16+

Сергея Бугаева (Африку) обвиняют в «торговле тем, что ему не принадлежит»

27/08/2013

Сергея Бугаева (Африку) обвиняют в «торговле тем, что ему не принадлежит»

В Дзержинском районном суде объединены два дела, в которых четыре художника - Олег Зайка, Евгений Козлов, Олег Маслов и Инал Савченков - требуют от художника и коллекционера Сергея Бугаева (Африки) вернуть им 25 картин, созданных в 1980-е годы.


           По версии заявителей, события развивались так. С 15 мая по 7 июня этого года в Музее Академи художеств состоялась выставка «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда», организованная Сергеем Бугаевым. На ней четверка художников обнаружила  6 своих произведений, которые считала давно утраченными. А потом вышел каталог выставки, где авторы увидели еще 19 картин. Все 25  принадлежат Сергею Бугаеву. Истцы требуют их вернуть.

Как сообщил «Городу 812» адвокат Андрей Васильев (его бюро специализируется на защите интеллектуальной собственности), который представляет интересы заявителей, не имеет значения, когда были созданы картины и когда они были утрачены авторами. По закону с того момента как художники узнали, где именно находятся вещи, у них есть три года на подачу иска. Они сделали это гораздо быстрее.

Музей является соответчиком, поскольку юридически еще не установлено  местонахождение спорных картин. Если в суде выяснится, что после закрытия выставки они были возвращены Бугаеву, то претензии к музею отпадут.

Источники утверждают, что эта история не так проста, как выглядит на первый взгляд: «взял – верни». Начнем с того, что в 1991 году Тимур Новиков и Сергей Бугаев передали в дар Русскому музею около 100 произведений группы «Новые художники», к тому моменту уже прекратившей свое существование. Там были и произведения тех, кто сейчас судится с Бугаевым. Прежде чем занести картины в инвентари,  музейщики приглашали художников, чтобы те подтвердили авторство, уточнили даты создания картин,  их названия.
Впрочем, вполне можно допустить, что четыре заявителя не участвовали в этой работе.

В 2005 году  в Третьяковской галерее как специальный проект 1-й Московской биеннале была показана выставка «Сообщники», где из коллекции Сергея Бугаева был составлен раздел, посвященный «Новым художникам». В каталоге этой выставки есть работы истцов, хотя и нет прямых указаний на то, что они происходят из коллекции Бугаева.

В 2010 году в ГРМ состоялась большая выставка группы «Новые художники», которая была задумана еще в 1991-м. Она называлась «Удар кисти». В текстах прямо говорится о том, что Бугаев собирал «Новых художников» и подарил часть своего собрания Русскому музею. В альбоме, выпущенном к этой выставке, например, находим: Олег Маслов «Рука с сигаретой» 1980-е. Собрание Сергея Бугаева. Или: Евгений Козлов. Портрет Георгия Гурьянова. Собрание Сергея Бугаева. Последняя работа воспроизведена и в каталоге выставки «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда».

В общем, не очень понятно, почему художники не предъявляли права на свои произведения раньше.

Конечно, в обоих случаях четыре художника могли на выставки не ходить, книги не читать и про свои работы не знать. Однако источники, связанные с арт-рынком утверждают, что авторство не влечет автоматического признания права собственности. Допустим, что у Бугаева нет документального подтверждения прав на 25 картин. Но и художникам  придется доказывать, что эти картины принадлежат именно им, а не кому-то еще. Тогда потребуются показания свидетелей, которые смогут прояснить вопрос, при каких обстоятельствах та или иная картина попала к Бугаеву.

Наблюдатели выдвигают две версии о происхождении данного конфликта. Первая, что называется, бытовая. Бывшие друзья и соратники по группе «Новые художники» поссорились по своим личным причинам, и теперь художники, не слишком преуспевающие в коммерческом плане, решили насолить Бугаеву, которые раскручен и вхож во властные кабинеты. 

Вторая версия – чисто коммерческая. Эксперты воздерживаются от оценок стоимости 25 картин. В России нет арт-рынка с устоявшимися ценами на современное искусство. Но нельзя исключить, что появился дилер с конкретным заказом и его обещания могут окупить немалые судебные издержки. Здесь уместно вспомнить, что Евгений Козлов, почти 20 лет живущий в Берлине, в этом году стал  участником основного проекта 55-й Венецианской биеннале. Она открылась 1 июня. Всем художникам, которые попадают на эту самую авторитетную выставку в мире, обеспечено повышенное внимание коллекционеров.     

В любом случае наблюдатели рассматривают этот судебный спор как прецедентный. Если суд примет решение вернуть картины художникам, это закроет для публики частные коллекции современного искусства, да и всего искусства.

Практически все собрания современных художников, особенно в Петербурге,  создавались за счет дарений или минимальной оплаты «в карман».  Никаких бумаг не составлялось. Исключения – корпоративные коллекции и собрания олигархов.

Один из коллекционеров ленинградского андеграунда сообщил «Городу 812», что в 1960 – 1970-е годы художники могли в порыве благодушия или из пренебрежения к неудавшимся вещам подарить их, а через пару дней потребовать обратно. В подобных случаях картины или рисунки обычно возвращались.  

Но какой коллекционер захочет рисковать, показывая публично свои сокровища, если на выставку может прийти автор, его наследники, иные претенденты и потребовать картину обратно.

Музеи уже давно насторожились. Приобретая вещи или получая их в дар, они требуют подтвердить происхождение документально. Теперь во избежание скандалов музеям придется требовать провенанс, т.е. подтверждение происхождения, и для показа на временных выставках.

Комментарии

Сергей Бугаев (Африка):

- Речь идет о создании группы во главе с Андреем Хлобыстиным с целью обогащения. Он обиделся, что его работ не взяли на выставку «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда» и подбил художников обратится в суд. То, что они не знали о нахождении их картин в моей коллекции, – полная ложь. Были выставки и каталоги в Русском музее и Третьяковской галерее. В Музее Академии художеств мы делали выставку о героях 1980-х годов. Теперь некоторые из них определили свое реальное место.

Мои интересы в суде будет защищать  Виктория Воронова, известный юрист, руководитель «Юридической Бизнес Коллегии».

Андрей Хлобыстин:

- На открытии «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда» художники Инал Савченков, одноклассник Бугаева по новороссийской школе, и смертельно больной Георгий Гурьянов (скончался 20 июля. – В. Ш.)  увидели свои картины и предложили Бугаеву вернуть их после выставки. Он ответил: покупайте или обращайтесь в суд.

Бугаев давно замечен в торговле тем, что ему не принадлежит.  Я далек от желания с ним судиться. Но он заявляет, что я – никакой не художник и одновременно торгует моими работами. Поэтому я поддерживаю иск художников к Бугаеву.  Это чисто имущественный спор, истцы не требуют денег, а требуют вернуть картины. Там нет никакой политики, все четыре художника от нее очень далеки.                      

Вадим ШУВАЛОВ











Lentainform