16+

Lentainform

Портреты политиков: это мода или общественное явление?

03/09/2013

Портреты политиков: это мода или общественное явление?

После визита депутата Милонова в частный петербургский Музей власти полиция изъяла три картины художника Константина Алтунина, чтобы проверить, нет ли в них признаков экстремизма. Изъяты портрет Милонова, портрет Матвиенко и картина, на которой Путин и Медведев изображены в женском белье. Впрочем, скандал, вызванный закрытием выставки картин Алтунина, выглядит просчитанной пиаровской трехходовкой.


           Юлия Демиденко, замдиректора по науке Музея истории Петербурга:

- Замечаете, что сейчас стало модным изображать политиков и выставлять их портреты в галереях. Все кому не лень, например, рисуют Путина в разных позах и одеждах.
- Нет какой-то особой моды. Это постоянное явление, которое возникает, когда политика оказывается в центре общественного внимания. Хорошая политика, как правило, незаметна и тиха, как воскресное утро. А в центре внимания она всегда попадает из-за каких-либо проблем. Искусство ведь очень чувствительная штука,  как барометр.

Политики стали вызывать к себе интерес, в интернете полно статей на тему «речевой портрет политика» или  – «дети рисуют Путина». Я даже нашла портреты котиков с приписанными к ним фамилиями всяких политических деятелей. Но не знаю, чего здесь больше  – вторичного эха от массовых опросов  про политических деятелей ХХ века и героев России или искреннего желания разобраться, что это за люди такие. Поведение их алогично, речи странны, а поступки вызывающи. А ведь мы от них, так или иначе, зависим – вот и хочется понять, что же это за существа такие... А одна из функций искусства во все времена – когнитивная, оно помогает нашему познанию окружающего. Иногда – парадоксальным образом, показывая это окружающее вывернутым наизнанку или распавшимся на части.

- Являются ли такие изображения искусством или это бизнес, вроде продажи матрешек?
- По-разному. Количество сувениров с Путиным и Медведевым просто зашкаливает. Их  уж точно кто-то собирает, и при внимательном анализе такая коллекция даст не портрет тандема, а портрет эпохи.

- Есть отличие современных портретистов от мастеров соц-арта, изображавших вождей?
- Портреты художников соц-арта имели одну задачу – снять приросшую к портретируемым намертво идеологическую шелуху. Это был общий посыл, заметный у самых разных художников. Сейчас задачи более разнообразны и зачастую размыты – но в целом импульс тот же – изменить точку зрения, «сбить прицел». И вот уже в Сан-Франциско открывают выставку «гламурных» портретов главных политиков ХХ века – в розовых рамочках и с сережками в ухе, кто-то изображает их хохочущими или надувшимися как мыльные пузыри. В любом случае, это снимает излишний пиетет и задает какую-то другую шкалу оценки. В этом смысле мало что изменилось. Другое дело, что изначально отношение к этим людям сейчас иное, чем было отношение в обществе к героям соц-арта. Поэтому эти портреты уж не вызывают идеологического шока.

Впрочем, в нашей стране они еще способны спровоцировать какую-то реакцию. Это занятно. Нигде в мире это уже невозможно.  Мне кажется, что это к политике и к портретному жанру имеет меньше отношения, чем собственно  к искусству  и его осознанию себя. Смотрите, всякие блоги, где про искусство, – почти не собирают аудитории в России, а вот про политику – это да!  Искусство у нас пытается заставить говорить о себе. Для этого все средства хороши.

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа:

- Выставка Константина Алтунина – это политический проект. Она сделана средствами искусства (в жанре карикатуры), но задача ее политическая, на злобу дня. Поэтому выставка и вызвала скандал не в художественном поле. Как известный скандал с карикатурами на Мухаммеда. Выставку закрыли – это удача для малоизвестного автора. В истории искусства изображения политиков всегда либо подобострастные парадные портреты, либо беспощадные карикатуры. Сегодня все очень нервные: в обычной обстановке подобных выставок множество, и никто их не замечает.             

Вадим ШУВАЛОВ