Вот мы тут сидим, а весь мир только и делает, что обсуждает Олимпиаду в Сочи. Ее предлагается (1) бойкотировать, (2) перенести в другое место, (3) устроить в ее рамках гей-парад, (4) запретить участвовать в ней российским спортсменам.
Гей-парад в Сочи обосновывают необходимостью демонстрации солидарности с российским гей-сообществом. В пользу бойкота приводится исторический прецедент 1980 года. Запрет на участие российской команды, хоть и кажется на первый взгляд парадоксальным, вполне соответствует правилам МОК и тоже оправдан многими прецедентами – хотя бы многолетним запретом на участие команды ЮАР, потому что апартеид – это неспортивно. За перенос в другое место высказался Стивен Фрай. И он тоже ссылается на историю.
В 1936 году летняя Олимпиада проводилась в Берлине. Немцы выиграли это право еще до прихода нацистов к власти, и за полгода до события весь мир спорил, надо ли ее бойкотировать или переносить в Барселону. Из этого ничего в итоге не вышло, и Гитлеру, говорит Фрай, берлинский праздник спорта значительно прибавил уверенности. А как он этой уверенностью впоследствии распорядился, мы все знаем.
Сравнение Путина с Гитлером, конечно, всех возмутило. Самый принципиальный комментатор в Telegraph даже написал, что Фрай своим заявлением оскорбил евреев, потому что отрицает уникальность Холокоста. Аргумент изысканный, но из России не очень понятный: после очередной вспышки публичного антисемитизма в связи с приговором Илье Фарберу как раз и начинаешь опасаться, как бы он ненароком не утратил уникальности, повторившись. Тем не менее, формально Фрай прав: в 1936 году Гитлер вел себя по отношению к евреям, примерно как Путин сейчас по отношению к геям, то есть лишал их прав и создавал атмосферу нетерпимости. Которая и позволила впоследствии без особого сопротивления со стороны общества их уничтожать. Именно в смысле общественной атмосферы международный бойкот берлинской Олимпиады мог бы оказаться полезным – и Фрай призывает не повторять ту же ошибку в случае с Сочи.
Состояние общественной апатии в отношении дискриминации евреев в нацистской Германии описывается термином «банальность зла». Его придумала философ Ханна Арендт, когда писала репортажи с суда над начальником спецотдела Гестапо по «окончательному решению еврейского вопроса» Адольфом Эйхманом. В свою защиту Эйхман все время твердил, что ничего плохого не делал, к евреям ненависти не испытывал, а просто выполнял приказы, как добропорядочный гражданин. Не поверить ему было сложно, и Арендт объясняла читателям New York Times, что зло не обязательно делают злодеи – зло банально в том смысле, что оно совершается руками любого, кто в этот момент не думает, что творит.
Применительно к сегодняшней России это понятие вполне работает: депутаты, проголосовавшие за инициативу Милонова на городском и федеральном уровнях, а также граждане, не особо этим возмутившиеся, суть примеры банальности зла. Единственное, в чем Фрай радикально ошибается, это в приложении этого термина к самому Милонову. Зло, воплощенное в Милонове, никак не банально, а вполне оригинально. Милонов является его источником, это же он придумал, что за «пропаганду» надо штрафовать, а иностранцев – арестовывать и выдворять из страны. Банален был как раз наш президент, просто поставивший подпись под «инициативой из регионов».
Что же до Олимпиады, то угрожает ей, я думаю, не международный бойкот, а естественный ход вещей: какие-нибудь энергосети обязательно не выдержат мощностей снегогенераторов.
фото news2000.com.ua
Ольга Серебряная
- «Быть гомосексуалистом в России означало то же самое, что и быть больным в терминальной стадии»
- За что олимпийцы могут попасть под действие закона о пропаганде гомосексуализма
- Чему удивился Медведев, посетив Сочи
- Валуев «не понимает», что нужно геям
- Власти Сочи будут штрафовать жителей города за «хаос»
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни