16+

Вместо дороги Москва - Казань можно построить 60 региональных аэропортов

02/07/2013

Вместо дороги Москва - Казань можно построить 60 региональных аэропортов

Многие российские аэропорты по уровню сервиса и безопасности сопоставимы с аэропортами в африканских деревнях. Как и куда будет развиваться отечественная авиация? Online812 выяснил неизвестные публике подробности.


            Аэропорты повышенного риска

Мнения о ситуации в российском небе у чиновников и участников рынка разошлись.  Заместитель министра транспорта Валерий Окулов представляет ситуацию в веселых тонах. По его словам, Россия сегодня – мировой лидер по росту авиаперевозок: за пять месяцев текущего года – рост 16,2%. В то время как мировой рост – всего 5,3% в год. (Впрочем, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта  IATA, лидером является Китай. – Ред.) Кроме того, рассказывает Окулов, наша страна должна гордиться своим московским авиаузлом.

- Это реальная success story! Мы сумели создать мощный конкурентоспособный хаб! По объему перевозок, по географии,  по частоте полетов он не уступает ни Франкфурту, ни Парижу, – радуется замминистра.

По его словам, рост авиаперевозок превзошел самые оптимистические прогнозы, и поэтому наблюдается дефицит пилотов, авиапарка и аэродромной инфраструктуры.
Участники рынка говорят о другом.

- За московский хаб, конечно, можно порадоваться. Но совокупность всех трех аэропортов Московского авиаузла не дотягивает даже до уровня второразрядного европейского регионального хаба. Общий объем выручки в Москве – миллиард долларов. Для сравнения, в  аэропорту Франкфурта – $3,5 миллиарда, в лондонском Хитроу – почти $4 миллиарда. Эти хабы комфортны как для  пассажирских, так и для грузовых перевозчиков. Во Франкфурте стоят десятки самолетов! А предел возможностей для Шереметьева – приземление одновременно пяти «Боингов -747».  Предел для Домодедова и  Внукова – по два «747»,  – говорит Алексей Исайкин, президент группы грузовых авиакомпаний «Волга-Днепр».

По мнению экспертов, основные болезни, которые сейчас мучают отечественную авиацию, коренятся  в регионах. Региональные аэропорты России по уровню сервиса и безопасности уже догнали дикие аэродромы в слаборазвитых странах.

- Мы  вынуждены были объявить российские аэропорты аэропортами повышенного риска, сопоставимыми с африканскими. Инфраструктура вся изношена, персонал почти не обучается, и он просто не готов к обслуживанию современной техники. Из-за этого мы потеряли несколько двигателей в одном из  сибирских аэропортов. И теперь вынуждены сначала целые экспедиции снаряжать, чтобы убедится перед посадкой, что там все в порядке! – рассказывает Исайкин.

Эксперт Юрий Спекторов – партнер  Bain & Company CIS – привел статистику, о которой предпочитают особо не распространяться в Минтрансе, наверное, чтобы не пугать народ.
Уровень аварийности в региональных авиакомпаниях в 15 раз (!) выше, чем в магистральных, что регулярно приводит к катастрофам. Безопасность полетов вертолетов, по словам Спекторова, еще ниже. За 6 месяцев текущего года в России произошло 6 катастроф с МИ-8,  в которых погибли более 20 человек. Средний возраст самолетов в регионах – 33 года. Из примерно 150 самолетов – 80 составляют российские суда, чье производство завершилось более 20 лет назад. Еще 10%  – это древние иномарки.

- Наиболее адекватные пилоты переучиваются на аэробусы и боинги, чтобы зарабатывать по 10 – 15 тысяч долларов в месяц. Большинство  региональных компаний еле сводят концы с концами.  Летать во многие населенные пункты чисто на коммерческой основе – невозможно. Программы поддержки авиапассажиров не работают, – констатирует Юрий Спекторов.

- Исчезновение авиакомпаний в России происходит каждые несколько месяцев. Во всем мире местные авиакомпании субсидируются местными властями, но не у нас. Региональные аэропорты находятся в ужасном состоянии, но местные власти не хотят отдавать их профессиональным операторам. Сидят на них, как на золотых яйцах! Они, вроде бы и знают, что это что-то очень ценное, но зачем оно им – не понимают, – говорит  глава совета директоров «Базэл Аэро» Андрей Елинсон.

Прорывной самолет-2017

По мнению экспертов, без развития региональной авиации дальнейшее освоение российского неба не возможно. Участники рынка считают, что необходимо поддерживать авиакомпании, как делают это, например, в США или Норвегии. Нужно строить и приводить  в порядок существующие отечественные аэропорты. В России должно быть как минимум  четыре глобальных хаба, ориентированных на транзит. По словам Алексея Исайкина, создание и эксплуатация таких хабов -  прибыльная мировая индустрия,  сравнимая по доходам с сырьевыми компаниями.

В Минтрансе с предложениями бизнеса, вроде бы, согласны, но у чиновников есть собственный взгляд на проблемы. По словам Валерия Окулова, вопрос о субсидировании является «наиболее сладким».

- Авиаперевозки –  самый конкурентный бизнес в мире. Ни в коем случае не нужно субсидировать авиакомпании. Это – порочная схема. Если ты вливаешь в них непонятное количество денег, это еще не гарантия того, что они сделают дешевые билеты. Поэтому субсидировать нужно пассажиров на социально востребованных линиях. А также малопоточные линии в населенные пункты, куда, кроме как самолетом, не  добраться, – говорит замминистра.

По его словам, общий размер субсидирования в этом году составит более 3 миллиардов рублей. В конце июля начнет действовать программа, позволяющая получать авиакомпаниям субсидии не только за пассажиров (когда государство доплачивает половину стоимости билета), а за линии целиком. То есть перевозчику будут компенсироваться убытки от совершенного рейса, вне зависимости от того, сколько пассажиров реально пришло на этот рейс.

В Минтрансе также обещают поддерживать региональные аэропорты. Одна из мер такой поддержки – включение аэропорта в состав федерального казенного предприятия, после чего его содержание берет на себя федеральный бюджет. При этом чиновники сами признают, что это – неэффективно.

- Поскольку деньги направляются, а результатов нет. Нужно создавать меры принуждения, чтобы заставить внедрять в региональных аэропортах безлюдные технологии. Сейчас неоправданно много персонала там. Претензии по оснащению аэродромов мы не принимаем. Государство этим не занимается, и не приведи господи, чтобы занималось. Все что касается терминальных мощностей, площадей -  пассажирских и грузовых, техники по обслуживанию самолетов, терминалов – это дело бизнеса. Развивайте этот бизнес, коллеги!  – призывает Окулов.

Зато в Министерстве транспорта пообещали снизить нормативные требования к местным аэропортам (не такой жесткий досмотр, видеонаблюдение и т.п.) и частично субсидировать региональным авиакомпаниям приобретение самолетов в лизинг.
Заместитель министра промышленности РФ Юрий Слюсарь рассказал,  какие самолеты, по замыслу чиновников, должны летать между небольшими российскими городами. На них российские бабушки скоро будут  в райцентр ко врачу летать.

- В этом году  мы начинаем работу над созданием отечественного самолета вместимостью до 19 мест. Он должен обладать прорывными возможностями! Это будет абсолютно новая машина, сделанная из новых материалов, на ней должны стоять инновационные двигатели. В Париже на «Ле Бурже» было подписано соглашения между госкорпорацией «Ростех» и  канадско-автрийской компанией Diamand Aircraft о локализации производства их легкомоторных самолетов и разработке на этой базе целой линейки наших машин, в том числе и на 19 мест.  Мы надеемся получить новый самолет к 2017 – 2018 году, – рассказал Слюсарь.

А старые отечественные самолеты  и вертолеты будут, по его словам, ремоторизироваться. На АН-2  и МИ-2 поставят новые американские двигатели, которые продлят ресурс авиаветеранов еще на десять лет.

Петр Первый бы расстроился

По мнению Валерия Окулова, региональные хабы, которые как воздух нужны авиаперевозчикам, специально строить не нужно.
– Они уже сами по жизни появляются. Никаким директивным образом ты их не создашь, – уверен замминистра.

По его мнению, уже «по жизни» сформировались региональные хабы в Кольцове (Екатеринбург), Толмачеве (Новосибирск), Емельянове (Красноярск) и Петербурге.
Но они все равно не решают поставленных задач. А Пулково даже вызывает у некоторых перевозчиков недоумение.

-  Я работаю почти четверть века, и у меня – постоянно недоумение: почему груз на Россию идет через Хельсинки? Почему не через Питер, хотя Петром город задумывался как ворота в Европу? Инфраструктура в Питере не развернута, таможня не ориентирована на дружелюбную работу с российским грузом... – удивляется Алексей Исайкин.
По его мнению, даже строящийся новый терминал Пулково не решит проблемы глобально.

- У Питера идеальное местоположение, когда можно обеспечить  мультимодальные перевозки: сочетание моря,  воздуха и наземной доставки. Самый близкий к нам такой модальный аэропорт – в Дубае, несмотря на расстояние. Там именно такое сочетание,  и там созданы все условия для перевозчиков. И груз идет. И люди зарабатывают. В Петербурге нужны последовательные системные решения, а не фрагментами.  Эти решения зависят от региональных властей -  от того, как  они спланируют стратегическое развитие, – говорит Исайкин.

Похоже, что недоумение – вообще самая частая эмоция, которую испытывает сегодня отечественный авиабизнес.  Многим, например, непонятно, почему так много внимания и денег уделяется скоростным железным дорогам. На новую распиаренную Путиным магистраль Москва – Казань планируется потратить 1 триллион рублей. По словам экспертов, на эти деньги можно было бы построить 50-60 региональных аэропортов в чистом поле. А на оставшиеся средства – создать десяток нормальных региональных субсидируемых авиакомпаний.                

Мария ГОРДЯКОВА

Вам предстоит презентация выпускаемой вашим предприятием продукции?  Предлагаем вашему вниманию изготовление и продажа различных выставочных рекламных стендов, ознакомиться с которыми можно на сайте  stillgoroda.ru.











Lentainform