16+

Чем может обернуться для петербуржца создание комфортной среды около дома

26/06/2013

Чем может обернуться для петербуржца создание комфортной среды около дома

Состоялась представление концепции города-спутника Южный - это крупнейший стратегический инвестиционный проект (общая стоимость 179 млрд руб), который был задуман при прежней городской администрации и поддержан нынешними властями. Online812 выяснил подробности, которые не были озвучены на презентации.


             Группа урбанистов, социологов и архитекторов, координируемых Европейским университетом, по заказу компании «Старт Девелопмент», которая ведет проект Южного, подготовила  доклад о городе-спутнике как альтернативе обычному спальному району.

Авторы доклада уверены, что Петербург будет развиваться преимущественно в южном направлении. Точнее, речь идет о петербургской агломерации, вне зависимости от того, объединятся ли когда-нибудь город и Ленинградская область в единый субъект Федерации. На ближайшие 5 – 7 лет на южных территориях заявлено 10 крупных проектов застройки. Среди них в Пушкине  – на 220 тысяч жителей, в Гатчине на 140 тысяч, в Колпине – на 220 тысяч.


Чем может обернуться для петербуржца создание комфортной среды около дома

Там же «Старт Девелопмент» планирует создать город-спутник Южный на 134 тыс. жителей. Для его успешного развития научная группа выделила четыре основные задачи: занятость, транспорт, качественная среда, участие города или государства.

Пункт первый: занятость. Программа-максимум может состоять из организации инновационных производств и подтягивании к ним бизнес-инкубаторов. В этом случае развитие спутника будет в меньшей степени зависеть от государства.

Программа-минимум предлагает начать с университета. Например, недавно объединенный ФИНЭК-ИНЖЕКОН объявил о том, что ищет территорию для строительства нового кампуса.

В любом случае, речь идет о «кластерном подходе»: образовательная деятельность должна развиваться в тесной связи с разработками, с производством, доведением продукта до опытных образцов.

Пункт второй: транспорт. По мнению экспертов, Киевское шоссе и, особенно, Гатчинская ветка железной дороги не полностью загружены. Минимальным транспортным требованием для Южного станет пуск экспресс-автобуса или скоростного трамвая до нового здания аэропорта Пулково, откуда связь с остальным Петербургом обеспечат другие транспортные операторы. В среднесрочной перспективе необходим запуск электрички-экспресса до Балтийского вокзала, но желательно до Московского вокзала.

В идеале транспортную проблему Южного закроет  скоростной трамвай в центр города как часть единой транспортной системы Петербурга.

Сложнее всего с комфортной средой. С конференций на  "круглые столы" и обратно кочуют разговоры об опыте европейских стран  – Великобритании, Нидерландов, Швеции, Финляндии, Дании и т.д. по созданию комфортной городской среды. В том числе за счет создания общественных пространств. Но эксперты предупреждают: содержание  красивых комфортных общественных пространств неизбежно будет включено в коммунальные платежи. И чем среда гуманнее, тем плата за ее содержание выше. Сколько жители вложат, такую среду и получат.
Один из авторов доклада социолог Олег Паченков приводит пример шведского Мальмё. На территории бывшего порта, недалеко от  знаменитой «Turning Torso» («Вращающийся торс») находится недавно построенный комфортабельный жилой район. Первая линия выходит к воде. Высота зданий не более 4 – 5 этажей, во дворах –сады, ручейки, мостики, паблик-арт. Стоимость  квадратного метра жилья обычная от 3 до 5 тысяч евро. Но владельцы квартир платят примерно 1 – 1,5 тысячи евро ежемесячно за содержание всего этого общественного пространства. Сейчас ведется застройка подешевле высотой до 7 этажей. Там платежи и за пространство будут ниже, но и качество, вероятно, снизится.

Наконец, пункт четвертый: участие государства. Здесь речь может идти о нескольких вещах. Первое -привлечение для сотрудничества ведущих мировых организаций, в которых город заинтересован, например, научных центров, путем заключения межгосударственных или межрегиональных соглашений Другое направление – финансовое участие государства в проекте. Третье – разработка схем льготного налогообложения в обмен на обязательное инвестирование в создание комфортной среды или иную инфраструктуру.

Советский и российский опыт по созданию наукоградов невеклик. Если оставить за скобками города с номерами и прочие закрытые административно-территориальные образования, то  останется новосибирский Академгородок, основанный 55 лет назад.  Но даже успех этой чисто государственной инициативы связывают с легендарными пробивными способностями академика Михаила Лаврентьева, основателя Сибирского отделения РАН.

Район Академический в Екатеринбурге, который начали проектировать в 2005 году и застраивать в 2007-м, петербургские  эксперты считают хорошей задумкой, которая не была последовательно реализована и не стала альтернативой спальному району. Там в 12 км от исторического центра Екатеринбурга на территории 1,3 тыс. га предполагалось поселить 300 тысяч человек. Но правительство не выполнило своих обязательств по развитию транспорта между Академическим и Екатеринбургом. Университетский центр не развился. В результате получилось обычное высотное жилье.

Справка

Удачными примерами городов-спутников рабочая группа Европейского университета СПб считает Милтон-Кинс (72 км от Лондона, 248 тыс. жителей), Марн-Ля-Валле (32 км от Парижа, 300 тыс. жителей), Нью-Сонгдо (40 км от Сеула, 65 тыс. жителей), в меру успешным – Алмере (32 км от Амстердама, 200 тыс. жителей). Государство принимало участие в этих проектах.                  

Вадим ШУВАЛОВ





3D графика на заказ







Lentainform