16+

«Почему покупка электробритвы и телевизора напомнила мне советскую торговлю»

17/06/2013

«Почему покупка электробритвы и телевизора напомнила мне советскую торговлю»

В советское время день торговли отмечали в четвертое воскресенье июля. Сейчас день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства (всё собрали!) приходится на третье воскресенье марта. Однако, несмотря на столь радикальный перенос, торговля постсоветская во многом продолжает оставаться классической советской торговлей.


          Некоторым накопившимся в этой сфере наблюдениям, которые каждый может дополнить своими, посвящена эта статья. Это не жалобы, а зарисовки с натуры с выводами.

П/о системы «конверт»

В свое время классик советского реализма Михаил Жванецкий замечал в монологе «О дефиците»: «А кто знал, что уксус будет, а исчезнет горчица? Ну кто?»

Естественно, советского дефицита нет, количество видов уксуса, горчицы и многого прочего исчисляется десятками, однако конструкцию Жванецкого: «а кто знал, что Х будет, а исчезнет Y» я вспоминаю регулярно. Вот кто знал, что в нашем нынешнем потребительском раю невозможно будет купить пододеяльник системы «конверт»?

Поскольку в пяти из обзвоненных мною 13 магазинов вежливый голос спросил меня: «А что это такое?», поясню. Пододеяльники (сокращенно п/о) бывают «мешки» и «конверты». С первым все понятно, отверстие для засовывания одеяла в нем сбоку, на одной из малых сторон прямоугольника. В «конверте» отверстие сделано сверху в виде большого квадрата или ромба. Так что через него виден кусок одеяла. Засовывать одеяло в «конверт» и расправлять его внутри гораздо удобнее, чем в «мешке».

В советское время существовали оба вида п/о. В постсоветское время вид п/о «конверт» вымер, поскольку шить его немного сложнее, чем «мешок». Следовательно он нетехнологичен, следовательно его никто не изготавливает и в продаже его нет. При этом изучением спроса магазины не занимаются принципиально, управлений торговли и горкомов партии, куда можно было обращаться в советское время, тоже нет, поэтому изменить что-либо практически невозможно. Кроме того, п/о теперь украшены целыми картинами, просто белых нет, и тех, кого эти рисунки, орнаменты и проч. раздражает, тоже удовлетворить свой спрос в магазинах не может. Кстати, я выяснил, почему п/о из бязи продают только «рисунчатыми», густо окрашенными. Дело в том, что хорошо отбелить бязь, чтобы постельное белье стало по-советски белым, дорого, с одной стороны, и сложно и нетехнологично, с другой: уже нет соответствующего оборудования. Но не продавать же сероватые п/о, цветом напоминающие портянку! Поэтому бязь красят дешевыми красителями, а потом говорят, что под п/о с рисунками веселее спать. И так «красивше».

Пример демонстрирует основополагающие принципы организации современной торговли: отказ от изучения реального спроса, надежная изоляция руководства всех уровней от покупателей (телефон не добыть, на письма не отвечают), базовая концепция нашего консьюмеризма: покупай то, что есть в магазине. 

Я как-то искал туфли нужного мне типа, найти не мог (мужская обувь производит впечатление привезенных из-за границы неликвидов), и одна продавщица в «Пассаже» сказала очень мудрую фразу: «Вам тяжело, потому что вы знаете, что вам нужно».

Типовой покупатель, с которым хочет и может работать наша торговля, – это человек нетребовательный, который ничего, как правило, не ищет, а выбирает из того, что есть в наличии в торговом предприятии. На это расчет, потому что процентов 80% покупателей (по моей грубой оценке) именно такие. На остальных наплевать.

Я, кстати, прикинул, сколько будет стоить индпошив п/о «конверт» в ателье. Как мне сказали, работа составит 1000 – 1200 руб. за одну штуку. Для полуторного размера (150 х 200 см) на один п/о потребуется 4 м ткани (при ширине 150 см). Если, положим, я хочу льняной п/о, то итальянский лен стоит 590 руб. метр, белорусский лен – 240 руб. метр. Следовательно, один полуторный п/о, если его шить на заказ, будет стоить 3360 – 3560 руб. в первом случае и 1960 – 2160 руб. во втором. Для сравнения: льняных п/о (а они самые полезные) в продаже я вообще не обнаружил, в основном п/о бязевые или из синтетических тканей, бязевый стоит порядка 600 – 800 руб. Такова экономическая сторона проблемы.

Повезло тем, что в советское время запасся «конвертами» до конца жизни.  
 
Канцтовары

Заходя в отделы канцтоваров, я всегда тоскую по временам СССР. На Лиговском пр., 51, находится последний магазин канцтоваров советского типа в Петербурге, который работает нормально. Что это означает? Допустим, я покупаю перекидной календарь, который в СССР был абсолютным дефицитом, как туалетная бумага. В абсолютном большинстве магазинов календарь находится в непрозрачной упаковке и дополнительно запаян в пленку. Посмотреть, как выглядят страницы, до покупки календаря возможности нет. И только в канцтоварах на Лиговском календари всех артикулов в раскрытом виде лежат в витрине. Их можно покупать осмысленно.

Или вы покупаете бумагу – для письма, для принтера. В абсолютном большинстве магазинов все пачки запечатаны, и покупатель не знает, какого качества бумагу он приобретает. Между тем в советское время в каждом магазине канцтоваров лежала на прилавке папка с названием «Образцы продаваемых бумаг». Теперь ее нет практически нигде, и только на Лиговском проспекте такая папка есть.

Электробритва

Не менее познавательной стала покупка новой электробритвы «Филипс». Предыдущую (модель HQ 5421) я купил 27 сентября 2000 г. – бритва проработала 13 лет, и ее пришлось заменить ввиду неремонтопригодности: электродвигатель вместе с редуктором запаяны, смазать их невозможно, а без смазки редуктор стал неработоспособным. С трудом нашел мастерскую, где бритвы «Филипс» ремонтируют: мне предложили оформить заказ в Голландию на новый редуктор. Прикинув, что новый редуктор вместе с установкой будет стоить примерно столько, сколько новая бритва, я решил купить новую. Тоже «Филипс». Потому что если аппарат работает 13 лет, то что может служить лучшей рекламой.

Ту бритву в 2000 г. я купил в фирменном магазине «Филипс» на Невском пр., 102. Там магазина нет давно. В интернете обнаружил, что фирменный магазин есть на Загородном, 16, но там уже, как оказалось, продают мясо. Фирменная торговля голландской электропродукцией закончилась.

Обратился к сетевым магазинам, где обнаружил довольно много моделей электробритв моей любимой фирмы.

У меня было три требования: питание от сети (литиевый аккумулятор не переживет редуктор бритвы), три плавающих ножа и триммер (как на моей старой бритве). Однако такой набор в моделях, выставленных в торговом зале, отсутствовал: от сети питалась бритва без триммера, а там, где был триммер, не было питания от сети. Я купил модель без триммера. Продавец ее нахваливал, подчеркивая, что это отличная бритва в эконом-классе. Перед самой покупкой я все же попросил продавца выяснить, есть ли в модельном ряду электробритв «Филипс» бритва с питанием от сети и с триммером. Продавец посмотрел в компьютер и ответил: нет. Я удивился, но бритву купил, нарушив свой принцип: покупать не то, что продают, а то, что нужно мне.

А дома сделал то, с чего надо было начинать: посмотрел на сайте фирмы «Филипс» весь их модельный ряд. И нашел, что есть три бритвы, которые идеально удовлетворяют моим требованиям. Т.е. продавец меня просто обманул.

После чего снова отправился в «М.видео», но уже подготовленный, причем не только товароведческой, но и юридической информацией из Закона «О защите прав потребителей», поскольку продавец нарушил ст. 4, п. 3 и ст. 8 и 10 закона, скрыв от меня информацию, на основании которой я мог сделать правильный выбор, за что предусмотрена ответственность по ст. 12 указанного закона.

В магазине я пообщался с директором, объяснил, что имел место обман, перечислил статьи закона, дав ощутить всю неотвратимость наказания, упомянул четыре или пять раз Роспотребнадзор и написал заявление, в котором попросил заменить купленную мною бритву на ту, которую я выбрал по каталогу. К моему немалому удивлению, через несколько дней я нужную мне бритву с триммером купил, сдав ту, которую купил сразу в условиях дефицита информации. 

Мораль проста: в магазины нельзя ходить экспромтом, продавцам нельзя верить, а к покупке надо серьезно готовиться. Часто, если товара нет в магазине, продавцы начинают уверять, что такой товар уже не производится вообще. К этому надо быть готовым, чтобы не купить то, что не нужно. 

Телевизор

Телевизор я тоже решил купить фирмы «Филипс» с диагональю 26 дюймов (LED) и начал изучать, где они продаются. Оказалось, что ни в «Юлмарте», ни в «Техношоке» телевизора этой фирмы и такого размера экрана нет. Причем по очень простой причине: это один из самых покупаемых  телевизоров. Казалось бы, дефицита нет, и если это хорошо покупаемый вид телеприемника, так в магазине он должен быть всегда, кроме того, есть смысл организовать прием заявок и т.д. Однако оказалось, что такими глупостями крупные магазины не занимаются. Никаких заявок не принимают, даже нет простого любопытства узнать, что людям нужно. Отдел заказов пропастью отделен от торгового зала и покупателей. Потому что у нас не просто общество потребления, а общество потребления только того, что уже есть в магазине.

Сначала я пытался узнать, когда нужный мне телеприемник поступит в продажу. В «Юлмарте» мне сказали, что поступление новых товаров у них непредсказуемо, как дождь или гроза. Телефоны начальства, естественно, не давали, чтобы никто не создавал беспокойств, на электронные письма не отвечали, почему-то предлагали оставить запись на форуме, где тусуются покупатели.

Я выяснил, что в Петербурге есть представительство фирмы «Филипс», но узнал в нем лишь то, что бизнес по производству и продаже телевизоров бренда «Филипс» давно продан фирме TP Vision Евразия. У которой есть телефон «горячей линии».

Позвонил. Мальчик, который мне ответил, как потом оказалось, находился – не помню точно – то ли в Калуге, то ли во Владимире. И у мальчика, сидящего, положим, во Владимире, я спрашиваю, ощущая абсурд, в котором добровольно участвую: а когда LED телевизор 26 дюймов «Филипс» будет в магазине «Юлмарт» на пр. Науки? Вы не знаете?

Мальчик, сидящий во Владимире, голосом автоответчика благодарит за звонок и внимание к их фирме, но добавляет, что, к сожалению, не может ответить на мой вопрос. Так зачем вы тогда нужны? – спрашиваю я, но этого мальчик не слышит, как и положено автоответчику. После чего пытается заполнить на меня длинную анкету и начинает ровным голосом задавать вопросы. Товар, который я ищу, мальчика вообще не интересует, это не изучение спроса, Боже упаси, его задача – заполнить анкету. На третьем вопросе я отвечаю городу Владимиру, что раз он мне ничего толкового не сказал, то и я ему отвечать не стану. И вешаю трубку.

Вопрос: зачем это всё? «Горячие линии», бренды, вежливые мальчики-автоответчики, сидящие в средней полосе России, и проч.? Во что они играют?

Начинаю звонить в «Техношок».  "У нас известны дни, когда привозят новые товары, – во вторник и в пятницу. Позвоните", – говорят.  Звоню во вторник, звоню в пятницу, опять во вторник… Нет телевизора!

Но вот наступает конец месяца, и дефицит, который я ищу, в «Юлмарте» появляется. Как все просто! Как в добрые советские времена, дефицит завозят к концу месяца, о чем я за 20 лет подзабыл. И тут уже не имеет значения, что магазин создан по американской модели и все тут крутое и продвинутое. В России американскую модель все равно отредактируют согласно принципу Жванецкого, который более фундаментален, чем бозон Хиггса: «Пусть будет все! Но пусть чего-то не хватает!»

Помню, несколько лет назад с трудом нашел сковородник. Сейчас вот хочу заменить старую сумку. Большего размера в продаже есть, меньшего размера есть – а ту оптимальную, которая мне нужна, не купить. Нету.                  

 

Не для кого не секрет, что все лучшее – детям? Но иногда бівает сложно выбрать действительно качественные детские товары, но только не в интернет-магазине детских товаров milam.ru.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ











Lentainform