16+

Что произойдет с платой за горячую воду после 1 июня

31/05/2013

Что произойдет с платой за горячую воду после 1 июня

В феврале этого года Владимир Путин высказал недовольство ростом квартплат. Я занялся изучением этого вопроса еще раньше – как только в декабре получил квитанции с новой графой – ОДН ГВ, общедомовые нужды расхода горячей воды.


           Провел исследование, выяснил, что именно расчеты этих общедомовых нужд и привели искусственному повышению платы (все это было изложено в предыдущей статье). И обратился с заявлениями в прокуратуру и Смольный. Прошло два месяца.

За два месяца произошло следующее: во-первых, были посланы письма с вопросами к власти и получены ответы, точнее, имитации ответов.

Во-вторых, поскольку на жалобы, заявления, письма конструктивно не отреагировал никто – ни прокуратура Санкт-Петербурга, ни Государственная жилищная инспекция, ни губернатор, ни президент, ни премьер (ответов от последних двух нет пока вообще – видимо, обдумывают, что отвечать), с нас взимают по-прежнему лишние деньги за общедомовые нужды горячей воды (ОДН ГВ) и по-прежнему, на мой взгляд, нарушают Правила предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

В-третьих, с 1 июня 2013 года собираются  ввести поправки в Правила предоставления коммунальных услуг в части оплаты общедомовых нужд, что старую тему ОДН ГВ, впрочем, не снимает, а превращает незаконные переплаты ноября 2012 – мая 2013 гг. в долги, которые поставщики горячей воды должны вернуть гражданам.

Мы и ТЭК живем по разным правилам

Начну я со  старой темы переплаты нашим многоквартирным (139 квартир) домом за общедомовые нужды горячей воды. Арифметическую схему правильного и неправильного расчетов я приводить не буду – они описаны в мартовской статье. Приведу лишь суммарные данные по переплате, которые я свел в табличку. В первой вертикальной графе указан тот объем горячей воды в куб. метрах, который дает расходомер УУТЭ – устройства учета тепловой энергии (если быть совсем точным, то расходомер показывает массу воды, которую делят на плотность горячей воды, равную 0,98); во второй вертикальной графе приведены данные, рассчитанные через количество теплоты, т.е. с нарушением формулы из постановления № 354.


Что произойдет с платой за горячую воду после 1 июня

Таким образом, за ноябрь 2012 – март 2013 гг., т.е. за пять месяцев, дом 43 по пр. Науки переплатил ГУП «ТЭК СПб» 150 тыс. 394,13 руб. Дело не в том, много это или мало, дело в том, что нарушен порядок расчета, указанный в постановлении правительства № 354, то есть лишние деньги с нашего дома получены незаконно.

Не особо надеясь на конструктивные ответы (их пока так и не пришло), я предпринял собственное дальнейшее расследование причин происходящего, углубился в подземную толщу нормативных документов и тонкостей расчетов, и вот какая картина нарисовалась.

Прежде всего, оказалось, что для организаций типа ГУП «ТЭК СПб» – Правила предоставления коммунальных услуг, которые утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, -  ничего не значат. Они их если и заметили, то исключительно в той части, в которой это было выгодно им. А в основном они руководствуются совсем другими правилами. В частности, «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», разработанные министерством энергетики РФ и утвержденные 12 сентября 1995 г. И вот по этому документу 18-летней давности наши энергетики, и живут.

То есть мы, потребители, исходим из Правил 2011 года, а теплоэнергетики – из Правил 1995 года. Понятно, что виновато правительства РФ, которое, утвердив Правила 2011, не удосужилось согласовать их с документом 1995 года.

Итак, что следует из того, что потребители живут по одним правилам, а теплоэнергетики – по другим? А вот что.

По потребительским Правилам-2011 в формулу надо подставлять, скажем, за ноябрь 2012 г. величину расхода горячей воды 917,62 куб. м. А по теплоэнергетическим Правилам-1995 (которые мне подробно объяснили в ООО «ТЭК-Сервис» – организации, которая по договору с управляющей компанией нашего дома  обслуживает УУТЭ и производит все расчеты, и посылает отчет в ГУП «ТЭК СПб»), – так вот, по их правилам надо исходить не из фактического объема израсходованной горячей воды, а из количества теплоты, которое прошло через прямой стояк Q3 и обратный, или циркуляционный, стояк (на котором стоят змеевики-полотенцесушители) Q4.

Формулы, по которым считаются Q3  и Q4, я не буду приводить, просто укажу, что согласно этим формулам Q3  = 50,16 Гкал, а Q4 = 19,26 Гкал. Сумма равна 69,42 Гкал. Далее они пересчитывают это количество теплоты в объем в кубометрах, деля его на 0,06 (это деление вообще никем не санкционировано, даже Правилами-1995), получается 1157 куб. м, что на 240 куб. м больше фактического расхода (т.е. дому обошлось дороже на 16 992 руб.). 

Откуда взялись эти 240 куб. м, которые из кранов всех 139 квартир дома на самом деле не вылились? Все дело в том, что по своим Правилам-1995 они считают не объемы, а количество теплоты.

В доме снабжение горячей водой обеспечивают две трубы: прямой стояк и обратный (циркуляционный). В циркуляционном стояке вода циркулирует с одной целью: чтобы в тот момент, когда потребитель открывает кран, вода сразу текла горячая, чтобы ее не надо было сливать, что увеличило бы потребляемый объем ГВ.

Я понимаю циркуляционный стояк как приспособление для доставки  в квартиру воды, оговоренной договором температуры 60 – 70 градусов. А расходы на теплопотери в циркуляционном стояке – накладными расходами производителя услуги по доставке воды. Тем более,  что наличие циркуляционного стояка не увеличивает расхода воды.

Э нет, говорят теплоэнергетики, какие вы хитрые, циркуляционный стояк – это еще и самоценная система отопления санузлов, и мы хотим брать за излучаемое им тепло как за отопление. Поэтому добавляем Q4. Между прочим, возможность это сделать появилась только с вводом в действие Правил-2011. Раньше Q4 было их потерями в трубах, а после принятия Правил-2011 они возложили эти потери на потребителей. Кстати, теперь мы и за нагрев прямого стояка тоже платим (количество теплоты Q3), чего раньше опять-таки не было. Иными словами, мы платим не за горячую воду, которая льется из крана, а фактически за отопление санузлов прямым и обратным (циркуляционным) стояками, что есть извращение Правил-2011.

Я спрашиваю: но ведь услуга подачи горячей воды состоит в том, чтобы подать воду 60 – 70 градусов, и если вы не можете при этом обойтись без циркуляции, то мы-то при чем? Тем более, что мы и так платим за горячую воду в четыре раза дороже, чем за холодную, тут все уже учтено. А вы хотите, чтобы мы еще и эти технологические потери оплатили?

Да, хотим, отвечают мне, так по нашим правилам, на чем разговор и заканчивается. Ибо не в правде Бог, а в силе.

Впрочем, и это еще не все. Например, по выставленному нашему дому  счету-фактуре за ноябрь 2012 г. на горячую воду пошли 54,00 Гкал, а на технологию в горячей воде (т.е. циркуляционный стояк) – 20,48 Гкал. Сумма равна 74,48 Гкал, что почему-то на 5,06 Гкал больше величины Q3 + Q4, рассчитанной по формулам. Откуда взялась эта добавка, которая дому обошлась еще в 5119 руб., одному Богу известно.

В общем, вывод один: Правила-2011 демонстративно нарушаются, начисляют черт знает как, так что концы с концами не сходятся.

Я подробно беседовал с начальником аналитического отдела ООО «ТЭК-Сервис» Надеждой Дмитриевой. Она мне рассказала, что один из председателей ЖСК предложил ей считать параметры для оплаты согласно постановлению № 354. Она на это не пошла: «ТЭК» не утвердит отчет, если в нем считать оплату за ОДН ГВ только по фактическому расходу горячей воды в кубических метрах.

Письма в инстанции писали, во-первых, лично я – в прокуратуры Санкт-Петербурга и Калининского района, губернатору дважды (в том числе через «горячую линию» Смольного), был  на приеме у зам. начальника Государственной жилищной инспекции, по итогам встречи получил ответ; во-вторых, писала редакция журнала «Город 812» – прокурору Санкт-Петербурга; в-третьих, депутат В. Нотяг тоже написал прокурору города, в-четвертых, по моим материалам межрегиональная общественная организация защиты прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах «Дозор» написала президенту, председателю правительства и губернатору СПб.

В результате я имею четыре бессмысленных ответа из администрации Калининского района (губернатор меня вниманием ни разу не удостоил), письмо сектора писем управления по обращениями и жалобам администрации губернатора (о том, что мое заявление отправили в администрацию Калининского района), письмо из прокуратуры города о том, что мое письмо послали в прокуратуру Калининского района, два письма из прокуратуры Калининского района о том, что они мои заявления переслали в Государственную жилищную инспекцию и в администрацию Калининского района, наконец, два письма из Государственной жилищной инспекции о том, что отдельные нарушения выявлены, но в том, что касается оплаты за ОДН ГВ, то с этим все в полном порядке. Так зам. начальника инспекции Е. И. Тратников в письме от 25 марта 2013 г. заверил меня, что расчеты в квитанциях произведены «с использованием формул, указанных в Постановлении Правительства РФ № 354».

Конечно, эти формулы использованы, но использованы и другие формулы, которых вовсе нет в постановлении № 354, которые сильно увеличили величину платы за ОДН ГВ, и именно про их происхождение я и спрашивал, но ответа не получил. Килограмм бумаги, а пользы – ноль.

Были получены еще два ответа. Прокуратура Санкт-Петербурга 17 апреля 2013 г. ответила редакции журнала и 7 мая 2013 г. депутату Нотягу В. О., а организации «Дозор» 26 апреля ответил председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению А. Бондарчук.

Ответы прокуратуры редакции и депутату Нотягу (ответ ему шел в пределах Исаакиевской пл. из прокуратуры города в ЗакС 14 дней) идентичны. Мы спрашивали прокурора города про схему расчета ОДН ГВ, которая применяется в Петербурге, но противоречит постановлению № 354, про конкретную формулу из Правил предоставления коммунальных услуг, а заодно указали на то, что тариф на отопление и на горячую воду комитетом по тарифам дан в одних единицах – Гкал, что неверно в силу постановления № 354, согласно которому тариф на горячую воду должен даваться в кубических метрах.

Они ответили лишь на второй вопрос, сообщив, что тарифы на теплоснабжение и горячую воду, действительно, не разделены в силу существующего законодательства. Министерство регионального развития попыталось было разделить эти тарифы, разработав Методические указания таким образом, что теплоснабжение учитывается в Гкал, а горячая вода по удельной стоимости 1 кубометра горячей воды, однако Высший арбитражный суд РФ решением от 29.06.2012  эту новацию отменил. 

При этом оказалось, что федеральным законодательством внесены изменения, касающиеся порядка установления тарифов на горячую воду для открытых систем теплоснабжения, вступающие в силу с 1.01.2013. Однако тариф на горячую воду для населения в установленном порядке в Санкт-Петербурге не утвержден, в связи с чем 15.03.2013 председателю комитета по тарифам внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Я понимаю это так, что действующие тарифы на горячую воду, по которым мы платим деньги, вообще незаконны. Правда, прокуратура тут же оговорилась – объяснив, что правительство РФ не разработало и не утвердило методические указания по расчету тарифов, так что в СПб не виноват никто.

А вот про нарушения формулы расчета ОДН ГВ советник юстиции В. Д. Мельник, зам. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры СПб, не написал нам ничего. Хотя существующий порядок расчета ОДН ГВ прямо нарушает федеральное законодательство, надзор за исполнением которого входит в обязанность В. Д. Мельника.

В «Дозор» глава комитета энергетики Смольного А. Бондарчук прислал обстоятельное письмо на трех страницах. Письмо настолько обстоятельно, что если бы автор коснулся политического положения на Ближнем Востоке, то и это не показалось бы странным.  Много слов потрачено на рассказ о тарифах, но ни звука о том, что порядок расчета ОДН ГВ нарушает постановление № 354, о чем «Дозор» и написал губернатору. При этом в письме дважды упоминался коэффициент 0,06, но ни слова о главном – откуда он вообще взялся, каким законом или постановлением введен.

В результате всей этой переписки на прямо поставленные вопросы не ответил никто! И, как сообщила прокуратура, «оснований для дополнительных мер прокурорского реагирования в настоящее время не установлено». Может быть, надежду, по мнению прокуратуры должно внушать выражение «в настоящее время» – т.е. если в будущем на то же несоответствие укажет В. В. Путин, то прокуратура способна и отреагировать.

Что впереди

С 1 июня этого года вносятся изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены постановлением № 354. Власть вроде бы отреагировала, повернулась к народу лицом. Собственно, важных изменений приблизительно два: за общедомовые нужды оплата будет производиться по нормативу и ликвидируется разделение на отопление квартиры и общих помещений.

Первое изменение. Предложен норматив 3,81/6 = 0,635 куб. м горячей воды на каждого жильца, проживающего в доме. В моем доме в декабре 2012 г. числилось 256 человек, следовательно, ОДН ГВ составит 256 х 0,635 = 162,56 куб. м. Это меньше, чем 462,33 куб. м, за которые с нас за декабрь взяли деньги, но больше фактического общедомового расхода в 54,97 куб. м.

Однако уже было сказано (ссылаюсь на «Российскую газету» от 26 апреля), что «если реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой управляющие будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за счет статьи «содержание общего имущества»». Т.е. окажется, что по статье ОДН ГВ с дома взыщут 162,56 х 70,5 = 11460,48 руб., а остальное (462,33 – 162,56) х 70, 5 = 21 133,79 руб. заберут по графе «содержание общего имущества» (СОИ). И какая разница людям? В чем смысл? Чтобы формально выполнить приказ Путина и в графе ОДН поставить поменьше, а сумму все равно с населения собрать?

Так что проблема с нарушающим постановление № 354 начислением ОДН ГВ все равно останется. Только ОДН ГВ станет ничтожным, а  появится или вырастет СОИ. Иными словами, как выразился мой любимый писатель В. С. Черномырдин, «мы продолжаем то, что мы уже много наделали».

Второе изменение. Что же касается отказа от деления платы за отопление на «отопление» и ОДН ОТОПЛ, то это и вовсе не имеет никакого значения, если тут не окажется какого-то подвоха.

Об одном живучем предрассудке

Есть расхожее, но неверное мнение, будто общедомовые нужды горячей воды такие большие из-за огромного числа неучтенных граждан, живущих в доме. Это не так. Поскольку берут с нас плату не за потребленные литры.

Понятно, что в каждом доме могут быть квартиры, как оборудованные счетчиками расхода ГВ и ХВ, так и не оборудованные. Первые дают фактические данные. Со вторых берут по нормативу в зависимости от числа учтенных жильцов.

Так, в ноябре 2012 г. в моем доме в 139 квартирах проживало 258 человек (учтенных). По квартирным счетчикам (66 квартир) было начислено 283,14 куб. м, по нормативам (для 73 квартир без счетчиков) – 495,30 куб. м (при нормативе 3,81 это 130 человек). Всего расход 778,44 куб. м. Реальный расход воды по расходомеру составил 917,62 куб. м. Но  с нас взяли плату за расход в 1517 куб. м.

То есть даже если в нашем доме и живут неучтенные граждане, больше, чем 915,6 куб. м горячей воды, мы все вместе никак не смогли израсходовать. Но с нас-то все равно взяли за 1517 куб. м, т.е. на 600 куб. м больше реального расхода.

Кстати, по холодной воде за ноябрь 2012 г. и за март 2013 г. наблюдается недобор фактической величины по сравнению с вычисленной (данные счетчиков плюс по нормативам). В ноябре 2012 г. разница составила 193,81 куб. м холодной воды, в марте 2013 г. – 216,55 куб. м. То есть если даже сколько-то человек в доме живут тайно, они почему-то пользуются только горячей водой, а холодную экономят.                    

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ











Lentainform