16+

Подводные камни закона об образовании: пользу или вред принесет новый документ?

02/09/2013

Подводные камни закона об образовании: пользу или вред принесет новый документ?

1 сентября вступил в силу закон "Об образовании", который устанавливает размер зарплаты учителей, обязывает школьников носить форму, а также обещает всем учащимся страны бесплатное образование. Однако обсуждения закона заставляют задуматься - так ли безупречен документ, регулирующий образование в России?


      Так, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков не нашел ни единого просвета в новом Законе «Об образовании в РФ»:"У меня вызывает опасения весь этот закон, а не какие-то его отдельные положения. Об этом мы уже много говорили еще тогда, когда он рассматривался как проект. Этот закон впитал в себя буквально все самые отрицательные стороны существующей системы российского образования, которые выявились в течение последних 15 лет. Он впитал и узаконил все самые не просто спорные, а отрицательные элементы".

Отрицательными элементами Комков называет финансирование системы образования, которое, по словам чиновника, заставит школы зарабатывать деньги самостоятельно, ЕГЭ, изменение статуса образовательных учреждений на "организации", отсутствие начального профессионального образования, и т.д.

"Ну и самое страшное заключается в том, что этот закон фактически вычеркнул из жизни начальное профессиональное образование в России. Видимо, посчитали, что подготовка квалифицированных рабочих России просто не нужна: ведь рабочие места все равно будут занимать гастарбайтеры. Закон не урегулировал систему оплату труда педагогических работников: соответствующих положений в законе просто нет, хотя мы и настаивали на том, чтобы были прописаны положения о регулировании системы оплаты труда педагогических работников", – приводит слова Комкова в своем блоге пользователь simca.

Что касается оплаты труда учителей, то в законе указано, что уровень зарплаты педагогов должен быть не ниже "средней" зарплаты по региону. Когда Дмитрия Медведева спросили, не ввести ли единую ставку для оплаты труда учителей, то услышали отказ: "Платить всем под одну гребенку вряд ли возможно. Надо понимать, что везде — и не только у нас, но и во всех странах — есть крупные города с более развитой экономикой и финансовой системой, поэтому и разная зарплата. Унифицировать нет возможности: вырастет экономика региона, вырастет и зарплата учителей".

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург отмечает, что для нововведения, касающегося перевода детей с ограниченными возможности в обычные школы, еще слишком рано: "Все кричат, что вот теперь все будет платное. Это ложь, в законе гарантируется бесплатность образования, но в рамках образовательного стандарта. Инклюзивное образование — идея правильная, великолепная, но здесь существует этапность. Я уже знаю регионы, где детей больных бросили в обычные школы и открыли месячные курсы для учительниц для освоения этих программ. Это будет смерть и инвалидам и здоровым, мы все время хотим пятилетку сделать в два года, как при советской власти", – сообщается на сайте bfm.ru.

В новом законе забыли об одаренных детях, отмечает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: "Судьба лицеев, гимназий с углубленным изучением математики, физики на сегодняшний день не ясна. Никакого дополнительного финансирования там не прописано, Не понятно как они будут выживать. Не понятно также, каким образом сделать так, чтобы в дошкольных учреждениях работали настоящие профессионалы".

Учителям достойную зарплату, детям — бесплатное образование. Звучит как предвыборный лозунг. На самом деле, назревшая необходимость. Эксперты единогласно соглашаются, что закон современный, красивый, но во многом не работающий на практике.

ЕГЭ будет совершенствоваться, обещает первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк: "Мы собираемся пойти по пути наибольшей открытости ЕГЭ, – сказала она в интервью для сайта Наука и технологии. – Задания, которые включаются в контрольно-измерительные материалы, должны быть доступны широкому населению задолго до проведения Единого государственного экзамена. Это своего рода подготовка к экзаменам. Необходимо также синхронизировать содержание ЕГЭ и Федерального государственного образовательного стандарта".

Третьяк также отметила, что, возможно, список предметов, по которым можно будет сдавать ЕГЭ, расширится: "У нас два обязательных ЕГЭ – по математике и русскому языку. Вопросы о других предметах, по которым будет в обязательном порядке сдаваться ЕГЭ, постоянно возникают, обсуждаются. Принятие таких решений невозможно без серьёзного детального педагогического обсуждения. Возможно, у нас когда-то и появится обязательный ЕГЭ по физкультуре, но прежде нужно спросить мнение педагогов, медиков, учащихся, родителей".

Даже телеведущая и светская дива Тина Канделаки обеспокоена новым документом: в своем блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы" она опубликовала пост о тонкостях и "пробелах" нового закона.

"Зарплату, конечно, гарантировали, но среднюю, а не конкретную, не за ставку, а вообще. Так что готовьтесь к увеличению нагрузки. В дошкольном образовании закон отделил собственно образование от присмотра и ухода за детьми, за которые появилось право взимать плату – по усмотрению учредителя. Так что готовьтесь к доступным детским садам за недоступную цену. Светские программы о духовно-нравственной культуре обязаны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Так что готовьтесь к ползучей катехизации", – пишет Канделаки.

"Одно ясно: закон дал мало гарантий, но много возможностей. За них придется бороться. Хорошо хоть, есть за что", – на положительной ноте заканчивает свой пост телеведущая.
 
Так ли рады сегодня ученики и педагоги российских школ – пока неясно. Только со временем станет понятно, насколько соблюдается, а, значит: приносит пользу или все-таки вредит образованию новый закон.        

фото meridian.in.ua





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform