русский коллега, чтобы, когда тот уедет, знания остались в клубе. Естественно, требуется время, чтобы наши тренеры  освоились, набрались опыта, и надо понимать, что это работа на перспективу.

- Периодически у нас в России тоже появляются талантливые футболисты, но они крайне редко попадают в команды мастеров. Говорят, места заняты иностранцами, несмотря на лимит на легионеров. В Германии тоже было время, когда на поле в одной команде выходило по одиннадцать легионеров.
- Теоретически такая ситуация возможна и сейчас. В Германии нет никакого лимита на число находящихся непосредственно на поле легионеров, есть лишь требование, что в заявке команды на чемпионат должно быть как минимум двенадцать человек с немецким паспортом. А уж кого и сколько выпускать на поле решать тренеру и при этом нет необходимости заглядывать футболисту в паспорт. На практике еще недавно 7 – 8 иностранцев в составе было обычным делом, однако теперь в клубах всегда лишний раз подумают, стоит ли покупать легионера и ждать, пока он интегрируется, если под боком есть свой молодой игрок. Так что не думаю, что ситуация с одиннадцатью легионерами повторится еще, хотя в прессе время от времени и поднимаются дискуссии по поводу того, что на деньги, которые клубы вкладывают сегодня в развитие детско-юношеского футбола, можно было бы купить двух-трех уже готовых игроков высокого уровня.

Ведь помимо опорных пунктов на местах той же программой развития футбола предусмотрены профессиональные центры в клубах первой и второй лиг, куда попадают самые одаренные юноши. Это будущая элита немецкого футбола. И как показывает практика, эта скрупулезная работа дает результат – у главного тренера сборной Германии Йогги Лева сегодня широчайший выбор футболистов.

- Настолько широкий, что за сборную Германии играли уже выходец из Ганы Джерольд Асамоа и бразилец Какау. Как немцы отреагировали на появлении этих футболистов в национальной команде?
- Да, это конечно была тема для обсуждения. В юношеской сборной 17-летних футболистов сегодня порядка 6 – 7 футболистов с турецкими корнями. Это уже третье поколение приехавших к нам турок. Я, например, тоже женат на турчанке, ее отец приехал работать в Гамбург на фабрику, когда ей было два года, а сейчас ей уже сорок. И если тот же Какау появился в  Германии уже готовым футболистом и только со временем получил германское гражданство, то Асамое вырос у нас. Посмотрите за тем, как он себя ведет на людях, послушаете, что и как говорит, и легко убедитесь – он такой же немец, как и все остальные, только цвет кожи у него другой.

- А не кажется ли вам, что немецкий футбол только выиграл от присутствия игроков с африканскими или азиатскими корнями?
- Безусловно, это добавило красок нашему футболу. Ведь раньше про немецкие команды как говорили – танк, который просто навязывает борьбу и давит все на своем пути. Теперь все куда интереснее и зрелищнее. Но и турки взяли у нас много полезного. Ведь раньше, помню, как было – турецкий футболист выходил на поле, демонстрировал чудеса техники, обыгрывая по несколько человек на одном месте, и – сдувался, а теперь их нынешние соотечественники интегрировались не только в жизни, но и на поле. Это люди уже совсем другого менталитета. Так что своеобразный футбольный микст, который, мы имеем в Германии, пошел нашему футболу на пользу.

Да и хозяевам клубов стало очевидно, что работать со своими воспитанниками перспективней и материально выгодней, чем с готовыми звездами из-за рубежа. Им и платить надо больше, а продать их потом с выгодой удается крайне редко. В то время как двадцатилетний парень не столь взыскателен по жизни, да и в течение двух-трех лет есть шанс сорвать хороший куш, продав его в богатый клуб. Так что для талантливой молодежи теперь обязательно держат места в клубе и предоставляют этим футболистам возможность «засветиться» на поле. Самые толковые свои шансы не упускают.

- Получается, молодым футболистам в клубах доверяют.
-  А как не доверять, если юношеские сборные Германии выигрывают сегодня все соревнования во всех возрастах. Они обыгрывают французов и испанцев. Теперь наглядно видно, что наши парни даже лучше. Сыграло, конечно,  свою роль и принятое Лигой с подачи УЕФА правило, согласно которому воспитанники клуба должны обязательно играть за первую команду. Тренд последних лет – бундеслига неуклонно молодеет.

- Доверяют в Германии и своим молодым тренерам. В России, наоборот, в почете по-прежнему иностранцы, а русские специалисты если и есть, то одни и те же переходят из клуба в клуб. В то время как в Германии из 18 клубов бундеслиги  только в «Боруссии» из Менхенгладбаха работает швейцарец Люсьен Фавр. Все остальные – немцы.
- Причем многие из них не были известными прежде футболистами, хотя прежде тренерский цех тоже был своего рода закрытым клубом. Не имеешь в послужном списке сотни-другой матчей в бундеслиге, даже не думай о тренерском поприще, в твою сторону никто и не посмотрит. Теперь конечно, твоя футбольная биография тоже берется во внимание, но шанс есть у каждого, кто получил соответствующее образование и имеет лицензию. Объясняю это тем, что футбол несколько ушел в науку – его скрупулезно разбирают и анализируют, углубляются в методику и используют для этого специальные технические программы. В таких условиях одного только сугубо футбольного, игрового опыта уже бывает недостаточно.

В клубах бундеслиги специальные группы аналитиков по пять-шесть человек, которые занимаются исключительно тем, что анализируют видеозаписи матчей, разбирают по полочкам действия каждого футболиста и команды в целом. Плюс другие специалисты и у меня создается впечатление, что штаты уж больно раздуты. Просто физически невозможно собрать, продумать и упорядочить  информацию,  созревшую в нескольких головах. Но у кого-то из тренеров нового поколения это получается.

- Предстоящий финал будет и дуэлью тренеров двух поколений. В «Баварии» это Юпп Хайнкес, игрок знаменитой сборной ФРГ 60 – 70-х, в то время как наставник «Боруссии» Юрген Клопп из тех, кто никогда не играл на высоком уровне, и известен своим не всегда уровновешаным поведением и довольно длинным языком, что не помешало ему, правда, собрать великолепную команду. На чьей стороне будут симпатии немцев?
- У мюнхенской «Баварии» поклонников, думаю, побольше, хотя она моложе по возрасту «Боруссии» и не имеет таких традиций, как «Шальке-04» или «Гамбург».  В то же время все, кто не болеет за «Баварию», не скрывают своей явной антипатии к мюнхенской команде. Это, скажем так, поляризированный футбольный клуб.

- Участники финала сегодня на слуху еще и потому, что «Баварию» летом возглавит Хосеп Гвардиола, прежде работавший в «Барселоне», а за «Боруссию» последний раз сыграет Марио Гетце. Один из тех немецких талантов, про которых мы говорили. Причем переходит он как раз в «Баварию», заплатившую за него рекордные для Германии 37 миллионов евро.
- Сообщение о «Баварии» и Гвардиоле действительно прозвучало как гром среди ясного неба. Испанца все видели в «Челси» или «Манчестер Юнайтед», а тут вдруг Мюнхен. Что ж, этот выбор лучшего на сегодняшний день тренера в мире лишь подтверждает уровень нашей бундеслиги. В любом случае интересно, как будут развиваться события, хотя бы уже потому, что прежде испанских тренеров в немецком футболе никогда, по-моему, не было. Что же касается Гетце, то ему в психологическом плане сложно придется проявить все свои лучшие качества в финальном матче.

- Ваш прогноз на финал?
- Будет жесткая борьба, но думаю, все-таки «Бавария» выиграет, хоть и с минимальным преимуществом.

- Тогда еще один прогноз! Когда хоть одна российская команда сыграет в финале Лиги чемпионов?
- Точную дату вам не назову, но если такое случится, это обязательно будет «Зенит». Российская премьер-лига заметно развивается, определенным толчком в плане развития футбола станет и чемпионат мира 2018 года и начавшаяся к нему подготовка. Для нынешних успехов немецкого футбола заметным толчком тоже  стало проведение в Германии мирового первенства в 2006 году. Мы очень умело использовали этот шанс, инвестиции пошли на пользу стране и спорту. Все это заставило активизироваться  и руководителей футбольных клубов. Они поняли, что в таких условиях можно стремиться к максимальному результату. Но не все происходит самой собой.

В Австрии, где в 2008-м проходил чемпионат Европы, сегодня кусают локти – провели грандиозное мероприятие, выпустили воздух и все на этом, ничего не осталось, и даже построенные стадионы толком использовать не получается.  Думаю, в России такого не случится, и чемпионат мира станет гарантией футбольного подъема в стране. Поклонники футбола любого социального положения найдут себе соответствующее место на новых стадионах. Как у нас в Германии: хочешь стоя смотреть футбол – пожалуйста, хочешь с коллегами и за ужином – плати и тебе выделят место на специальной трибуне.

Досье

Дитмар «Байерсдорфер. 49 лет. Провел более 250 матчей в немецкой бундеслиге за «Гамбург», «Вердер» и Кельн» и только один за сборную Германии. Играл в Италии за «Реджану». По окончании футбольной карьеры закончил университет экономики и политики в Гамбурге,  работал в аудиторской компании и на руководящих ролях в футбольных клубах «Гамбург» и «Ред Булл». С августа прошлого года спортивный директор ФК «Зенит», где отвечает за селекцию, ведет переговоры с клубами, игроками и агентами, занимается выстраиванием современной системы скаутинга, осуществляет организацию работы с молодежью. 

Как работает немецкий конвейер по сборке футбольных талантов

В задачу тренеров, получивших тренерскую лицензию низшей категории, входит просмотр игроков детских любительских команд. По выходным они приходят на матчи региональных турниров и выделяют самых одаренных юношей. Оценка производится по специально разработанным критериям: скорость, физическая подготовка, тактическая грамотность, особенности характера. Если тренер считает игрока перспективным, он заносит его в картотеку и при одобрении родителей приглашает участвовать в программе.

Юношу прикрепляют к одному из опорных пунктов, где он  тренируется раз в неделю, дополнительно к регулярным занятиям в своей команде. В опорном пункте практикуется индивидуальный подход к каждому игроку: тренеры целенаправленно работают над сильными и слабыми сторонами.

Эта часть программы рассчитана на детей от 11 до 14 лет, общее их количество составляет примерно 14 000. Количество «пунктов» было рассчитано просто: путь ребенка на тренировку должен составлять не более 25 км. Обычно футбольный союз арендует поля, где проходят занятия, или договаривается с муниципалитетами и клубами.

У каждого центра должен быть заключен договор о сотрудничестве с общеобразовательной школой, чтобы тренировки не мешали учебному процессу. Футбольный союз дополнительно финансирует те государственные школы, где обучаются будущие «звезды».

Все игроки, попавшие в программу в юном возрасте, имеют карточку в общегерманской компьютерной базе данных, где фиксируются результаты тестов, характеристики специалистов и тренеров, видеозаписи. Это позволяет тренерам региональных и национальных сборных находить самых одаренных игроков.

Помощь в этом тренерам оказывает специальный координационный центр, объединяющий усилия практиков и ученых. Если у специалистов из федерации возникают проблемы, центр дает заказы исследовательским институтам на проведение научных изысканий.                  

Сергей ЛОПАТЕНОК