16+

Глава петербургского Горизбиркома - о том, как он будет обеспечивать честность на будущих выборах

09/07/2013

Глава петербургского Горизбиркома - о том, как он будет обеспечивать честность на будущих выборах

Годовщину своего избрания главой Горизбиркома Алексей Пучнин отпраздновал тем, что завершил формирование участковых избирательных комиссий и начал морально готовиться к муниципальным выборам, которые пройдут осенью следующего года.


              - Но ведь закон «Об основных гарантиях избирательных прав», запрещающий такие переносы, стоит куда выше муниципального устава.
– Этот закон содержит ряд статей, регламентирующих вопрос продления полномочий. Но еще раз повторяю: если обнаружится несоответствие федеральному закону, вопрос о назначении выборов будет решаться.

- Пока суд да дело, как раз на следующий сентябрь это все и выпадет.
- Если решение будет принято до конца июля, выборы будут назначены на этот сентябрь.

- Главы ТИКов были назначены еще прежним руководством Горизбиркома. Вы будете их менять?
- Специально такой задачи нет. Менять кого-то потому, что он назначен до меня, неразумно и амбициозно. Системной замены до конца их полномочий не будет, но если кто-то не работает, то никого держать мы не намерены.

- То есть до муниципальных выборов, на которых можно понять, кто как работает, увольнений не будет.
- Да. Уход на пенсию, иные объективные обстоятельства – возможно.

- Говорят, следующие выборы в ЗакC могут проходить уже по смешанной системе. Да?
- Петербург – первый город, который перешел на пропорциональную систему. Этот опыт удачный, доказательством чего является наличие в ЗакСе 5 фракций. Но переход на смешанную систему, думаю, вполне реален. Я высказывался об этом еще до того, как Государственная Дума стала рассматривать возможность такого перехода для себя. Петербургу такое тоже необходимо. И для синхронизации своей избирательной системы с федеральной и с системой избрания депутатов местных советов. И для того чтобы дать возможность избирателям голосовать не только за партии, но и за конкретных кандидатов.

- То есть к следующим выборам система изменится?
- Да.

- Это ваше мнение или ваше знание?
- Я слежу за политическими тенденциями и на основании этого высказываю такое мнение. В 2016 году мы будем предлагать депутатам схему, по которой 25 человек избираются от партий и 25 – по округам.

- Говорят, в Горизбиркоме существует внутренний конфликт вплоть до того, что вы не разговариваете со своим замом.
- Много чего говорят. Приходите на заседание комиссии и сами все увидите.

- Вы уже ощущаете начало избирательной кампании в муниципалитеты?
- Да, для нас было видно, кто из политических партий собирается участвовать в этой кампании по тому, как они выдвигали своих кандидатов в УИКи. В этом процессе участвовали 17, по-моему, партий. Так что сентябрь будущего года кристаллизует политическую среду Петербурга.

- Практика-то показывает, что идти на выборы может кто угодно, но есть действующие депутаты, которые контролируют ветеранско-пенсионерский актив, и они все равно победят.
- Контролируют или работают? Если они в течение всего срока полномочий работали с ветеранами и пенсионерами – разве можно поставить им это в упрек?

- Только они видят в этом свою единственную задачу.
- Не могу согласиться с вашим обобщением. Вот если бы они не работали, то были бы временщиками. Значит, они работой свой задел сформировали.

- Вы можете сделать прогноз, на сколько обновятся муниципалитеты?
- По кадрам – процентов на 30, а по партиям пока рано судить.

- На муниципальных выборах всегда много разного беспредела. Напечатают газету о назначении даты выборов и никому ее не покажут. У вас есть какие-нибудь универсальные средства борьбы с такими вещами?
- Например, идея их синхронизации. Чтобы не было тайных выборов, нужен единый день голосования, и это сентябрь 2014 года.

- Тайные выборы – это только один пример. Можно поменять номера округов и их границы, никого об этом не предупредив.
- Новый закон предусматривает не только формирование УИКов на 5 лет, но и определение избирательных округов на 10 лет. Все они будут сформированы в сентябре-декабре этого года и опубликованы на нашем сайте.

- Если бы УИКи состояли только из представителей партий – это повысило бы прозрачность их работы?
- Не думаю так. Наша идеология – дополнение УИКов представителями общественных организаций. Любых – доноров, автомобилистов, всех, кто не аффилирован с политическими партиями.

- Мы же с вами понимаем, что это просто вывески.
- Мы можем делать допущения. Но я считаю, что в десятилетней перспективе УИК из самого сильного органа, формирующего власть, должен превратиться в самый «слабый». То есть в технический комплекс по обработке бюллетеней. Автоматизация вместо политизации. Ее роль демонизируют именно из-за представителей большого числа партий. Да, как правило, конкуренция позволяет не допустить фальсификаций. Но они ухудшают информационную среду вокруг избирательного процесса. Любая ошибка УИКа раздувается в политический скандал. Вопрос честности выборов – это же не только вопрос вбросов. Чем больше людей настраивают на подозрительность, тем больше они осознанно или неосознанно могут создавать конфликтную среду. Когда у избирателя проверяют паспорт не только при выдаче бюллетеня, но при каждом его шаге, когда наблюдатель садится перед ящиком, пытается вырвать и посчитать бюллетени – все это отбивает желание ходить на выборы и необходимо здесь навестить порядок.

- Многие считают, что предыдущее руководство Горизбиркома поплатилось своими местами за скандальные выборы 2011 – 2012 годов. Вы делаете какие-то выводы из той кампании?
- Я высоко ценю предыдущий состав избирательной комиссии. Слово «поплатилось» тут неприменимо. Найдите хотя бы одно их решение по тем выборам, отмененное в суде. Было порядка 30 судебных процессов, все доказательства тщательно анализировались, но ничего из того, что писали в СМИ, не подтвердилось. Это как с ТИКом 22 – сказали, что документы потеряли. А на самом деле их и не было. Но осадок остался.

- Так вот чтобы осадка не оставалось надо же что-то делать.
- Тогда, если помните, очень много нареканий было к временным участкам, потому что они поздно создавались. При том что это – вещь совершенно законная, дающая возможность проголосовать тем, кто занят на непрерывном производстве. Или даже тем, кто работает до 17 часов, -  с учетом городского трафика такие избиратели не всегда смогут найти в себе силы пойти голосовать. Мы будем создавать такие участки, но не за день до голосования, а как минимум за месяц. А все предприятия, где они могут быть созданы, известны уже сегодня. Но и общественность должна проявлять инициативу не в последний момент. Договориться о допуске наблюдателей на секретные производства, где делают подводные лодки, за один день не получится.

- Однако тем самым вы создаете такие возможности для махинаций, которые нивелируют все преимущества от того, что рабочий получит возможность проголосовать, не отходя от станка.
- Задача избирательных комиссий – дать каждому возможность реализовать свое активное избирательное право. Перефразируя Достоевского про слезы младенца, мы должны, не считаясь с затратами, обеспечить такое право каждому.

- Но вы должны обеспечить еще и честность выборов. А если у вас с ящиком для голосования на дому отправляют всех оппозиционных наблюдателей и сами в это время делают на участке, что хотят – разве это эффективно?
- Давайте больше оппозиционных наблюдателей. Мы каждого наблюдателя примем. Вы ставите нам в упрек, что кого-то отправили с ящиком, а я знаю обратные примеры – жалобы на то, что в машине, где возят ящик, не хватило мест для всех желающих. Любой факт можно  интерпретировать так, как хочется.

- Конечно. Поэтому просто исключите эти факторы. Пришел на свой участок с паспортом — проголосовал. Не пришел – не проголосовал. Никто не умрет от того, что не сможет исполнить гражданский долг.
- Если вы будет в командировке?

- Не проголосую.
- А если хотите проголосовать?

- Попрошу, чтобы командировку перенесли.
- А если это будет командировка в Лондон для интервью с Дэвидом Кэмероном.

- Ну тогда не проголосую.
- Но вы сможете проголосовать в консульстве. Такая возможность предусмотрена. Каждый должен иметь возможность проголосовать. Почему вы сомневаетесь в честности людей?

- Я сомневаюсь в честности системы.
- Вот. А система в вас не сомневается. Правда-то всегда одна. Правда – это голос избирателя.                

Антон МУХИН











Lentainform