Версия для печати
Рубрика: Культура

В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

01/08/2013

Бурное, не по летнему сезону оживление вызвало открытие в Строгановском дворце Русского музея выставки «Красота без гламура?» - ню в русской фотографии с начала ХХ века до наших дней.

           У завотделом новейших течений ГРМ  Александра Боровского, который благословил выставку, нет сомнений: «Красота без гламура,  женщины без одежды, история без купюр». Проект представляет 100 фотографий из частных и корпоративных собраний. Выставка выстроена хронологически, каждому из четырех залов отведено свое время.

Принимая правила игры, делим выставку на периоды. Первый (1900 -1940) — «Тело как тайна». Натурщицы Альфреда Эберглинга выглядят позирующими для живописцев в духе Семирадского. И не мудрено, Эберглинг был учеником Репина. Говорят, художник очень  стеснялся своих фотографических занятий, снимки не печатал рассматривал только стеклянные негативы. Поэтому эти фотографии, много позже переведенные на бумагу, редки и мало известны. Также как почти никто не знал, что подобными фотографиями занимался Борис Смирнов,  известный ленинградский художник по стеклу.


В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

Из фотографов хорошо известных представлены ню в исполнении Николая Свищова-Паолы, Александра Гринберга, Макса Пенсона. Некоторые авторы после подобных съемок получали тюремные сроки.      

Хитом раздела стала «Генеральская жена у зеркала» (1930), дама изображена в белье застегнутом на всем пуговицы, но это, скорее всего, с этого снимка начинается движение папарацци в СССР.

Второй период (1960 — 1990) – «Тело как свобода». Фотохудожники получили возможность изображать красоту женского тела, поэтому модели молоды и привлекательны  Николай Филиппов снимает утренний экзерсис балерины, стоящей на пуантах, Борис Кудряков — загадочную юную особу с птицей, Сергей Борисов – обнаженную с утюгами.


В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

Третий период (1990-2000) - «Тело как бремя». Художники используют  женщин, чтобы рассказать об их тяжелой доле вне зависимости от социальных перемен пришедших в страну, а может, из-за них. Юлия Иво жестко называет фото с живой моделью «Вера- утопленница». Аля Есипович снимает старуху «Без комментариев». Белла Матвеева фиксирует довольно молодых женщин, уставших от собственного «Тела».


В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

Четвертый период (2000-2012) — «Тело как объект». Сейчас фотографов ню интересуют только самовыражение. Ничего чувственного, модель становится предметом, на которой можно показать фактуры, игру тени и света, поупражняться в техниках печати. Честная серия Михаила Коломкарова «Сны Буратино» – про мужские эротические фантазии и комплексы.


В Петербурге можно посмотреть фотографии в стиле ню столетней давности

Вопреки ожиданиям, сторонники борьбы за нравственность игнорировали вернисаж. Впрочем, выставка предусмотрительно  помечена «18+».               

В.Ш.

Полная версия материала: http://online812.ru/2013/08/01/004/