16+

«Старшее поколение ТВ приучает к такому же формату, что и младшее - «обо всем понемножку»

05/06/2013

КИРИЛЛ ЛЕГКОВ

Есть фильмы, которые все любят. Это те, «на которых мы выросли». Раньше я не понимал, почему наше ТВ так мало о них рассказывает - про то, как они делались, как сложилась судьба актеров. Ведь это, думал я, помогло бы понять, как снимать хорошее кино, а то сейчас такое мало у кого получается.


            И вот теперь таких передач о фильмах, на которых мы выросли, становится все больше. Но передачи эти, оказывается, тоже разучились делать.
 
Появились фильмы о фильмах,  «вечера воспоминаний» по поводу какого-то хорошего кино, приуроченные, как правило, к дате, когда в студии собираются актеры, режиссеры, их друзья, коллеги. Но мне жалко тех артистов, которых приглашают на федеральные каналы «что-то вспомнить».

Как случилось на этой неделе, когда в студии Первого канала собрались исполнители главных ролей в фильме «Приключения Электроника», «Приключения Буратино» и еще какие-то артисты. Это все в рамках передачи «Доброго здоровьица!» происходило. Что уже странно. Это, наверное, потому, что ведущий там – доктор Малахов.

Но такая уж сетка у Первого: все время про еду, про здоровье, про моду, про женитьбу и развод, ну и Ургант на закуску. По версии Первого, люди только и занимаются тем, что едят, одеваются, лечатся, женятся, разводятся и снова повторяют этот цикл через неделю. Хотя, в сущности, так и происходит. Так что это, может, я зря на Первый брюзжу.

В одном уездном городе, как мы знаем, люди вообще рождались только для того, «чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». И ничего, как-то жили.

Так вот сидят в студии эти киногерои и ведущие по очереди предоставляют им слово. Но что киногерои успевают нам сказать? Так, вспомнить пару эпизодов из фильма – когда никто не брал на себя смелость кидать «чашку с камнями» в вазу, в которой сидел Буратино, так как он была слишком прочная, и можно было зашибить главного героя, и тогда чашку бросил сам режиссер Леонид Нечаев; про то, как Николай Караченцов, игравший Урри в «Электронике», влез в чемодан, в который не помещался Владимир Торсуев, игравший робота.

Потому что за час такой передачи, где сюжеты и разговоры перемежаются с рекламой, нужно еще дать слово и тому, кто знал Рину Зеленую, и тому, кто озвучивал принцессу в мультфильме про Бременских музыкантов, и, главное, дать спеть песню совершенно безголосой девице неизвестного происхождения. Это все упаковывается в идею «Вспомним детство золотое!». И поэтому выходит эта девица и поет песню «Куда уходит детство». Совершенно позорным голосом, которого нет.

Это все для кого показывают – для детей, для взрослых, для рекламодателей или для ведущих?
Для меня один из самых запоминающихся моментов в оригинальном фильме «Приключения Буратино» – это то, что в финале показали, как герои фильма выглядят на самом деле. Приоткрыли немного тайну. Оказалось, Пьеро играл обыкновенный парень. И Мальвина –  не расфуфыренная красавица, а обычная девчонка. Это меня с ними сближало.

Как герои фильмов выглядят сейчас, спустя много лет, тоже интересно. Но интересно же и многое другое. Про то, как делался фильм, что в этом процессе было (процесс-то богаче и сложнее самого фильма), нам не показали. Но хоть бы рассказали, что у этих людей в жизни происходит. Где они? С кем? Как на их судьбы повлияли роли? Понятно, что-то об этом можно найти в интернете. Ну а телевидение для чего тогда? Его в такие часы (разгар дня) смотрят те, кто в интернет не «лазит». Смотрят примерно ровесники тех, кто снимался в этих фильмах. Этим ровесникам ТВ дает минимум: вот, поглядели, как они теперь выглядят – и хватит, передача заканчивается.

А в тех фильмах снимались Николай Караченцов, Владимир Басов, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Гринько. Понятно, что никакой передачи не хватит, чтобы оценить значение каждого. Но если вы пригласили в студию людей, то им-то сказать что-то дайте. Почему они у вас сидят и хлопают тем, кто не умеет петь? Что у них за новые идиотские роли такие?

В общем, старшее поколение у нас теперь приучают к тем же форматам, на которых уже воспитано младшее. Известно, что нынешним детям не нужно показывать длинный фильм с сюжетом и героями. Им надо дать «нарезки» более-менее смешных историй, как на телеканале  СТС. Больший объем информации  дети уже воспринимают. И детям нравится – потому что их нельзя ничем «грузить» – иначе они не будут успевать нажимать кнопки айфона во время еды. 

Теперь решили, что такой же формат подходит для людей другого поколения. «Обо всем понемножку», чтобы сильно не заморачиваться. Вот если ушел кто из жизни, например, Петр Тодоровский, замечательный режиссер, снимавший замечательные фильмы, тогда мы пригласим в студию Наталью Андрейченко и Всеволода Шиловского, дадим им чуть-чуть рассказать про мастера своего дела, отдать дань, так сказать. А если никто не умер – то можно собрать в студии Буратино, Мальвину, Сыроежкина, Электроника, Трубодурочку и познакомить их с доктором Малаховым. Это символично – герои вчерашних дней знакомятся с самим доктором Малаховым!

Хотя этим актерам просто не повезло, что они не вступили на путь криминала. Как сделал Сергей Шевкуненко, исполнитель роли Миши Полякова в фильмах «Кортик», «Бронзовая птица». Про него сняли целый документальный фильм. И я его сам несколько раз видел.

Что тут скажешь, человек заслужил.               

ранее:

«Балабанов мучил себя, мучил своих героев, мучил зрителей. А зачем?»
«Как-то раз я включил телевизор и увидел голую ступню мужика во весь экран»
«Как протекает процесс отелевизоривания? Очень просто...»
 Что надо знать человеку, отправляющемуся в театр
«Кто такой Паулюс? – спросил корреспондент одного школьника...»











Lentainform