16+

Почему первый художественный фильм про Гагарина сняли только сейчас

13/06/2013

Почему первый художественный фильм про Гагарина сняли только сейчас

На экраны вышел фильм «Гагарин. Первый в космосе» - кинобиография первого космонавта и хроника его полета. Помимо неожиданно высокого качества этого фильма обозреватель Online812 удивилась тому, как мало вокруг этого фильма шумихи и в каких непростых условиях он был сделан.


            Он действительно у нас  первый – полнометражный игровой  отечественный фильм про Гагарина.  Удивительно, но страна, которая отправила в космос первого человека, вкладывала огромные суммы в космические программы и до сих пор страшно этим  гордится, так и не сняла кино про момент свое триумфа. Причин несколько. Первая: снять биографический фильм про Гагарина означало  снять и про его гибель через семь лет после полета. Если снять правду, это было бы развенчанием мифа. Вторая причина – неразвитость жанра байопика, т.е. биографического кино.

У нас редко и неохотно снимают  настоящее биографическое кино. Не про антихристов или мучеников, а про людей. Одно дело посмотреть на Сталина во «Взятии Берлина» или перестроечном «Ближнем круге». И совсем другое –   кино, где с большей или меньшей достоверностью восстанавливаются факты его биографии, показывают его ребенком, юношей, потом тираном.  Такого кино у нас нет. Потому что биографическое кино может быть очень банальным. Его задача не столько заставить по-новому посмотреть на жизнь известного гражданина, сколько описать основные факты его биографии. Воскресить их в сознании нового поколения  зрителей. А российскому режиссеру это не интересно, ему про мучеников подавай.

Фильм про Гагарина тоже временами банальный, даже  скучный. Главный герой (Ярослав Жалнин) хрестоматийно положителен – настоящий советский человек, трудолюбив и целеустремлен. Неформальный лидер, но не потому, что больше других хочет стать космонавтом. Это Герман Титов (Вадим Мичман) по фильму гагаринский антипод, готов на многое, чтобы стать первым. Нет, будущий первый космонавт берет  душевной щедростью и готовностью жертвовать собой ради других. Он еще в детстве все это проявил – а в «Гагарине», как в образцовом байопике,  есть и про детство в оккупации, воровал с риском у немцев картошку для младшего брата. В общем, очень в Гагарине силен тот иррациональный дух коллективизма, который и отличает советского человека от любого другого.

Байопик это еще и историческое кино – героя надо показать  в разные периоды  жизни.  Костюмы, реквизит, автомобили, то, се. В западной практике это делается «на раз». Поэтому  уровень достоверности там принципиально выше. В  «Гагарине» прошлое воссоздано ровно так, как позволяет это сделать наш нынешний кинематографический непрофессионализм. Но в «Гагарине» этого непрофессионализма  меньше, чем в других российских биографиях.

Достигнуть конвенционального качества помогает не  бюджет (по разным версиям, от 6 до 9 миллионов долларов), а условность «Гагарина». Почти все его герои, включая главного,   схематичны: Королев (Михаил Филиппов) – всеобщий папа, Хрущев (Вадим Чуприков) –  царь. На заднем плане народ, он сначала  трудится, а  потом ликует. Отсутствие полутонов дает  зрителю возможность додумывать самим. Да, думаешь, реальность была, наверное, посложнее... А то, что испытал сам Гагарин, передает лишь одна его фраза, сказанная на кремлевском приеме: «Думал, ну, слетаю, ну, вернусь. А чтобы так…» Но байопик и не должен объять необъятное. Он обращается  к массовому сознанию, значит, упрощает историю, выделяя в ней главное.

Получается, что самое главное в  истории Гагарина то, что он был всамделишным героем. Настоящим, без дураков. Только подлинный герой, он же  безумец, мог полететь в  непонятный  космос в маленькой металлической коробке, где можно только сидеть и немного приподняться над креслом, когда исчезнет гравитация. Все видели кадры хроники –  Гагарин уже закован в скафандр, уже посажен в кресло, вокруг снуют люди.
Но по этим кадрам не видно, каким маленьким был его корабль. 

Все видели на экране  столб адского пламени при старте. Но где переданы ощущения человека, отделенного от этого пламени не экраном телевизора, а только небольшим количеством металлической обшивки. «Гагарин», вполне заурядный  по своим художественным достоинствам фильм, создает эффект сопричастности первому полету первого космонавта за счет простого пересказа фактов.

История возникновения фильма «Гагарин. Первый в космосе» похожа на сам этот полет. То есть на чудо. 

Фильм  снял  не Федор Бондарчук, а режиссер Павел Пархоменко, до этого работавший художником-постановщиком у Балабанова и  Мамина. «Гагарин»  – второй  его режиссерский проект. Продюсер   –  Олег Капанец,   известный до этого фильмом «Русский регтайм». При этом известно, что биографию первого космонавта хотели снимать на Первом канале, что существовало несколько других проектов и их авторы даже обращались к семье Гагарина с предложениями. Но родным Гагарина понравился сценарий и идея пары Капанец – Пархоменко.

Снимали фильм 6 лет, государство особых преференций не оказывало, а Роскосмос, который указан в тирах фильма, на самом деле не оказал картине никакой поддержки. Вышел фильм через два года после пятидесятилетия гагаринского полета и  оказался вне внимания большинства крупных киномероприятий страны, в том числе «Кинотавра». Идет по стране в количестве 500 копий (для сравнения «Легенда № 17» -1400).

Интересно  другое – почему только пара не слишком известных  в киноиндустрии людей  смогла снять первое вполне удачное биографическое кино. Но здесь как в отечественной космической программе – сделать можно, а вот объяснить нет.                

Елена НЕКРАСОВА








Lentainform