16+

Может ли петербургский школьник, получив аттестат, поступить в зарубежный вуз

18/06/2013

Может ли петербургский школьник, получив аттестат, поступить в зарубежный вуз

- Было бы слишком самонадеянно назвать Петербург «крупнейшим центром образования». По некоторым общим показателям Петербург действительно приближается к таким центрам, как, например, Лондон, - считает директор Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 Сергей Бурячко


         Например, по количеству университетов – 40 вузов в Лондоне и 61 в Петербурге плюс еще 54 негосударственных. Более 400 тыс. студентов в Лондоне и 450 тыс. у нас. На этом аналогии заканчиваются. В университетах Лондона обучаются свыше 93 тыс. иностранных студентов, что приносит в бюджет города более 1,5 млрд фунтов в год. В петербургских вузах около 17 тыс. иностранных студентов. Это главным образом студенты из стран СНГ, Китая, Индии, Африки и Юго-Восточной Азии. Студенты из развитых стран к нам не едут, что означает, что мы еще не можем конкурировать с ведущими образовательными центрами Европы и Америки.

Есть еще важнейший показатель – количество приглашенных иностранных специалистов, профессоров. Доля иностранных профессоров в преподавательском составе наших университетов ничтожно мала по сравнению с Гарвардом или Стэнфордом.

Наконец, научная деятельность. У нас с советских времен, когда наука фактически была отделена от образования, университеты не выполняют роли научных лидеров.

- Болонский процесс не помогает нашим вузам интегрироваться в мировую систему?
- Болонская декларация была подписана странами Западной Европы в 1999 году, а Россия присоединилась к ней в 2003 году. Цель декларации – создание единого европейского пространства высшего образования. Декларация содержит множество аспектов, призванных способствовать свободному перемещению студентов и преподавателей и т.д. Но у нас об этом почти никто не знает. Зато все знают, что раньше мы учили «специалистов», а теперь, по болонскому процессу, бакалавров и магистров. Что и подвергается критике, часто справедливой. Вошел ли Петербург, в «единое европейское пространство высшего образования»? Следующие вопросы – риторические: может ли студент из Сорбонны свободно приехать в Петербург и поучиться год в СПБГУ, а затем продолжить обучение в Париже? Может ли петербургский школьник, получив аттестат о полном общем образовании, поступить на 1-й курс в Геттинген? Формально некоторые положения Болонской декларации мы выполнили, а фактически нет.

- Что, кроме вузов, нужно городу, чтобы стать привлекательным для студентов?
- У нас очень плохо с библиотеками и вообще с доступом к мировым информационным ресурсам. Библиотеки должны работать круглосуточно и там все должно быть доступно. Смешно сказать, мы ездим в Хельсинки, чтобы поработать в библиотеке! Далее – студентов надо обеспечить недорогим и качественным жильем. У нас этого рынка просто не существует. Приведу пример. Тюбинген – старейший университетский город Германии. Там 90 тыс. жителей, причем треть – студенты! Тюбинген занимает первое место в Германии по уровню жизни, здесь самая дорогая в Германии недвижимость. Тем не менее, студенты снимают квартиру в городе, в непосредственной близости от университета, за 300 – 400 евро в месяц!

- Многие говорят, что реформа средней школы отстает от реформ в вузах?
- Здесь я не соглашусь. Реформа высшей школы отстает от реформы в средней школе лет на десять. Наша средняя школа сейчас уже совсем не похожа на ту «единую трудовую» советского образца, чего не скажешь о многих наших вузах.

- Главное нововведение в школе – ЕГЭ. Скандалы с ЕГЭ в этом году дискредитируют систему?
- ЕГЭ сдают в этом году около 800 тыс. выпускников, и сколько из них воспользовались выложенными в интернете ответами, неизвестно. Вероятно, много. Впоследствии эти люди нечестным образом получат доступ к высшему образованию. Через какое-то время они будут управлять фирмами, занимать государственные должности и писать законы. А что будут делать, а главное, что будут думать те выпускники, которые честно сдавали экзамены и которым не хватит одного балла для поступления на выбранную специальность? Это национальная катастрофа. И ответственность за это лежит на создателях такой жесткой, нежизнеспособной системы, в которой малейший сбой приводит к катастрофическим последствиям. Можно сказать, что существующая система единого государственного экзамена является неустойчивой – малое возмущение в какой-то ее части приводит к бифуркации. Поэтому бороться с нарушениями бесполезно. В другой раз сработает где-то в другом месте. Просто нужна другая система.                 

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото euromag.ru











Lentainform