16+

Четыре основных способа получения телефонных номеров для рассылки смс-спама

27/06/2013

Четыре основных способа получения телефонных номеров для рассылки смс-спама

Более трети СМС-спама, приходящего на мобильники российских граждан, составляет реклама услуг такси. В некоторых регионах с такой СМС-рекламой борются, штрафуя рассыльщиков. В Петербургском управлении ФАС считают, что победить мобильный спам вряд ли возможно до тех пор, пока не изменятся федеральные законы. Между тем Петербург находится на первом месте по количеству СМС-спама в России.


            В начале июня Кемеровское управление ФАС возбудило дело в отношении компании, незаконно рассылающей СМС с рекламой услуг такси. В мае за аналогичные нарушения  были наказаны таксисты Калужской области, еще раньше – в Новосибирске.

Как сообщили Online812 в Петербургском управлении ФАС, за 5 месяцев этого года к ним поступило более 450 обращений по поводу несанкционированной СМС-рассылки. Сколько было возбуждено дел и сколько наказано недобросовестных СМС-рассыльщиков в Петербурге, в УФАС оперативно ответить не смогли.

Действия антимонопольной службы – лишь вялая реакция на разгул мобильного спама в стране.  Людей до печенок достала ненужная реклама, но бороться с ней практически не возможно. Телефонные базы абонентов сегодня продают и используют  все подряд: сотовые операторы, платежные системы  и любые магазины и компании, где вы хоть раз «засветили» свой номер мобильного телефона.

Проблема достигла таких масштабов, что в соцсетях уже появляются группы «против СМС-спама», а в интернете – сайты, предлагающие помощь по отписке от рассылок.  Руководитель первого такого интернет-проекта «СМС не надо!»  Андрей Сергуничев рассказал Online812, откуда  у рассыльщиков берутся номера телефонов.

- Способ получения номеров  достаточно много. Самый главный – через терминалы оплаты. Когда человек пополняет баланс телефона через электронные терминалы типа «Киви», «Новоплат» и другие, его номер автоматически заносится в базу платежной системы. Во всех этих терминалах есть скрытая опция, в которой говорится о том, что после пополнения баланса вы соглашаетесь получать СМС-рассылку. Отказаться от  этой опции при оплате нельзя. То есть, если вы пополняете баланс, вы соглашаетесь с этим условием. Поэтому мы рекомендуем вообще не пользоваться терминалами.

Второй вариант: рассылки могут происходить по базам самих сотовых операторов. Бывают рассылки, на которые  люди дают явное согласие, например, МТС-газета. Но еще есть пункт в договоре, который вы заключаете с оператором при покупке сим-карты.  Там схема почти такая же, как у терминалов. По-моему, формулируется это так, что, подписывая настоящий договор, вы соглашаетесь на получение СМС-рассылок. А чтобы отказаться, нужно потом связываться с колл-центром и делать запрос на отписку. Точно знаю, что у «большой тройки» все обстоит именно так.

Третий способ получения номеров -  простая генерация базы. Некоторые спамеры делают рассылки  по случайно созданным номерам.

Четвертый источник – обмен базами. Часто бывает, что менеджер одной компании переходит в другую, и базу для рассылки забирает с собой.

И самый распространенный легальный способ – это подписка. Например, когда человек заполняет анкету для получения дисконтной карты в магазине или на сайте и  там соглашается  на получение информационных материалов, – рассказывает Андрей Сергуничев.

На сайте «СМС не надо!» ведется статистика поступивших жалоб. Абсолютный лидер по количеству мобильного спама – Петербург. Из 97 тысяч обращений со всей России более трети – из Петербурга. По мнению Андрея Сергуничева, это связано с тем, что Питер  – вообще информационно перегруженный мегаполис.

- Здесь очень активная рекламная среда. Выйдешь на улицу – кругом и листовки, и баннеры, и даже в мегафоны кричат, и СМС без конца приходят. В Москве такого не заметно. Наверное, это такая специфика питерского бизнеса, – предполагает он.

На втором месте по количеству мобильного спама  – Москва, на третьем – Пермский край.
По данным того же сайта, самыми частыми СМС-рекламодателями являются такси, ночные клубы и финансовые учреждения. Почему именно таксисты спамят активнее других – загадка.
-  У таксистов зачастую способ сбора базы нелегальный. Можно предположить, что их услугами люди пользуются чаще, чем другими – ночными клубами, например, или кредитами. Вот они и шлют, кому попало, – говорит Сергуничев.

Корреспондент Online812 связалась с одной из таксомоторных компаний – «Такси «Везет»», рассылающей СМС горожанам, и попросила исключить свой номер из рассылки.  В службе качества «Везет» просьбу записали и пообещали передать руководству. А по итогам ее рассмотрения – перезвонить. Звонок раздался в тот же день.

- Извините за рассылку, мы передадим ваше обращение руководству – Зарипову Марату Рашидовичу, руководителю компании, – сообщила девушка из такси.
– И после этого мой номер исключат из рассылки?
– Мы передадим ваше обращение руководству, – повторила девушка.
– Мой номер исключат из рассылки?
– Мы передадим....

Этот безумный диалог пришлось прервать. С помощью сложных расспросов удалось выяснить, что рассылкой занимается не сама таксомоторная компания, а по договору с ней некий банк «Балтика», который рассылает рекламу всем своим якобы  клиентам. В «Везет»  предложили обратиться с просьбой об отписке от рекламы их такси в этот банк. Как его найти, в «Везет» не говорят. Предлагают как-нибудь разыскать его самостоятельно...


В Петербургском управлении ФАС отмечают, что жалоб о нарушение федерального закона «О рекламе» (по части 1 статьи 18  № 38-ФЗ ), касающихся  поступления на номера мобильных телефонов СМС-рекламы в отсутствии согласия абонентов, стало заметно больше. (За весь прошлый год  поступило  всего 113 таких обращений, а в нынешнем – уже более 450.)

В связи с этим в начале июня в УФАС прошло рабочее совещание, посвященное спам-проблеме. В нем приняли участие сотовые операторы – АО «Мегафон», АО «Вымпел-Коммуникации», АО «МТС», АО «Теле2», представители ГУВД и Прокуратуры.
По итогам совещания был сделан вывод, что ситуация «сложная».

- При получении рекламы посредством СМС или электронной почты, где в качестве отправителя указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя (на латинице), установить фактического распространителя сообщения чрезвычайно сложно, даже посредством привлечения операторами к поиску собственных служб безопасности и правоохранительных органов. Данные отправители работают вне правового поля, не имея договорных отношений с операторами мобильной связи. В настоящее время у операторов связи отсутствуют полномочия на блокировку спама, -  сообщает Управление ФАС по Петербургу.

Для исправления ситуации там предлагают внести изменения в законодательство РФ. В настоящее время в стадии разработки находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О связи», в котором планируется предоставить операторам связи правовые механизмы противодействия массовой рассылке, введя понятие «спам».

Сотовые операторы также уповают на изменение законодательства, уверяя, что без этого  трудно противодействовать спамерам, так как у них «руки связаны».

- У нас есть целый комплекс мер, направленный на противодействие СМС-спаму, – рассказываю в «Билайн». – Работает специальная горячая линия – бесплатный номер 007, на который абоненты могут отправлять информацию о номерах, с которых им приходит спам. Можно также пожаловаться в колл-центр. Мы эти номера оперативно проверяем, и если видим признаки спама – блокируем. Но нужно понимать, что блокировать сообщения с номеров других операторов мы не можем.

Во-вторых, у нас есть технические возможности, чтобы отслеживать спам-атаки. Сейчас компания внедряет крупное антиспам-решение на своей сети. Мы также ужесточаем требования к контент-провайдерам. Если абонент начинает получать различные подписки без своего на это согласия, мы их штрафуем. Размеры штрафов – это коммерческая информация, но суммы серьезные.

Сейчас проходят обсуждение поправки в закон о связи, которые призваны на законодательном уровне защитить пользователей от спама и облегчить работу операторов в этом направлении, – сообщили в пресс-службе петербургского «Билайна».

В петербургском УФАС говорят, что штрафы за незаконную рассылку рекламы составляют от 100 до 500 тысяч рублей. Но пока не известно о том, чтобы кого-нибудь оштрафовали за это в Петербурге.                 

Мария ГОРДЯКОВА, фото tettie.livejournal.com











Lentainform