18+

Почему власти Петербурга нашли у строителей всего 40 незаконных объектов

03/06/2013

Госстройнадзор опубликовал список 40 объектов, которые в Петербурге строятся без разрешения на строительство. Тем, кто в него попал (и тем, кто не попал, но добровольно сдастся до конца июня), обещана амнистия в виде годовой отсрочки на получение согласований.

           Кто не сдастся и будет пойман – получит штраф. Выходит, что незаконное строительство – это вроде безбилетного проезда на трамвае. Поймали тебя контролеры, заплатил им штраф – и езжай спокойно.

Список-40 – документ, во-первых, удивительный. Почему только 40 адресов, когда все знают, что строительство без разрешений давно стало общим местом. И не потому, что мы такие, – а потому, что жизнь такая. Получать согласования долго, а строить и возвращать кредиты нужно уже сегодня. Поэтому процессы эти часто велись одновременно. Когда дом построят, глядишь, и документы на него подоспеют. И все будет хорошо. И власти, с пониманием относящиеся к проблемам строителей, сделают вид, что так и должно быть.

Иногда, конечно, случались накладки. Кто-нибудь чего-нибудь сливал, и весь город бросался обсуждать: как же так, ЛЭК построил прямо посреди Московского проспекта высотки «Империал», уже подвел их под крышу – а разрешения-то у него нет. Но и эти проблемы счастливо решались.

Если теперь власти утратили взаимопонимание со строителями и не хотят считаться с их проблемами, то почему нарушителей только 40? Неужели все стали приличными и педантично получают необходимые документы?

Так мы перешли ко второму пункту. Списку неприкасаемых. Нетрудно заметить, что из десятка ведущих строительных компаний в нарушители записаны только ЛенСпецСМУ и «Лидер». Ну еще вечный грешник ЛЭК. Выражаясь математическим языком, вычтя из суммы монстров строительного рынка сумму нарушителей, мы получим искомый список.

Понятно, что по каждому конкретному объекту, попавшему в список, есть свои объяснения – как у застройщиков, так и у властей, и с каждым случаем надо разбираться отдельно. Но принцип решения проблемы для всех предложен один. Те, кто значатся в списке нарушителей, должны остановить работы и до мая следующего года получить разрешение на строительство. Для чего необходимо подготовить все документы, подать их в Госстройнадзор, его специалисты проверят соответствие уже возведенных конструкций техническим регламентам и дадут разрешение на строительство.

К тем, кто не сдастся и будет пойман за руку, обещают применять установленные законом меры – штрафы  до миллиона рублей или даже сносы самовольных построек. Впрочем, как подчеркнул вице-губернатора Марат Оганесян, это – мера крайняя и в массовом порядке применяться не будет. Нарушители смогут привести свою документацию в порядок и получить разрешение на строительство.

Все как в трамвае. Заплатил штраф за безбилетный поезд и стоимость билета – и езжай дальше.

Но между трамвайным билетом и разрешением на строительство есть некоторая разница.

Разрешение на строительство выдается на основании двух ключевых документов: утвержденного экспертизой проекта будущего здания и градплана. Градплан – это список всех ограничений, которые законом установлены для данной территории: высота здания, его расположение относительно границ участка, требования охранного законодательства, функциональное назначение и пр.

Что будет, если недостроенное здание не вписывается в эти ограничения? По высотности, расположению на земельном участке, отступу от соседних домов, функционалу и т. д. Получается противоречие градплану, а значит, не может быть выдано разрешение на строительство. Утрясти эти противоречия в рабочем порядке тоже нельзя, потому что они проистекают из требований закона. Значит, либо менять законы, либо – полностью или частично – демонтировать постройку. Однако Смольный обещал, что сносов не будет. Где-нибудь что-нибудь поменяют. Ну и штраф заплатят миллион рублей – целую треть от однокомнатной квартиры.

Собственно, историей это подтверждается. Даже оскандалившийся на весь город комплекс «Империал» благополучно достраивается (как раз на днях ему продлили разрешение на строительство). А пример сноса имеет в буквальном смысле единичный характер: глава ЛенСпецСМУ Вячеслав Заренков согласился сократить на два этажа свою Биржу на Васильевском острове. Да и то в значительной степени это было знаком  доброй воли Заренкова.

В итоге смысл разрешения на строительства как документа меняется на прямо противоположный. Если в теории это – разрешение на строительство того, что можно построить по закону, то на практике – разрешение на строительство того, что уже построено. И в этом смысле мало чем отличается от трамвайного билета. Ну только что штраф немного повыше.                

Антон МУХИН, фото kievgrad.info