16+

Может ли заемщик победить в борьбе с банком?

14/08/2013

Может ли заемщик победить в борьбе с банком?

На прошлой неделе всем стала известна история, как клиент банка «Тинькофф», житель Воронежа Дмитрий Агарков переписал условия кредитного договора, написанные мелким шрифтом и оформил себе кредит под 0 процентов.


        Сотрудники банка изменений договора не заметили и подписали, Агарков подал на банк в суд и теперь требует компенсации за нарушение договора в размере 24 млн рублей. Теперь сотрудники банков, столкнувшись с проблемой, проверяют подписываемые договоры с особой тщательностью.

В 2008 году Агаркову пришло письмо с предложением оформить кредитную карту. Он согласился, ему прислали договор, он его подписал. Но предварительно поменял условия договора. Вместо предложенных банком процентов по кредиту в договоре значилась:  0%, а также было написано, что «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами». В договоре он также приписал,  что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен», поменяв адрес сайта банка www.tcsbank.ru  на адрес tcsbank.at.ua, где разместил собственные условия.


На сайте было написано, что «банк не имеет право вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке. В случае изменения, дополнения, замены Общих условий в одностороннем порядке Банком, Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий». При расторжении договора банком в одностороннем порядке сумма компенсации клиенту составляет 6 миллионов рублей.


В банке не заметили изменений и подписали бумаги. В 2010 году банк расторг договор с Агарковым из-за просрочек и задолженностей, а затем обратился в суд, чтобы взыскать с клиента 45 тыс. рублей с учетом комиссии. Клиент, сославшись на договор, согласился выплатить лишь основную сумму долга в  19 тыс. рублей. Суд признал его вариант соглашения законным. Затем клиент уже сам подал иск, требуя с банка 24 млн рублей за нарушение пунктов договора.


Владелец банка Олег Тиньков активно обсуждает произошедшее в «Твиттере»:  «По мнению наших юристов, он не 24 миллиона, а реальные 4 года за мошеничество получит», – пишет Тиньков.
Пользователи интернета с Тиньковым в основном не согласны, отзывы восторженные:  «Молодец, парень! Надо брать на вооружение!» Обращаясь к Тинькову, пользователь «Твиттера» Romka пишет: «он же не украл деньги, он придумал, как законно заработать на чужой невнимательности, чем обычно занимаются банки».


Пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО Иван Макаров полагает, что банк отчасти сам виноват -  обычно крупные универсальные банки оформляют кредитные договоры с клиентами в своих офисах, а не отправляют их для подписания по электронной почте.


Впрочем, по мнению аналитика банка БФА Дениса Демина, клиент Агарков создал проблемы не банку, а самому себе: «Я думаю, что банк «Тинькофф» сделает все возможное, чтобы избежать  массовых попыток повторить эту историю. О победе клиента смешно говорить, это же мошенничество, клиент, по сути, подделал документы. У банка есть утвержденные формы кредитных договоров и утвержденные множеством подписей тарифы. Банк не имеет физической возможности работать по не утвержденным форме договора и тарифу. Если бы с подделкой документов было все так просто, то любой менеджер, имеющий доверенность на право подписывать договоры, выдавал бы кредиты себе и своим родственникам под 0 процентов. Общественность думает, что если ты поставил печать, то все законно. На самом деле нет – начнем хотя бы с того, что у нас по Гражданскому кодексу запрещено кредиты под 0% выдавать. Даже при желании банк не смог бы реализовать такой договор».
По мнению Демина, Агаркову остается взвешивать, сколько у него шансов остаться на свободе. «На месте банка я бы превратил  этот процесс в показательный, чтобы  предотвратить волну попыток мошенничества со стороны населения. Есть куча банковских бюрократических механизмов, которые препятствуют таким людям, желающим с помощью сканера и принтера заработать миллионы. В данном случае я полностью на стороне банка».


Иван Макаров, напротив, не уверен в победе банка: «Все спорные ситуации между клиентами и банками должны разбираться в судебных инстанциях. Кто прав, а кто нет, решает суд, который в данной истории уже встал на сторону заемщика. Судя по прозвучавшим комментариям профессиональных юристов, шансы на еще одну победу в суде и взыскание с банка «Тинькофф Кредитные Системы» крупного штрафа у данного клиента весьма велики».       

фото neva24.ru

Анастасия Дмитриева











Lentainform